это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1740278
Ознакомительный фрагмент работы:
Инновации. Робототехника. Нанотехнологии. Двадцать первый век
знаменуется столетием немыслимого развития науки. Мы живём в то
самое время, когда технический прогресс играет первостепенную роль в
жизни общества. Научно - техническая революция является объективной
реальностью нашего времени, которая приносит огромные плюсы в
бытовой сфере жизни общества, но и оказывает значительное влияние на
нравственное сознание человечества. Таким образом, невольно возникает
вопрос: способствует ли научно - техническая революция и её социальные
последствия духовно-нравственному прогрессу личности или ведут к
деградации общества?
Начиная своё рассуждение, хочется отметить: некоторые люди
считают, что, в отличие от технического прогресса, прогресса
нравственности не существует. Кроме того, можно услышать, что в
«старые» времена люди были добрее и нравственнее. Соответственно,
современное состояние общества автоматически оценивается как духовно-
нравственная деградация.
Однако, технический прогресс и нравственность являются
совершенно разными сторонами жизни общества, но тесно связаны между
собой. Технический прогресс представляет собой поступательное развитие
производительных сил общества, науки и техники. Нравственность, в
первую очередь, выступает как синоним морали и этики, то есть это
совокупность внутренних духовных качеств, которые человек сам
определяет для себя, складывающихся на основе идеалов, оценок и
образцов, существующих в обществе.
Очевидность прогресса в науке и технике неоспорима, но можно ли
говорить о нравственном прогрессе, или стоит задуматься о регрессе
нравственности в современном обществе? Или вовсе следует говорить о
новом этапе в развитии современного общества, действующего по
собственным законам? Известны различные мнения по данному поводу,
но, чтобы утверждать наличие или отсутствие нравственного прогресса в
современном обществе, необходимо сравнить уровень нравственности
нашего времени и прошедших эпох.
Некоторые философы считают, что нравственные законы
существуют с момента появления общества, нравственность заложена
природой. Известна и другая теория, которую французский социолог Ш.
Летурно выдвинул в начале XX века в книге «Нравственность. Развитие её
с древнейших времён и до наших дней» [4].
Автор выдвигает собственную классификацию эволюции
нравственности: в ней заключительной является стадия, современная
автору, соответствующая XIX веку, описываемая как промышленная, или
меркантильная мораль. При этом духовно-нравственная эволюция идет по
восходящей линии.
П.А. Кропоткин в своём труде «Этика» [3] выдвигает идею, что
истоком нравственности является общественный инстинкт,
существующий как у людей, так и у животных, а из этого следует, что в
первобытном обществе, нравственность была на высочайшем уровне, так
как имела тесный контакт с природой.
Сравнивая эти две концепции, мы понимаем, что рассуждения П. А.
Кропоткина выглядят недостоверно. Мы помним, что люди с низким
уровнем духовного развития имели дикие и жестокие нравы, а значит,
животные повадки не олицетворяют происхождение нравственности.
Нравственные законы за несколько веков, конечно, претерпели большие
изменения. Они становятся более гуманными, в них вошли социальные
понятия: свобода личности, уважение и многие другие, - не это ли
духовно-нравственный прогресс?
Но всё же, нам кажется, что в современном обществе
нравственность уходит на второй план. Человек ежеминутно развивает
различные отрасли науки, при этом, сам того не подозревая, создаёт
проблему конфликта, ведь подъём в одной сфере обязательно
оборачивается упадком в другой.
Например, государства негласно ведут гонку по созданию мощного
вооружения, это является приемлемым и поощряемым обществом, к тому
же олицетворяет силу страны, но сам факт создания оружия как средства
убийства абсолютно не вписывается в контекст духовно-нравственного
развития.
Вообще, современный моральный конфликт является, в зависимости
от точки зрения, как аргументом к тезису духовно-нравственной
деградации общества, так и признаком нового этапа в развитии
современного общества. Так, медицина в мире достигла небывалых высот,
врач обладает различными приёмами спасения жизни, но иногда бывают
моменты, когда пациент обращается с просьбой прервать жизнь. В одних
случаях медик производит аборт с целью убийства плода, в других -
эвтаназию для прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым
заболеванием, испытывающего невыносимые страдания. Сложно
однозначно ответить являются ли эти ситуации примером
безнравственности, или наоборот новой прогрессивной моралью, но Э.
Фромм считает, что для сферы нравственности наиболее важным является
«сохранение жизни во всех её формах» [5, с. 194].
Кроме того, стремление человечества к общественному развитию
привело к устойчивому эгоизму всех государств по отношению к природе.
Исходя из этого, Буркхардт отрицает нравственный прогресс, так как
критерием нравственности, по его мнению, является способность
пожертвовать собой ради других, а не различия в понимании категорий
«добро» и «зло» [1, с. 64].
Если человек не сможет подавить этот эгоизм внутри себя, то
случится обострение экологического кризиса, возникнут экстремальные
ситуации, в которых индивид проявит свои инстинкты самосохранения,
тогда однозначно произойдёт нравственный регресс со всеми
отрицательными последствиями.
В современном информационно - технологическом пространстве
отчётливо прослеживается кризис нравственности, проявлениями чего
являются многочисленные зависимости, что ведёт к кризису института
традиционной семьи, возникают ювенальные проблемы. Человек XXI века
повсеместно сталкивается с потерей смысла жизни, стрессами,
суицидальными проявлениями.
Средства массовой информации ежедневно навязывают нам идеи,
что в современном мире происходит расцвет безнравственности,
аморальности и преступности, конечно, всё это связывают с
информатизацией сообщества, популярностью гаджетов и т.д. Но стоит
задуматься: ведь ничем не лучше была ситуация во времена холодной
войны, или во времена рабовладельческого строя; кроме того,
отрицательные факты современности бьют в глаза, а добродетель всегда
скромна и малозаметна.
Масса добродетельных поступков всегда была достаточно велика и
каждый из нас сталкивается с ними повседневно, что необходимо
учитывать в противовес эгоизму и безнравственности. Непременно
хочется сделать вывод, что технический прогресс не несёт отрицательного
влияния на развитие общества, а все проявления безнравственного
поведения можно считать результатом неправильного воспитания и
отсутствия самоконтроля личности. Нравственность, «начиная с греческой
античности понималась, как мера господства человека над самим собой,
показатель того, насколько человек ответствен за себя, за то, что он
делает» [2, с. 12].
Формирование духовно-нравственного сознания является одной из
важнейших характеристик человеческой личности, оно должно исходить
из семьи и развиваться с рождения. Оно выражается в воспитании чувства
ответственности, патриотизма, гуманизма, милосердия, готовности к
выполнению гражданского и человеческого долга и т.д. Нравственность
является единственной альтернативой человеческого эгоизма. Я думаю,
компоненты морали прогрессируют не в равной мере. Так, имеется
устойчивый пласт «вечных» постулатов и аксиом, которые остаются
практически идентичны, меняется лишь сфера их применения. Например,
не убей, не укради и т.п.
Однако, есть и подвижные структуры. Например, связанные с
религией. То, что было общественной нормой в Средневековье,
невозможно представить в новейшее время.
Очевидно, что современный человек должен вобрать в себя всю
мудрость прошлого, приобрести собственный опыт исторического
развития и культурного разнообразия различных стран, этносов,
религиозных конфессий. Легко ли это? Нет!
Особенно если учитывать тот факт, что в последние десятилетия ХХ
века эта связь была разрушена и практически утрачена система
мировоззренческих ценностей. Этот резкий, неожиданный поворот не
просто снизил интеллектуальный потенциал общества, он его парализовал
и частично уничтожил. Общество в целом оказалось обречено на
длительную стагнацию и усиленную зависимость от зарубежного опыта.
Была прервана многовековая связь поколений и культур российского
общества.
Допустим, передача культурных смыслов в связи со сложившимися
обстоятельствами посредством воспитания и личного примера стала
невозможной, тогда единственным источником знания и базой для
последующего личностного роста становятся … книги. Ведь именно в них
заключен богатый культурный и житейский опыт, философия и мораль,
опыт ушедшего поколения. Поэтому, мне кажется, новый тип духовно-
нравственного человека в русском мире формируется на опыте не
социальном, но литературном. Это не только люди читающие, но и
осмысливающие прочитанное, способные репрезентировать текст в
другом виде, расшифровать культурный код, увидеть в строках
нравственные идеалы, пример для подражания.
В связи с этим разработанные ранее критерии духовно-
нравственного прогресса, указывающие на уровень развитости,
совершенства или несовершенства общества с его качественно новым
уровнем развития культуры, неприемлемы. Нельзя измерить, насколько
«выросло» количество доброго и злого, справедливого и несправедливого
и т. п., насколько эффективно нравственное воспитание поколения.
Уточним, что такая схема разграничения критериев с самого начала была
весьма условна.
Таким образом, существуют различные мнения по поводу влияния
современных условий на формирование нравственности современного
общества, но всё же, я считаю, что следует склоняться к версии, отрицания
как нравственного регресса, так и нравственный прогресса. Я прихожу к
мнению, что мы имеем дело с новым этапом в развитии современного
общества.
Список литературы
1. Буркхардт Я. Размышления о всемирной истории. - М.:
«Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 560 с.
2. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учебник. - М.: Гардарика,
1998. - 472 с.
3. Кропоткин П. А. Этика: избранные труды. - М.: Политиздат,
1991. - 496 с.
4. Летурно Ш. Нравственность. Развитие её с древнейших времён
и до наших дней. - СПб.: Книгоиздательство Н.С. Аскарханова, 1908. -
444 с.
5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.:
АСТ, 2015. - 624 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Тема: Издержки производства и себестоимость продукции
Контрольная, Экономика Машиностроительных Производств
Срок сдачи к 31 мар.
Легитимность государственной власти, оригинальность не ниже 60%
Курсовая, Теория государства и права
Срок сдачи к 30 апр.
Выпускная квалифицированная работа
Диплом, Право и организация социального обеспечения
Срок сдачи к 20 апр.
Национальная и международная нормативная документация в области управления качеством продукции"
Контрольная, Национальная и международная нормативная документация в области управления качеством продукции"
Срок сдачи к 25 мар.
Курсовая на тему "Безопасность и охрана труда на рабочем месте в сфере туризма и гостеприимства"
Курсовая, Управление функциональным подразделением организации
Срок сдачи к 24 мар.
Решить две задачи на тему: 1. Расчёт искусственного освещения(вариант 2) 2. Расчёт на заземление (вариант 3)
Решение задач, БДЖ
Срок сдачи к 27 мар.
Нормативно-правовое обеспечение качества"
Контрольная, Нормативно-правовое обеспечение качества"
Срок сдачи к 25 мар.
Статистические методы в управлении качеством"
Курсовая, Статистические методы в управлении качеством"
Срок сдачи к 25 мар.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!