это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1830144
Ознакомительный фрагмент работы:
То великое влияние, какое оказала в эпоху мрачного средневековья Византийская империя на историю, а также религию, культуру, искусство многих европейских стран (включая нашу) трудно описать, так как оно было достаточно значимым. Но все же я попробую рассказать об истории Византии, ее быте, культуре и многом другом.
Византийская империя является наследницей другой великой империи - Римской. В 395 году, после смерти римского императора Феодосия І произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Сперва разделение это было чисто номинальным, и в глазах миллионов граждан сверхдержавы античности это была все та же одна большая Римская империя. Но как мы знаем, постепенно Римская империя стала клониться к своей гибели, чему в немалой степени способствовали как упадки нравов в самой империи, так и волны воинственных варварских племен, то и дело накатывавшие на границы империи[1].
Мне кажется, что историю Византийской империи можно разделить, условно, на пять периодов, где пятый период характеризуется упадком Византии, приведшем, в результате, к ее гибели. Он продлился с 1261 года по 1453 год. В этот период Византия ведет отчаянную и неравную борьбу за выживание. Каковы же основные причины падения Византии? Почему империя, владевшая такими обширными территориями и таким могуществом (как военным, так и культурным) пала? Я считаю, что в первую очередь самой важной причиной стало усиление Османской империи. Но помимо этого Византия имела и ряд внутренних проблем. Например, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными. Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется). Также, мне кажется, что падению Византии немало поспособствовали и многочисленные политические смуты, сопровождавшие заключительный пятый этап истории Византии.
Рассматривая культуру Византии, мне хочется отметить, что она является продуктом смешение культур многих народов: греков, римлян, евреев, армян, египетских коптов и первых сирийских христиан. Я думаю, что самой яркой частью византийской культуры является ее античное наследие. Многие традиции времен античной Греции сохранились и преобразились в Византии. Так разговорным письменным языком граждан империи был именно греческий. Города Византийской империи сохранили греческую архитектуру, устройство византийских городов, позаимствовано из античной Греции: сердцем города была агора – широкая площадь, на которой проходили народные собрания. Сами города были обильно украшены фонтанами и статуями. Достигнув полного своего расцвета в первой половине VI века, Византийская архитектура испытывала подъём до начала XIII века[2].
Я считаю, что византийская архитектура внесла большое влияние на мировую архитектуру. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Мне кажется, что практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Она повлияла на развитие искусства Армении, России, Италии Франции. Византийская архитектура была связующим промежуточным звеном между античной архитектурой и архитектурой Возрождения и последующего времени в Европе. Основным достижением явилась замечательная разработка центрической архитектурной композиции на основе перекрытия главной части здания куполом.
Самые разные народы населяли обширную территорию Византийской империи в IV-VII вв. Греки, сирийцы, римляне, армяне, копты, фракийцы, киликийцы, каппадокийцы, исавры, мелкие племена окраин и выходцы из сопредельных стран составляли причудливую этническую и лингвистическую мозаику. При всем нивелирующем влиянии греко-римской культуры эти народы, особенно в деревнях, сохраняли в повседневной жизни свои местные традиции. Население различных областей отличалось друг от друга и особенностями психологического склада. Деятельные и беспокойные александрийцы, насмешливые и острые на язык, жадные до развлечений антиохийцы, суровые исавры - все они по-разному радовались жизни и неодинаково ее воспринимали. Я думаю, что все же было нечто общее в будничной жизни византийцев IV - середины VII в., как было нечто общее во всей культуре средиземноморского региона того периода.
Центром греческого античного города, его сердцем была главная площадь - агора, где находились наиболее важные общественные постройки, в первую очередь городская курия. Теперь же в ряде мелких городов главная площадь теряет значение муниципального центра, расположенные на ней общественные здания приходят в упадок. В более крупных городах муниципальные постройки сменяются государственными. Возводятся дворцы правителей, гражданские и военные учреждения. Площадь превращается в государственно-административный центр.
Стоит подчеркнуть, что большое влияние на культуру Византии имела, конечно же, религия. В религиозном плане Византия стала центром православного христианства. Но перед тем, именно на ее территории образовались самые многочисленные общины первых христиан, которые весьма обогатили ее культуру, особенно в части строительства храмов, а также в искусстве иконописи, которое зародилось именно в Византии. Постепенно христианские храмы стали, центром общественной жизни византийских граждан, оттеснив в этом плане античные агоры и ипподромы с их буйными фанатами. Самым прекрасным храмовым творением в этом плане с полным правом может считаться церковь святой Софии в Константинополе, преобразованная впоследствии в мечеть. Искусство Византии было неразрывно связано с религией, и самым прекрасным, что оно дало миру, было искусство иконописи и искусство мозаичных фресок, которыми украшались многие храмы. Византийское общество было очень религиозным. Религиозные христианские обычаи и представления пронизывали всю жизнь и каждый день византийца. Византийцы молились несколько раз в день, читали времена[3].
Мне кажется, что христианство вносило существенные изменения в облик города. Языческие храмы пустели. В Сардах, например, храм Артемиды, пострадавший в III в., так и не был восстановлен. На его руинах благочестивые византийцы высекли кресты, уничтожавшие, как им верилось, силу демонов, населявших храм. В одном из углов некогда громадного храма была построена христианская церковь. В городах возводится масса церквей, монастырей, странноприимных домов, главные площади городов непременно украшаются христианскими храмами. В период античности богатые горожане, исполненные чувства городского патриотизма, а также стремления оставить по себе долгую память, возводили на свои средства общественные здания и портики. Теперь подобные случаи становятся все более редкими и даже служат предметом осуждения. Общественные постройки возводятся императорскими чиновниками, состоятельные же люди стремятся увековечить себя иным образом: они жертвуют имущество церкви. На их средства возводятся храмы, монастыри, странноприимные дома.
Портики улиц, общественные здания и площади византийских городов были щедро украшены античными статуями. Это было наследием предшествующей эпохи, когда искусство скульптуры в данном регионе было необычайно развито и широко распространено. Скульптура здесь сопровождала человека в течение всей его жизни, от колыбели до могилы. Она не являлась лишь памятником искусства, в ней отражалась общественная и частная жизнь горожан, история города, события политической, религиозной и культурной жизни. Мне кажется, что скульптура служила важным средством информации и воспитания.
Стоит отметить, что с IV в., искусство скульптуры сводится ныне к созданию портретных статуй императоров и членов их семей, высших государственных сановников, а также прославленных цирковых возничих. Помимо статуй императоров, у общественных зданий выставлялись их портреты, нарисованные на досках восковыми красками. Императорским статуям и портретам поклонялись. Существовал официальный культ императорских статуй, подобно храмам, они давала право убежища. Нанести ущерб статуе императора было равнозначно «оскорблению величества» и причислялось к самым тяжким преступлениям. И когда в дни мятежей разгневанный народ низвергал императорские статуи, это было самым веским признаком того, что чаша народного терпения переполнилась[2].
Византийцы считали семью своей главной опорой. Такая роль семьи особенно усиливается вместе с падением, особенно в высших кругах, роли дружбы, которая превращается в систему связей. В ранневизантийский и средневизантийский период семья зачастую является не индивидуальной, а большой, объединявшей несколько индивидуальных семей ближайших родственников. Такая форма семейной жизни распространена как среди высших, так и среди низших слоёв византийского общества, как среди сельского, так и среди городского населения. Также для византийцев отсутствие детей было Божьей карой. Поэтому практически не предпринималось никаких мер для ограничения рождаемости, аборты были одним из тягчайших преступлений. Считалось необходимым относиться к детям с теплотой и пониманием. Не одобрялось битьё детей, а подчеркивалась необходимость использования убеждений и наставлений для их воспитания. То есть, можно проследить, насколько преданно византийцы относились к нравственной стороне жизни человека.
Богатством дома и предметом гордости его хозяина являлась прекрасная посуда из серебра, а иногда и из золота, украшенная образами, почерпнутыми из античной мифологии. На блюдах и кувшинах изображались силены и менады, Мелеагр и Аталанта, Ахилл и Одиссей, Венера и Анхис, кормление священного змея жрицей и т. п. Аристократы могли иметь по несколько домов, причем не только дворцы-особняки. Уже во времена Римской империи наметилось слияние двух типов зданий - домуса и инсулы - в один смешанный тип. Здание могло быть одновременно и резиденцией аристократа (занимавшего обычно первый этаж), и доходным домом. В Византии тенденция к появлению нового типа здания находит свое продолжение. Бедняк обычно вынужден был довольствоваться жалкой каморкой, где охапка хвороста спасала его от холода. Бывало и так, что люди, которым негде было приютиться, спали в портиках и на папертях церквей[3].
В отличие от городов с их ровными прямыми улицами, украшенными колоннами, прекрасными зданиями и памятниками искусства, с их ипподромами, грандиозными термами и величественными храмами, сельские поселения выглядели куда более скромно. Они, прежде всего, не имели сколько-нибудь заметной планировки. Дома располагались здесь в хаотическом беспорядке, контрастировавшем с единообразием их внешнего вида. Жилища походили друг на друга, словно близнецы. Между соседними селениями нередко вспыхивали ссоры из-за земли, границ и воды. В египетских папирусах часто встречаются упоминания о драках, которыми заканчивались конфликты между деревнями. Отголоски подобных столкновений сохранились и в житийной литературе. Пищей бедняков были бобы, чечевица, горох и упомянутый выше грубый хлеб. Между тем кулинарное искусство в Византии было высоко развито и немало ценилось. Роскошные обеды были обычным явлением в домах аристократов. Еда нехотя, без чувства казалась этим людям чем-то странным и подобающим лишь монахам. Кушанья были предметом застольных бесед и долгих обсуждений, как какие блюда готовить и в каком порядке их подавать.
Таким образом, византийский быт представляет собой сферу культуры византийского общества, основной целью которой было удовлетворение его материальных, общественных и духовных потребностей. Он характеризуется, как и вся жизнь византийского общества, сочетанием архаичных позднеантичных черт с христианской религиозностью. Я думаю, что именно Христианство, в его византийской форме, а также античные тенденции имели значительное влияние на византийское семейное право, особенно в ранневизантийский период и на повседневную жизнь каждого византийца. Это влияние ощущалось во всех сферах - от жизни государственного, публичного к интимно-семейному.
Список литературы
1)Галиева Е.Л. Падение Византии [Электронный ресурс] // Library.ru: информ.-справочный портал. Год издания: 2018.Страницы: 21-23.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36859900& (дата обращения: 24.12.2019)
2)Кравчук В.А., Мартынов Н.В. Особенности архитектуры Византии. [Электронный ресурс] // Library.ru: информ.-справочный портал. Год издания: 2018 Страницы: 9-12. https://elibrary.ru/item.asp?id=35284446&3)А. А. Чекалова, В. П. Даркевич. - 2-е издание. Культура Византии IV - XII ВВ.: Быт и нравы, прикладное искусство [Электронный ресурс] // Library.ru: информ.- справочный портал. Год издания: 2012. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19733183
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Приемы развития мышления младших школьников во внеурочной деятельности...
Курсовая, Психология
Срок сдачи к 27 апр.
Регулирование работы с обращениями граждан в регионах Российской Федерации
Курсовая, Организация работы с обращениями граждан
Срок сдачи к 7 мая
Выполнение контрольной работы в сооответствии с методичкой
Контрольная, технология машиностроения
Срок сдачи к 30 апр.
Исследование возможностей и особенностей работы с контейнеризацией на...
Курсовая, Операционные системы
Срок сдачи к 15 мая
-
Контрольная, Комплексная механизация и автоматизация погрузочно - разгрузочных и складских работ
Срок сдачи к 1 мая
Курсовая, курсовая работа. технологическое оборудование газонефтепроводов и газонефтехранилищ. спо. 2018
Курсовая, Технический
Срок сдачи к 5 мая
К этой лабораторной уже было 2 задания
Лабораторная, Проектирование архитектуры программных систем
Срок сдачи к 29 апр.
Нужно найти 2 художественных произведения или книги
Другое, стилистика и анализ текста, лингвистика
Срок сдачи к 2 мая
Эссе об исследованиях или прикладных проектах в междисциплинарном /...
Эссе, Психология
Срок сдачи к 27 апр.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!