Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Психологические особенности русских евреев

Тип Статья
Предмет Психология

ID (номер) заказа
1779065

300 руб.

Просмотров
817
Размер файла
37.22 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Описывались психологические особенности евреев, проживающих в России с точки зрения их национального самосознания. С помощью анализа исследований прошлых лет и данных статистических источников были сделаны выводы об основных характеристиках национального самосознания русских евреев: ассимиляции с окружающим их национальным большинством, сплочённость этноса, уважительное отношение к национальному большинству, утрата значимости национального языка, боязнь антисемитизма, глубокое знание истории своего народа, приверженность поведенческим стереотипам. Сохраняется множество характеристик, позволяющих говорить о том, что уровень национального самосознания и дезинтеграции русских евреев достаточно высоки. Такая специфика их национального определяется проживанием в условиях окружения национальным большинством.
Ключевые слова: русские евреи, национальное самосознание, этническая самоидентификация.
Согласно данным переписей населения Российской Федерации 2002 и 2010 гг., за указанный промежуток в 8 лет численность евреев, проживающих в России, уменьшилась на 31% и составила около 762 тысяч человек[17]. По мнению многих экспертов, она по сей день продолжает снижаться.
Федерация еврейских общин России с данными цифрами не согласилась, указав, что в России проживает около миллиона евреев (или тех, кто идентифицирует себя как евреи). Президент Федерации еврейских общин в России Александр Борода объяснил это различие в том числе и тем, что евреи имеют огромный негативный исторический опыт и выраженный инстинкт самосохранения, поэтому часть из них попросту не афиширует свою национальность [3].
Многие эксперты разделяют эту точку зрения, подтверждая, что во время переписи свыше 20 тысяч евреев не указали себя как представителей еврейской национальности. Помимо вышеуказанной причины этого называют ещё одну: ассимиляцию евреев в русскоязычной среде.
В связи с этим возникает вопрос о том, насколько на данные процессы повлияли психологические характеристики русских евреев.
Начать разбираться в этом вопросе стоит с анализа подходов к психологии этносов.
Среди отечественных исследователей стоит отметить Н.И. Надеждина, объясняющего различия между этносами особенностями природных условий, в которых они проживают, а также предложившего развивать помимо «физической этнографии» ещё и «психическую», которая бы включала в себя особенности характера, интеллекта, воли, достоинства и всего того, что можно считать проявлением духовной стороны этноса. [12 — С. 77]. Эти мысли продолжил развивать К.Д. Кавелин, предложив однако дополнить изучение психологических характеристик этносов через анализ памятников старины, верований, традиций.
К.М. Бэр предлагал изучать характеристики этносов с помощью анализа их религий, предрассудков, нравов как производную политических воззрений государства. [4 — С. 117].
В середине XIX в. активно начинают развиваться исследования «национального характера и духа», конечно же, русского, прежде всего через показатели морали, религиозности, чувств (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. О. Ключевский.) [7].
К началу XX в. проблемой этнической психологии начали заниматься представители психологической науки. Так, В.М. Бехтерев говорил об отличиях национальных темпераментов, черт характера, умственных способностей, подчёркивая биологическую их основу. [2]. Также Бехтерев обращался к изучению символики различных народов
Г. Г. Шпет впервые высказал мысль о том, что этнопсихология не должна заниматься объяснением фактов. Её назначение в том, чтобы описывать по уже существующим классификациям явлений типичные коллективные переживания этносов [19].
Под влиянием культурно-исторического подхода Л. С. Выготского А. Р.Лурия совершил научную экспедицию в Узбекистан, где анализировал социально-исторический опыт формирования психических познавательных процессов народов Средней Азии. Лурия пришел к выводу о том, что познавательные процессы перестраиваются под влиянием изменений в общественно-историческом уклада, характере общественной жизни конкретного народа [12].
Б. Ф. Поршнев также искал причины этнических различий в социально-культурных условиях жизни. И считал важным при анализе особенностей национального характера обращаться к исследованиям традиционных форм труда. [13 — С. 163 —164]. Также Поршнев отмечал нецелесообразность составления какого-либо социально-психологического портрета представителей определённой национальности. Вместо этого он предлагал сфокусироваться на узком круге важных отличительных признаков, психических особенностей.
В 60 —90 гг. XX в. национальная психология рассматривалась как производная общественного сознания ( (Э. А. Баграмов, A. X. Гаджиев, П. И. Гнатенко, А. Ф. Дашдамиров, Н. Д. Джандильдин, С. Т. Калтахчян, К. М. Малинаускас, Г. П. Николайчук и др.)[8]. За рубежом изучение психологии этносов началось примерно с середины XX в. Среди исследователей стоит выделить М. Лацаруса, X. Штейнталя, В. Вундта - создателей «психологии народов», обосновавших существование «Духа народа», который сливает воедино людей различных по своим психологическим характеристикам, обеспечивая единство национального характера [20]. Также среди зарубежных исследователей, внёсших в клад в развитие этнопсихологии, отметим Г. Лебона, исследовавшего менталитет наций [9], Л. Леви-Брюля, считавшего, что особый тип мышления этносов формируется под влиянием коллективистских представлений (в форме обычаев, обрядов, культуре и т.д.) [18], К. Леви-Строса, выдвинувшего концепцю. «нового гуманизма», основанную не на различиях этносов, а на их сходствах.В своём исследовании мы будем придерживаться подхода Б.Ф. Поршнева, то есть постараемся выделить особые психологические характеристики русских евреев.
Также мы будем опираться на воззрения В.Г. Крысько, который считал национальное самосознание «психологической основой нации» [8 - С. 85].
У каждой нации имеется своё отличное от других национальное самосознание, включающее социальные, политические, экономические, нравственные, эстетические, философские, религиозные и другие взгляды и убеждения, которые характеризуют тот или иной уровень духовного развития [5].
Национальное самосознание включает в себя следующие характеристики:
целостную этническую картину мира, основанную на суждениях о жизни и деятельности членов этнической группы;
представления о «правильной» социализации в данной этнической общности;
особенности восприятия социального функционирования этнической группой: межличностных отношений, социальных институтов;
верования и идеологии, представления о себе как единой общности, взаимоотношений с другими этносами, использование национального языка и т.д.;
зависимость от поведенческих стереотипов, свойственных для представителей данной этнической группы;
нормы и ценности этноса, их соотнесение с нормами и ценностями других этносов, социальные условия жизни и соответствие их стадии развития этнической группы. [1 — С. 23 — 24].
Национальное самосознание может быть выражением интересов как нации в целом, так и отдельного этноса. Мы остановимся на рассмотрении национального самосознания как основной психологической характеристики русских евреев. При этом мы будем использовать данные проведённых ранее исследований.
В.Г. Крысько выделял такие особенности национального характера русских евреев как старательность, настойчивость, упорство, внутренняя самодисциплина; энергичность, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни; проницательность, изобретательность, показное стремление жаловаться на свое положение [7].
Т. А. Ратанова и А. А. Шогенов, изучая психологические особенности этнического самосознания горских евреев и осетин, пришли к следующим выводам [15]:
1) родным языком свободно пользуется лишь треть горских евреев, остальные понимают и могут объясниться (около половины), а 15% и вовсе не знают родного языка. Для большинства горских евреев характерно двуязычие: они активнее пользуются языком, являющимся государственным в той стране, где они проживают, то есть в России, объясняя это тем, что так быстрее и легче наладить контакт с окружающими. Вместе с тем, отношение к родному языку горских евреев остаётся положительным.
2) Общаться евреи предпочитают больше с представителями своей этнической группы (хотя и не на родном языке). Среди их друзей подавляющее большинство также евреи.
3) Главным индикатором этнического самосознания более половины опрошенных горских евреев назвали национальность матери, что соответствует их культурному стереотипу..4) Среди характеристик, отличающих евреев от других этнических групп, был назван язык – как главная характеристика, а также традиции, характер, поведение, внешний вид.
5) Среди характеристик, способствующих этнической интеграции, особо выделились религия, язык и обычаи, общее историческое прошлое.
6) Самосознание этнических групп наиболее ярко проявляется и в активном интересе к истории своего народа. Евреи хорошо знают историю воего народа, уверено называют основные исторические события.
7) Этническими стереотипами горских евреев являются: порядочность, поддержка, доброта, сплочённость, дружелюбие и др. (как положительные). К отрицательным стереотипам относятся: замкнутость, расчётливость, упрямство.
Р. В. Рывкина, говоря об особенностях евреев, проживающих в России, приводит такие их отличительные характеристики как
нееврейская самоидентификация: многие евреи считают себя русскими или представителями других национальностей.
слабая идентификация с еврейской культурой, высокая степень ассимиляции с русской;
осознание себя как евреев, но в то же время отчуждённость от родной культуры и традиций;
боязнь антисемитизма [16].
Выводы вышеуказанных исследователей подтверждаются официальными данными статистики:
Так, на 2010 год численность евреев в России составляла 157 641 человек, из них 156 460 человек (то есть 99,25%) свободно владеют русским языком.
Таблица 1. Владение евреев, проживающих в России, русским языком.
Численность лиц национальности Владеют русским языком
Горские евреи 762 753
Евреи 156801 155631
Грузинские евреи 78 76
Итого 157641 156640
% 100% 99,25%
Вместе с тем, по данным переписи населения 2010 года [17], практически все, кто указал свою национальность как «еврей» отметили владение русским языком, в то время как о владении еврейским языком без указания его специфики, а также идишем или ивритом часто упоминали и те, кто в графе «национальность» поставил «русский». Приведём несколько примеров в таблице.
Таблица 2. Данные о знании родных языков русских и евреев
Национальность/ место проживания Идиш Еврейский Иврит Русский Не указали владение языком Численность населения соответствующей национальности
Русский/ Республика Карелия 562 1295 6395 507540 23 507654
Евреи/ Санкт-Петербург 189 228 1042 23872 158 24132
Русский/Республика Адыгея 244 318 2267 27655 3 270714
Еврей/Еврейская автономная область 97 54 312 1627 1 1628
Об ослаблении влияния на русских евреев национального языка говорит и угасание интереса к идишу с начала 2000-х. Газета « HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%80_%D0%A8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD" \o "Биробиджанер Штерн" Биробиджанер Штерн», выпускавшаяся для евреев в Еврейском автономном округе на идише, стала издаваться и на русском языке, постепенно уменьшив объём содержания на идише до 2 полос [14. – С. 93].  
По результатам исследования отношения к евреям россиян, проведённом «Левада-центром» в 2015-2018 гг., выяснилось, что к россияне относятся к евреям критически, но с большой долей снисхождения. Это проявляется в том, что серьёзных притеснений евреев не наблюдается, однако и полной ассимиляции с русскими тоже. Об открытом антисемитизме говорить не приходится, однако об отсутствии скрытого утверждать тоже нельзя.
Негативная оценка черт евреев существует под влиянием мнения о том, что они властны и хитры. Однако многие отмечали, что внешних различий между русскими и евреями они не видят.
Представители еврейского этноса также подчёркивали, что открытого негативного отношения к себе они не испытывают, однако пассивный антисемитизм присутствует. Причём они опасаются того, что, если на государственном уровне произойдёт поворот в сторону антисемитизма, то эта пассивность быстро обернётся активностью и негативным отношением к евреям [10].
Выводы
Подводя итоги, вернемся к характеристикам национального самосознания, согласно которым мы планировали описать психологические особенности русских евреев. Итак, мы пришли к следующим выводам:
русские евреи находятся на пути к ассимиляции с окружающим их национальным большинством, то есть русскими;
они стараются быть едины как этнос, предпочитая более тесные межличностные отношения выстраивать с представителями своей национальности, однако свободно общаются и с другими, признавая важность уважения к представителям всех этнических групп;
абсолютное большинство евреев владеют русским языком, в то время как национальный язык используется редко, даже в быту;
внешне евреи чувствуют себя спокойно, не ощущая реальной угрозы, однако присутствует страх антисемитских убеждений национального большинства, в котором они проживают, поэтому они стараются не афишировать свою национальную принадлежность.
Русские евреи подвержены зависимости от поведенческих стереотипов, считая себя расчетливыми и упрямыми, что соответствует представлениям об евреях и россиян.
Вместе с тем, русские евреи сплоченны и дружелюбны, они ощущают себя единым этносом, что обостряется ещё и в связи с тем, что данная национальность представлена в России не так широко.
Многие русские евреи называют основой национального самосознания национальность матери, что подчёркивает их привязанность к еврейским традициям.
Стоит отметить и очень хороший уровень знания родной истории, что подтверждает так называемую историческую идентификацию [7].
Ассимиляцию русских евреев, с русскими, наблюдаемую в современном российском обществе, можно назвать поверхностной, потому как сохраняется множество характеристик, позволяющих говорить о том, что уровень национального самосознания и дезинтеграции евреев в России достаточно высоки. Такая специфика национального самосознания русских евреев определяется их проживанием в условиях окружения национальным большинством.
Список литературы:
Арутюнян, С.М. Нация и ее психический склад/С.М. Арутюнян. - Краснодар.: М: Изд-во просвещения РСФСР. Краснодарский гос. пед. ин-т, 1966. - 271 с.
Бехтерев, В.М. Коллективная рефлексология / В.М. Бехтерев. - Пг. : Колос, 1921. - 432 с.
Борода, А. Сколько в России евреев? /А. Борода//Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4325. – 10.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aif.ru/dontknows/actual/skolko_v_rossii_evreevБудилова, Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке/Е.А. Будилова. — М.: Наука, 1983.— 231 с.
Жуковская, Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов/ Н.Л. Жуковская. - М. : Наука, 1988. – 194 с.
Крысько В. Г. Влияние национально-психологических особенностей на боевую деятельность личного состава армий империалистических государств/ В.Г. Крысько. — М., 1987. – 131 с.
Крысько, В.Г. Этническая психология /В.Г. Крысько. - М.: Академия, 2004. — 320 с.
Крысько, В. Г. Этническая психология : учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 359 с.
Лебон Г. Психология народов и масс / Г.Лебон. — СПБ. - Издательство: Питер, 2017 . – 224 с.
Левинсон А. Об отношении к евреям в современной России /А.Левинсон// Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии . – 2018. - №3-4. - С. 110-122
Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов/А.Р. Лурия. — М., Наука, 1974.- 225 с.
Надеждин Н. И. Об этнографическом изучении народности русской /Н.И. Надеждин// Записки Русского географического общества. — 1847. – 26.11. -СПб., 1847. — С.76-89.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история/Б.Ф. Поршнев. — М.: Наука, 1966.— 21331 с.
Рабинович, А. Я. Роль СМИ ЕАО в этнокультурном взаимодействии /А.Я. Рабинович // Правительство Еврейской автономной области Биробиджанский проект (опыт межнационального взаимодействия): сборник материалов научно-практической конференции / под ред. Гуревич В.С., Рабинович А.Я., Тепляшин А.В., Воложенинова Н.Ю.. — Биробиджан: ГОУ "Редакция газеты  Биробиджанер Штерн", 2008. — С. 92—93.
Ратанова, Т. А. Психологические особенности этнического самосознания горских евреев и осетин (на материале диаспор Кабардино-Балкарии) / Т.А. Ратанова, А.А. Шогенов// Психологический журнал. - 2001. - №03. – с. 36-47
Рывкина Р.В. Как живут евреи в России: Социологический анализ перемен / Р.В. Рывкина/ М.: Дом еврейской книги – Параллели, 2005
Социально-демографический портрет России: По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года/под. Ред. М.А. Дианова Федер. служба гос. статистики. – М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. – 183 с.
Суворова, Д. Г. Критика этнопсихологических концепций современной буржуазной социологии: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата философских наук. (620) / Каз. гос. ун-т им. С. М. Кирова. - Алма-Ата : [б. и.], 1971. - 27 с.
Шпет Г. Г. Психология социального бытия / Г.Г. Шпет. — М.: изд-во «Москва-Воронеж», 1996. – 496 с.
Штейнталь X. Грамматика, логика и психология /Х. Штейналь// История языкознания XIX – XX веков в очерках и извлечениях. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 1977. – С. 142-169.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
138883
рейтинг
icon
3050
работ сдано
icon
1327
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
137758
рейтинг
icon
5837
работ сдано
icon
2642
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
92388
рейтинг
icon
2004
работ сдано
icon
1261
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
47 708 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
РАНХиГС
Работа была выполнена отлично, раньше времени, Наталья профессионал своего дела! Благодарю!
star star star star star
научная лаборатория
Очень благодарен Руслану за консультацию по моему заданию. Считаю, что за полезные консуль...
star star star star star
ГУП
Всегда заказываю статьи, работы выполнены идеально с высокой оригинальностью)))
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

только что

Решить 2 задачи из приложенного файла

Решение задач, Электроника

Срок сдачи к 26 апр.

только что
только что

На некоторой частоте w сопротивления

Курсовая, ТЭЦ

Срок сдачи к 29 апр.

только что

Атлантический лес

Презентация, Биогеография

Срок сдачи к 29 апр.

2 минуты назад
2 минуты назад

Экономическая прибыль и добавленная рыночная стоимость

Ответы на билеты, Финансовый

Срок сдачи к 26 апр.

3 минуты назад

Нужно исправить статью или написать что-то свое

Статья, Методика преподавания истории

Срок сдачи к 28 апр.

3 минуты назад

Написать отчет о прохождении производственной практики "оператор...

Отчет по практике, Оператор диспетчерской службы

Срок сдачи к 30 апр.

3 минуты назад
5 минут назад

ментальная карта

Другое, Онтологическое моделирование

Срок сдачи к 26 апр.

5 минут назад
7 минут назад
8 минут назад

Разработка 4 пробных уроков математики

Другое, Педагогика

Срок сдачи к 28 апр.

10 минут назад

Выполнить 2 РГР

Контрольная, Электрический привод

Срок сдачи к 12 мая

10 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 6 мая

11 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 26 апр.

11 минут назад
11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.