это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1123300
Ознакомительный фрагмент работы:
Современный мир характеризуется быстрыми темпами глобализации и всеобщей компьютеризации. Научный прогресс, движимый требованиями современного общества, совершает мощные рывки вперед для удовлетворения все нужд человечества. Современная философия ориентирована, если не на решение, то на рассмотрение тех сложных и противоречивых вопросов, которые появляются в результате активной деятельности ученых.
Так, на сегодняшний день остро ставится вопрос сознательности искусственного интеллекта, этичности и правомерности использования искусственного интеллекта для службы человеку. Проблема наличия сознания у искусственного интеллекта вызывает многочисленные споры и разногласия. Прежде всего, это обусловлено проблемой этичности исследуемого вопроса, ведь подтверждение наличия сознания у машины может перевернуть весь научный мир.
Заостренное внимание к этому вопросу обусловлено сложной дилеммой, стоящей перед ученым миром: может ли человек создать нечто себе подобное, может ли человек взять на себя роль Бога?
Дэниел Деннет в своей статье «Где есмь я?» обращается к теме Искусственного Интеллекта (ИИ), рассматривая проблему с разных точек зрения. Но будучи эволюционистом-дарвинистом, Дэниел Деннет отстаивает идею возможности наличия сознания у ИИ, аргументируя это тем, что человеческий мозг – это огромная машина, которая продуцирует различные идеи, мысли. Деннет сравнивает человека и человеческий мозг с машиной, ведь мозг – это совокупность клеток, в которых происходят нейронный процессы, наподобие которых происходит в искусственном «мозгу» ИИ.
Сам же искусственный интеллект в научной трактовке выступает как программа, механизм, способный к рефлексии, интеллектуальной деятельности. Но значит ли это, что искусственный интеллект способен осознать себя? Обладает ли искусственный интеллект сознанием?
Эти вопросы довольно сложны и трудно доказуемы. Дело в том, что гипотетическое наличие интеллекта не является прямым доказательством способности машины к самосознанию, к самоидентификации. Так, американский кибернетик Н. Нильсон обозначил проблемное поле исследуемого вопроса, как сложность в точном определении искусственного интеллекта и неясность в вопросе определения интеллектуальной деятельности в целом.
Проблема сознания может быть решена, если будет доказано полная идентичность искусственного интеллекта естественному, но в таком случае, необходимо детально проанализировать каждое свойство и каждую конкретную черту естественного интеллекта на предмет возможного сходства с интеллектом машин. Таким образом, выходит, что «...теоретическое соотнесение искусственного интеллекта с естественным интеллектом - важнейшее условие основательного осмысления возможностей искусственного интеллекта, перспектив его развития, а в то же время и одно из актуальных направлений исследования сознания».
Один из научных подходов к выявлению наличия сознания у машин разработал американский ученый А. Тьюринг. В своей статье «Вычислительные машины и разум», опубликованной в 1950 г. в журнале «Mind», он разработал метод выявления способности мыслить и осознавать. Реализующийся в форме эмпирического исследования.
Не смотря на критику со стороны научного мира, в частности современной философии, подход Тьюринга выдвинул исследование сознания и разумности искусственного интеллекта на новый уровень. Вопрос наличия сознания у машин вызывает больше вопросов, чем дает, необходимые для научных исследований, ответы. Современная наука довольно пессимистично смотрит на проблему выявления сознания у искусственного интеллекта, и это связано с рядом факторов.
Ученый мир призывает к интеграции науки и философии для осуществления нового, более детального подхода к проблеме осмысления феномена сознания, анализу понятийного аппарата и определению границ проблемного поля исследуемого вопроса.
Но не все ученые настроены столь оптимистично. Так, Дж. Серл считает, что у машины нет способности к сознанию, машина способна лишь дублировать как сознательные, так и ментальные феномены, но не способна к самосознанию.
Д. Деннет, напротив, считает, что возникновение сознание в искусственном интеллекте возможно, но лишь при соблюдении особого фактора – необходимо создание гигантской систему искусственного интеллекта.
Можно отметить, что существуют совершенно различные, даже противоречивые гипотезы насчет наличия сознания у искусственного интеллекта, и тем не менее, оптимистически-настроенные ученные продолжают исследования в этом направлении, в надежде найти более точные и неопровержимые доказательства сознательной «разумности» машин. Не смотря на всемирную компьютеризацию и стремительный научный прогресс, большинство ученых склоняются к мысли, что в ближайшее время не удастся создать разум, приближенный к человеческому, и уж тем белее, обладающий самосознанием.
То есть, компьютер и искусственный интеллект далеко не одно и то же, и именно сопоставление этих понятий и их ошибочное приравнивание к одной и той же системе (то есть, компьютер – это искусственный интеллект), затрудняет исследование самого искусственного интеллекта и выявление его специфических свойств и особенностей. Е.В. Комар считает, что проблема исследования искусственного интеллекта и наличия в нем самосознания заключается в неправильной «постановке самой цели и соответствующем инструментальном наполнении».
Ведь будущее развитие компьютера предопределено «эмпирическими рамками действия закона Мура», что отвергает саму возможность бесконечной модернизации компьютерного «разума» до состояния искусственного интеллекта. Сам искусственный интеллект рассматривается не просто как машина, а скорее, как программа, как гипотетическая способность мыслить и рефлексировать. Е.В. комар считает, что сама идея создания искусственного интеллекта нереальна и все, что может создать человек – это «слабая версия» искусственного интеллекта. В то же время, сложнейшие компьютерный программы, находящиеся в разработке ученых отдела искусственного интеллекта, способны не просто воспроизводить информацию, но и создавать нечто новое, творить. Так, программа Emily Howell, созданная профессором Калифорнийского университета Девидом Коупом, может создавать произведения, которые сложно отличить от произведения, написанных человеком.
Можно ли в этом случае говорить об искусственном интеллекте? И является ли творческая деятельность только прерогативой человека? Или она доступна и машине?
Д. Деннет отмечает, что ИИ все-таки может творить. Для этого Деннет создал мыслительный эксперимент, в ходе которого продемонстрировал способность гипотетического ИИ написать гениальное художественное произведение «Спамлет» - аналог шекспировского «Гамлета». При этом Деннет утверждает, что ИИ – так называемый «Спейкшир», способен критически воспринимать создаваемый текст и на основании собственных «ощущений» (критерий оценок) менять и редактировать текст до тех пор, пока не получится стоящее произведение. С Даннетом согласны и авторы статьи «К вопросу о способности искусственного интеллекта к научному творчеству» В.В. Рыжов и В.Г. Сайфулин, которые считают, что искусственный интеллект является идеальной симуляцией человеческого мышления, в следствии чего, способность искусственного интеллекта к творческому мышлению (пусть и в виде идеальной симуляции) гипотетически возможна.
Итак, способен ли искусственный интеллект творить? Возможно ИИ отчасти способен к специфическому математическому творчеству. Но теперь появляется новый вопрос: является ли творческое мышление доказательством наличия сознания у искусственного интеллекта?
Нет. Ведь, творчество или изобретение чего-то нового является прерогативой сознательных существ, но не машин. Искусственный интеллект, если он и существует во всей глобальности и всеохватности данного значения, не способен к самопознанию, к сознанию, даже если и способен создавать некий намек на творчество.
В заключение необходимо отметить, что самый мощный компьютер, самая мощная вычислительная система и самая уникальная компьютерная программа, по своим возможностям и функциональности, не могут тягаться с человеческим разумом. Также вызывает сомнение в наличие сознания у искусственного интеллекта, ведь в таком случае возник бы ряд этических проблем: как машина будет себя идентифицировать? Способность обучаться и пересматривать свой прошедший опыт и способность рефлексировать – это одно и тоже? И в таком случае, можно ли сказать, что машина рефлексирует? Машина, способная к самосознанию и самопознанию – это просто машина, просто искусственный интеллект или уже нечто большее?
Как показывают современные исследования, вопросов, касательно сознательности искусственного интеллекта гораздо больше, чем ответом. И тем не менее, можно отметить, что большинство ученых склоняются к мысли, что полноценного искусственного интеллекта (приравниваемого к человеческому) не существует. Есть лишь попытки создания такой технологии, симулирующей человеческое мышление, но не способной мыслить самостоятельно, как разумное существо – «разумна машина». В этой связи сложно что-либо говорить о наличие сознание у машины, ведь нет того идеального образца искусственного интеллекта, на котором можно было бы тестировать новые гипотезы и теории, относительно наличия сознания и самосознания у искусственного интеллекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дэниел Деннет. «Где есмь я?» [электронный ресурс]. Режим доступа: https://attachments.vsesdal.com/aukfiles/i112/i11233/cat1123300/files/Dennet_-_Gde_esm_Ya-1-1_2344699.pdf
Дороганов В.С., Баумгартэн М.И. ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ СОЗДАНИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА // Вестник КузГТУ . 2013. №4 (98). С. 132-135.
Дубровский, Д. И. Искусственный интеллект и проблема сознания / Д. И. Дубровский // Философия искусственного интеллекта: материалы всерос. междисциплинар. конф., г. Москва, МИЭМ, 17-19 янв. 2005 г. - М.: ИФ РАН, 2005. - С. 26-31.
Комар Е.В. ЭКОЛОГИЯ РАЗУМА И ВОПЛОЩЕННОЕ СОЗНАНИЕ VS ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история . 2015. №3 (44). С. 42-47.
Нильсон, Н. Искусственный интеллект. Методы поиска решений / Н. Нильсон. - М.: Мир, 1973. - 273 с.
Рыжов В. В., Сайфулин В. Г. К ВОПРОСУ О СПОСОБНОСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА К НАУЧНОМУ ТВОРЧЕСТВУ // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2011. №7-13. С. 138-141.
Сёрл Дж. Открывая сознание заново / Пер. с англ. А.Ф. Гряз-нова. - М.: Идея-Пресс, 2002. - 256 с.
Тьюринг, А. Вычислительные машины и разум // Глаз разума / Д. Хофштадтер, Д. Деннетт. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С. 47-59.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Задание по учебной практике, аналитическая...
Отчет по практике, Бизнес и маркетинг
Срок сдачи к 7 мая
Решение трансцендентных уравнений методом итераций
Лабораторная, Численные методы
Срок сдачи к 1 мая
Особенности обучения русскому правописанию младших школьников с задержкой психического развития
Курсовая, Русский язык
Срок сдачи к 27 апр.
Документация, фиксирующая результаты научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях
Курсовая, Специальные системы документации
Срок сдачи к 4 мая
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!