это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1493320
Ознакомительный фрагмент работы:
Современная реальность, в которой происходят глобальные процессы, охватывающие весь мир, диктует свои нормы и правила, которые важно соблюдать. В западном обществе на сегодняшний день толерантность как норма цивилизационного компромисса выходит на первый план среди моральных ценностей, принимая порой утрированные формы, грозящие утрате национальных традиций.
То, что толерантность занимает почетное место в европейском и мировом сообществе в целом вызвано учащением межнациональных, межконфессиональных конфликтов, а также конфликтов на почве гендерного, возрастного, политического, идеологического, классового неравенства.
Сперва, необходимо обратиться к самому определению понятия «толерантность». Так, толерантность представляет собой терпимость к чужим мнениям, убеждениям и верованиям. Это качество, которое характеризует отношение к другому как к личности, которая имеет равные права и обязанности, а также это сознательное подавление чувства неприязни, вызванного отличным качеством у другого или у иной группы лиц.
В 1955 году в ООН была принята Декларация принципов терпимости. В ней под толерантностью понимается «уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». Следовательно, быть толерантным — значит принимать или быть терпимым к чужим верованиям, мировоззрению, национальности, физиологическим особенностям и т.д. Это способность относиться с уважением к чужим потребностям и мнениям. Толерантность также выражает активную и осознанную позицию индивида, тем самым, она проявляет себя как способность активно защищать права индивида и выражать несогласие с любыми видами дискриминации. Она включает ценностно-нормативные, правовые, морально-этические отношения, которые направлены на сотрудничество, гармоничное сосуществование и ненасилие.
Среди критериев толерантности можно выделить такие, как равноправие, взаимоуважение, доброжелательность, терпимость, наличие равных возможностей для всех, сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств, следование традициям своей культуры, свободу вероисповедания и т.д.
Таким образом, если толерантность реализуется через обнаружение общих положительных ценностей, через воздержание от обобщения негативных моментов, через должное уважение к непохожести других людей, через развитие диалога и различных форм общежития во имя общего блага, то такая толерантность служит высокой морально-социальной и конфессионально-мировоззренческой культуре. Высшим уровнем проявления толерантности может считаться нравственная активность как качество, которое выражает высокий уровень нравственного сознания личности, которая отличается устойчивостью нравственного поведения и самосовершенствования, умением держать ответственность при принятии моральных решений, непримиримостью к аморальности, способностью открыто выражать свое мнение.
Толерантность также детерменирует поведение человека в экстремальных ситуациях, способствуя самосохранению своей индивидуальности. Она в то же время связана с ответственностью. Еще К. Поппер разработал «золотое правило» нравственности, суть которого в том, что одним из важнейших компонентов толерантности является ответственность. При таком понимании толерантность рассматривается в качестве непременного атрибута свободного, демократического общества. Исходя из этого, можно смело заявить, что толерантность имеет отношение к морали, которая духовно сплачивает общество и вырабатывает ценности, которые охватывают общество и помогают каждому человеку найти свое место в жизни. Мораль в современном мире необходима для того, чтобы определить нравственный выбор в условиях глобализации, в том числе выявить степень и границы толерантности.
Сегодня мы видим, как освещается толерантность в западном обществе по отношению к чернокожему и восточноазиатскому населению, к их религии, а также толерантность по отношению к сексуальным меньшинствам. И практически, не наблюдаем такое же толерантное отношение со стороны национальных и сексуальных меньшинств. Притом этим меньшинствам отдается большее предпочтение в плане прав и обязанностей, чем коренному населению, или тем, кто придерживается национальных традиций. Существует также крайний вариант позитивной толерантности, при котором сторонники культурного релятивизма стремятся достичь признания всех имеющихся мировых культур в качестве одинаково необходимых.
В связи с этим, возникает такой феномен, как «интолерантность», которая представляет собой убежденность в том, что свойственная группе лиц или отдельному человеку система верований или образа жизни должна признаваться за высшую, а чужие культуры должны подвергаться дискриминации, преследованиям, насилию. Источником такой нетерпимости становятся негативные стереотипы и предрассудки, а также такие явления, как ксенофобия, национализм, фашизм, репрессии, геноцид и др. Проявлением интолерантности в современном мире служит религиозный экстремизм со стороны мусульманских народов, которые активно борются за чистоту своей веры, при этом используют любые формы насилия против других религий. Крайнюю степень этого представляет терроризм, который является одной из самых острых мировых проблем сегодняшнего дня. В отличие от интолерантности мультикультурализм выражает идеи и действия разных групп лиц, ориентированных на достижение равноправия развития разных культур, на преодоление дискриминации, на обеспечение одинаково возможных шансов на социальной лестнице.
Причиной тому, что толерантность как образ жизни приобрела чрезмерные формы влияния на людей, стали глобальные коммуникационные, финансовые, миграционные потоки, которые способствовали размытию границ разных культур и объединения их в едином мировом континууме. Таким образом, создается новое социокультурное пространство, которое воздействует на образ жизни многих людей, заставляет их подчиняться ему, действовать так, как действует большинство. Так, среди европейцев получают порицание те, кто не считает себя толерантным и высказывается против разных меньшинств, даже если такая точка зрения может быть морально оправдана. Например, российское общество пока не воспринимает те особенности менталитета и взглядов, которые характерны для современного европейского человека. Наша национальная культура пока стоит на первом месте, и многие российские граждане не готовы проявлять терпимость по отношению к тому, что может нарушить семейные или религиозные традиций. Вместе с тем, российское государство принимает меры по урегулированию прежде всего именно религиозных или конфессиональных конфликтов, поскольку Россия включает немало национальностей, в том числе и тех, кто соблюдает другие религии, помимо православия. Помимо этого, регулирование вопросов толерантности в России осуществляется на уровне Конституции РФ, которая закрепляет ответственность за действия, которые направлены возбуждение национальной и расовой вражды, на унижение национального достоинства, пропаганду превосходства своей нации перед другими. Из этого следует, что со стороны общества должны существовать различные убеждения нравственного и религиозного плана, а со стороны государства - подтверждение прав каждого гражданина на справедливое отношение и выражение собственных убеждений.
Для чего все-таки необходима толерантность во всем мире? В первую очередь для того, чтобы предотвратить вражду между народами, предотвратить насилие, что грозит выживанию человечества в целом. Целью толерантности является всеобщая свобода, равноправие. Она выступает фактором стабильности общества, устранения социальных конфликтов, разрешения межнациональных противоречий, создания условий для интеграции общества, его сплочения, для диалога между разными культурами. Но, опять-таки, вернемся к тому, что на Западе стали ущемляться права большинства граждан в пользу меньшинств. Так может ли в таком случае толерантность считаться благом? Скорее всего, нет. Толерантность должна служить прогрессу общества, основываться на моральных нормах, учитывать и традиций, касающиеся семьи, национальности, религии, мировоззрения отдельного человека. Она должна быть направлена на защиту равных прав и свобод каждого гражданина, на защиту ценностей других народов, их культур, религий, обычаев. Только тогда толерантность станет восприниматься как благо, как то, что знаменует собой наивысшую ценность - свободу. Как ценность демократического общества толерантность обусловлена моралью, вырабатывающей систему ценностей, связующей воедино свободу выбора и ответственность, что говорит о том, что толерантность предполагает свободу выбора, не совершаемого принудительно, а добровольно. Толерантность, основанная на нравственности, позволяет мирным путем преодолеть разного рода конфликты, возникающие между религиозными, расовыми, национальными, профессиональными, возрастными, политическими, идеологическими, гендерными группами. Она к тому же отражает личные качества человека, его нравственную культуру, его отношение к другим людям.
В условиях того, что в современном мире происходят процессы расширения связей между разными национальностями, народами, культурами, плюрализация всех жизненных сфер общества, толерантность выступает в качестве необходимого элемента современной реальности. И на сегодняшний день задача состоит в том, чтобы сформировать целостное и верное представление о толерантности, которая будет служить на благо всего народа, а не на только лишь признание прав различных меньшинств вопреки всеобщим правам и свободе.
Список литературы
Бачинин В.А. Этика: Энциклопедический словарь. - М.: Изд-во В.А. Михайлова, 2005. - С. 241.
Жигунова Г. Толерантность как ценность гражданского общества / Г. Жигунова. - Власть, 2010. - №1. - С.60-63.
Подгорецкий Й. Толерантность: понятие и концепция / Й. Подгорецкий. - Вестник ТГПУ, 2004. - Вып.2 (39). - С.24- 31.
Касьянова Е.И. Социально-философские основания толерантности / Е.И. Касьянова. - Вестник ЯГУ, 2010. - №1. - С.143-148.
Золотухин В.М. Терпимость и толерантность: сходство и различие / В.М. Золотухин. - Вестник Кузбасского государственного технического университета, 2003. - С.94-100.
Подгорецкий Й. Толерантность: понятие и концепция / Й. Подгорецкий. - Вестник ТГПУ, 2004. - Вып.2 (39). - С.24- 31.
Конституция РФ. Ст.282. - 1993. - С.136.
Декларация принципов терпимости. - Париж, 1955. - С.7-10.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет показателей надежности системы электроснабжения
Решение задач, Надежность электроснабжения
Срок сдачи к 26 апр.
Ответить на 10 вопросов по физике за одиннадцатый класс, фоксфорд
Тест дистанционно, Физика
Срок сдачи к 25 апр.
Получение водорода из синтез газа из твёрдых горючих ископаемых
Презентация, Технология синтетических жидких топлив
Срок сдачи к 26 апр.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!