это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1604937
Ознакомительный фрагмент работы:
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема сознания занимает
центральное место в философской, психологической и социологической
науках. Сознание человека возникло в процессе трудовой общественной
деятельности, поэтому оно является продуктом общественного развития.
Именно в процессе труда, во время изготовления орудий и воздействия на
природу, человек осознает, раскрывает свойства предметов, отделяет
существенное от несущественного, необходимое от случайного. Он осознает
также свое собственное отношение к окружающей среде, к людям, к
обществу и его законам.
Актуальность темы в том, что построение правового государства,
формирование гражданского общества требуют новых подходов к
фундаментальным проблемам правовой теории, выработки новых
нравственных и правовых идеалов, высокой правовой культуры. Становление
правовой основы современного общества требует пересмотра сложившейся
системы ценностей, возрождения нравственно-правовых идеалов
российского народа. Сегодня правовая наука может развиваться, лишь
опираясь на духовный опыт народа,его высокую правовую культуру.
В отечественной литературе правосознание определяется как
совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций,
переживаний, выражающих отношение людей к действующему или
желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям.
По моему мнению, высокий уровень правового сознания позволяет
человеку в максимальной степени удовлетворять свои потребности и
интересы, избегать ошибок в правовом поведении, а, значит, экономить
силы, время, материальные ресурсы.
Н.И. Матузов 1 отмечает, что правосознание выражает оценку права с
точки зрения его справедливости или несправедливости, мягкости или
строгости, совершенства или несовершенства, эффективности или
неэффективности, достоинств или недостатков. Это - разнообразные, порой
полярно противоположные суждения о праве, одобрительная или
отрицательная реакция на его действие. При этом оценивается не только
право, законы, но и другие юридические феномены - законность,
правопорядок, правотворчество, правосудие, акты правосудия, ход правовой
реформы, состояние преступности, деятельность правоохранительных
органов и т.д. Диапазон правосознания весьма широк, он охватывает все
стороны и аспекты правовой жизни общества.
Изучив литературу, я выяснила, что в структуре правосознания
выделяют два элемента: правовую идеологию и правовую психологию.
Правосознание, находит свое воплощение в поведении субъектов.
Оценить степень развития правового сознания, охарактеризовать его
уровень, выявить изъяны правовых установок и оценок можно лишь при
переложении их в практическую среду. Правовая культура выступает
необходимой и естественной средой формирования, развития и практической
реализации правосознания. Являясь неотъемлемым элементом правовой
культуры, правосознание отражает ее, объективируясь в других
составляющих правовой культуры. В связи с этим исследование характера
правосознания будет связано с анализом специфики его проявления через
внешние формы (реальные и вербальные), которые можно выявить в
правовой действительности и которые такому выявлению поддаются.
Согласно использованним источникам, центральным положением
является взаимная обусловленность уровней правовой и нравственной
культуры общества. Нравственные и духовные ценности с одной стороны и
ценностные правовые ориентации, с другой, задают необходимый
жизненный вектор всему обществу. Такие стыковочные элементы позволяют
выделить общую основу из узловых моделей различных подходов и
рассматривать правовую культуру одновременно как деятельностный,
информационно-семиотический и функциональный феномен. Именно
моральное измерение правовой сферы жизни общества объединяет его в
стремлении к совершенствованию и дает возможность для создания
нравственной опоры в условиях процесса глобализации. Аксиологическое
понимание правовой культуры актуализировано в настоящее время
необходимостью формирования нравственной (социальной) ответственности,
как непременного условия самоорганизации общества, становления
правового государства.
Я считаю, что каждая общественная система (правовая, политическая,
экономическая) обладает собственными ценностями, между которыми нет
непреодолимой пропасти, а напротив, функционирование систем невозможно
без взаимодействия составляющих их ценностных отношений. Ценности,
каким бы различным ни было их содержание, наделены и общими
универсальными свойствами.
Ценностные накопления правовой культуры, формирующиеся, в том
числе и в процессе ее взаимодействия с другими областями культуры
(нравственной, религиозной, научной, экономической, политической)
создают духовный строй общества, систему нравственных координат,
обеспечивающих, по образному выражению А.И. Солженицына, «программу
Сбережения Народа» 2 .
В подтверждение данной мысли, хотелось бы привести мнение В.В.
Сорокина, отметившего уникальность российского опыта переходных
преобразований: «Обыденное правосознание большинства населения
оказалось выше по уровню правовой культуры, чем правосознание
государственного аппарата и реформаторских сил. Благодаря устойчивым
представлениям российского народа о взаимной ответственности и
справедливости удалось сохранить относительный порядок».
Принимая во внимание различные основания в определении правовой
культуры, следует рассматривать и входящие в ее состав компоненты как
многовариантные, имеющие множество аспектов, явления. Кроме того, в
юридической науке существуют и иные исследовательские направления
определения правовой культуры (философское, историческое,
социологическое, психологическое, лингвистическое, антропологическое,
культурологическое). Каждый из этих подходов дает свою трактовку понятия
и структурного состава правовой культуры, но именно с помощью
аксиологического анализа «можно дать объективную оценку каждого
элемента правовой культуры, определить его общественно-историческую
значимость».
Можно представить определение правовой культуры как
разновидности духовно-материальной культуры, процесс формирования и
развития которой обусловлен уровнем правосознания отдельной личности и
их объединений, что проявляется в ходе правовой деятельности и
соизмеримо с правозначимыми ценностями 3 .
В теоретической науке неоднократно подчеркивалось, что определение
понятия правовой культуры не должно быть строго производным от
структурных компонентов, входящих в ее состав. Рассмотренные авторские
позиции, интерпитирующие понятие правовой культуры, так или иначе,
отражают и ее структуру, хотя и не детально, не в полной мере. Необходимо
признать, что данный вопрос заслуживает более пристального внимания,
поскольку обладает значимой методологической ценностью. В зависимости
от его решения определяются и направленность исследовательских
изысканий по выявлению специфики различных видов правовой культуры,
определяющих ее развитие факторов, методов и форм ее формирования 4 .
Я выяснила, что правовая культура, также как и правосознание,
понятие многоуровневое и многоаспектное. Можно выделить теоретический,
профессиональный, обыденный уровни правовой культуры; правовую
культуру общества, личности, различных социальных групп и слоев. Особый
интерес в данном случае представляет структурные характеристики
различных видов правовой культуры. Как правило, их рассмотрение в
научной литературе строится на анализе содержательной стороны, тогда как
структурный состав практически не раскрывается.
Рассмотренные теоретические конструкции отличаются друг от друга
количественными и качественными показателями; однако общим в их
разработке является понимание многогранности структуры правовой
культуры, отображение структурных элементов правового сознания, как
базовых компонентов структуры правовой культуры личности и общества,
включенности различных элементов структуры в состав различного рода
деятельности (как правового характера, так внеправового).
Подводя итоги, можно определить, что соотношение правосознания и
правовой культуры целесообразно провести по нескольким основаниям.
Во-первых, они соотносятся между собой как часть и целое.
Правосознание является неотъемлемым структурным элементом правовой
культуры, стержнем, ее субъективным основанием и некой константой, что
при всем динамизме придает стабильность правовой системе. И это
позволяет рассматривать правовую культуру как пространственное поле
правосознания, и в то же время, как ее явление.
Во-вторых, несмотря на различие структур, они обладают внутренним
и внешним содержанием, характеризующимся детерминированностью их
компонентов.
Взаимосвязь понятий «правосознание» и «правовая культура»
обусловлена общностью:
-происхождения, социальной природы и функционирования;
-структурных элементов (правовой психологии и правовой идеологии);
-видов (индивидуального, группового, общественного);
-уровней (обыденного, профессионального, доктринального).
Различия правосознания и правовой культуры состоят в следующем 5 :
-правосознание является понятием более узким по объему, чем понятие
правовой культуры, которое охватывает все стороны правосознания и
представляет собой явление более широкое и «качественно насыщенное» в
единстве правовых знаний, оценок, поведения;
-воплощено правосознание в эмоционально-рациональной сфере
сознания, а правовая культура находит свое выражение, как в самом
правосознании, так и правозначимых действиях, явлениях, институтах. Если
правосознание представляет собой духовную ценность, то правовая культура
-материально-духовную;
-по своей полярности правосознание подвержено негативному
качественному изменению, деформации, тогда как правовая культура несет в
себе позитивный заряд, не существует в негативном качестве. Правовая
культура наделена свойствами противостояния правовому нигилизму, иным
деструктивным изменениям правосознания;
-по динамике изменений правосознание может меняться довольно
быстро, особенно на эмоциональном уровне, тогда, как правовая культура
обладает большей степенью устойчивости и меняется медленно, поскольку
ее состав включает субъективную и объективную стороны;
-по взаимодействию с другими явлениями правосознание является
разновидностью общественного сознания и тесно переплетено с моральным,
религиозным, политическим сознанием. Правовая культура, как часть общей
культуры, не может существовать изолированно от других культурных
областей (политической, научной, художественной).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Велихов А. В. Теория государства и права / А. В. Велихов. - М.: КноРус,
2009. - 384 с.
2. Исаев И. А. Правовая культура России / И. А. Исаев. - М.: Проспект, 2009.
- 96 с.
3. Карпунина В.В., Панферова Н.А. Понятие, структура и элементы правовой
культуры в обществе // Вестник Воронежского института ФСИН России.
2013. № 2. 458 с.
4. Карташов В.Н., Баумова М.Г. Правовая культура: понятие, структуры,
функции: монография. Ярославль, 2008. 351 с.
5. Летушева Н. И. Теория государства и права / Н. И. Летушева, М. В.
Летушева. - М.: Академия, 2006. - 192 с.
6. Магомедов Ш.Б., Амиров М.Г. Правовое воспитание как средство
формирования правосознания и правовой культуры // Юридический вестник
ДГУ. 2014. № 4. С. 88 с
7. Максимова И.М. Правосознание как источник правового поведения
личности: автореф. дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. 98 с.
8. Малько А. В. Теория государства и права / А. В. Малько. - М.: Юристъ,
2000. - 304 с.
9. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм // Теория
государства и права: учебник // под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.,
2007. – 244 с.
10. Микулович Л. С. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2.
Теория права / Л. С. Микулович. - М.: Зерцало-М, 2011. - 336 с.
11. Осипов М.Ю. Понятие и виды действия права // Право и государство.
2007. № 11. 368 с
12. Працко Г.С. Естественное право и правовые законы как фактор развития
правосознания и правовой культуры личности // Философия права. 2014. № 3
(64). 120 с
13. Пятов М. Л. Теория государства и права / М. Л. Пятов. - М.: Форум,
Инфра-М, 2008. - 624 с.
14. Смоленский М. Б. Теория государства и права / М. Б. Смоленский. - М.:
Феникс, 2007. - 288 с.
15. ТолочковаА.Н. Правовая культура личности // Правовая культура. 2014.
№ 1 (16). 182 с
16. Червонюк В. И. Теория государства и права / В. И. Червонюк. - М.:
Инфра-М, 2007. - 704 с.
17. Чупанова А.Ч. Правовая культура и правосознание в системе ценностей
гражданского общества // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 4. 298 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Написать наусную статью на тему" Мотивация и стимулирование трудовой...
Статья, Управление персоналом
Срок сдачи к 30 апр.
Автомобиль КамАЗ-53212 (qн=10 т) перевозит груз первого класса (?=1)...
Решение задач, Логистика
Срок сдачи к 26 апр.
Выполнить расчетно-графическую работу,которая включает в себя две задачи.
Решение задач, теоретическая механика
Срок сдачи к 10 мая
Написать домашнее творческое задание по теме: "Трудовая миграция: причины, классификация видов и форм миграции"
Эссе, управление человеческими ресурсами
Срок сдачи к 27 апр.
Курсовая на тему: « Цифровая трансформация добывающих компаний: современное состояние и перспективы»
Курсовая, Управление цифровой экономикой
Срок сдачи к 5 мая
1. Может ли «хайп» блогеров, которые распространяют информацию о...
Решение задач, Экономика
Срок сдачи к 26 апр.
Связи с общественностью в коммерческой организации: понятие, используемые технологии, проблемы (на примере ооо «сотка» (онлайн-школы)
Курсовая, Основы связей с общественностью
Срок сдачи к 4 мая
Mergers and acquisitions: synergies and post-acquisition performance
Курсовая, финансы
Срок сдачи к 20 мая
Запрет принудительного труда как реализация права на свободу...
Курсовая, трудовое право
Срок сдачи к 2 мая
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!