Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Влияние этических групп на региональную политику (на примере Республики Калмыкия)

Тип Статья
Предмет Политология

ID (номер) заказа
1836419

300 руб.

Просмотров
945
Размер файла
468.48 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Аннотация. Цель: рассмотрение основных направлений и степени влияния этических групп на политические процессы в республике Калмыкия. Процедура и методы исследования: авторами произведен анализ научных исследований по вопросам этнической идентичности калмыцкого народа, а также материалов средств массовой информации и статистических данных на предмет причинно-следственных связей влияния этнических групп на региональную политику. Результаты проведенного исследования: выявлены семь ключевых направлений влияния калмыков, как титульной нации, на политические процессы в регионе, в том числе за счет формирования этнического большинства среди руководящих должностей в органах власти субъекта. Теоретическая/практическая значимость: теоретическая значимость исследования обусловлена комплексной систематизацией фактов о влиянии этнодоминирующей нации Республики Калмыкия на политические процессы в регионе. Практическая значимость выражена в предложении конкретных рекомендаций по частичной стабилизации ситуации в Республике.
Ключевые слова: этнические группы, калмыки, этническая идентичность.
Abstract. Objective: to consider the main directions and extent of influence of ethical groups on political processes in the Republic of Kalmykia. Research procedure and methods: the authors analyzed scientific research on the ethnic identity of the Kalmyk people, as well as media materials and statistical data on the cause and effect of the influence of ethnic groups on regional policy. Results of the study: seven key areas of influence of the Kalmyks, as a titular nation, on political processes in the region, including through the formation of an ethnic majority among senior positions in the authorities of the subject of the Russian Federation, were identified. Theoretical / practical significance: the theoretical significance of the study is due to the complex systematization of facts about the influence of the ethnodominating nation of the Republic of Kalmykia on political processes in the region. The practical significance is expressed in the proposal of specific recommendations for partial stabilization of the situation in the Republic.
Keywords: ethnic groups, Kalmyks, ethnic identity.
Введение
Эффективное развитие регионов России на современном этапе не возможно без мобилизации всех имеющихся ресурсов. Особое место в системе ресурсной обеспеченности занимает население, потенциал которого является стратегической основой для устойчивого социально-экономического развития территорий станы.
Ввиду своей исторической сущности, а также произошедшим миграционным процессам все население нашего государства состоит из совокупности этнических групп. Согласно энциклопедической литературе этническая группа определяется как общность людей, родственная по языку, традициям, культуре, ценностям [23, с. 526]. При этом каждая общность, проживающая на территории того или иного субъекта Российской Федерации, стремится, как ассимилироваться с общей современной российской культурой, так и сохранить свои особые ценности, устои, правила, самобытность.
Согласно Конституции, Россия – многонациональная страна, на территории которой признаются равные права всех этических групп. В этой связи титульные нации, иные малые этнические группы стремятся в той или иной степени оказывать влияние на вектор политического и социально-экономического регионального развития, учитывающий их отдельные национальные интересы.
Факторы такого влияния, а также его последствия рассмотрим на примере Республики Калмыкия.
Целью настоящего исследования является рассмотрение основных направлений и степени влияния этических групп на политические процессы в республике Калмыкия. Задачи исследования: 1) определить ключевые факторы калмыцкой идентичности; 2) систематизировать влияние этнических групп на политические процессы в Республике Калмыкия по отдельным сферам социально-экономического развития региона; 3) рассмотреть особенности данного влияния и крайние точки его проявления в Республике.
Вопросы исследования калмыцкой идентичности, в том числе на примере отдельных социальных групп (молодёжи, женщин и пр.) отражены в трудах Г.П. Кальдиновой, А.М. Нуксуновой, Л.В. Намруевой, М.Б. Марзаевой, В.Н. Бадмаева; на основе конфессионального деления – К.В. Орловой, М.Е. Тюмидовой, Е.Б. Поканиновой, Е.А. Александровой, О.Е. Хухлаева; исторической реальности – Э.П. Бакеевой, А.Н. Овшинова, Б.А. Бичиева, Н.Г.Очировой, Е.Л. Зберовской; этнокультурных особенностей – Г.С. Денисовой, А.В. Денисовой и др.
Основными методами исследования являются общенаучный анализ, синтез и интеграция, графический метод, индукция, дедукция, сравнения.
Особенности калмыцкой идентичности
Согласно данным территориального управления Росстата в регионе проживают девять наиболее крупных по численности этносов. Структура этнического состава населения предоставлена на рисунке 1.
Рис. 1. Национальный состав населения Республики Калмыкия [14]
Согласно данным рисунка преимущественное этническое большинство в регионе составляют калмыки. Их численность в республике достигает порядка 162,5 тысяч человек, что составляет более 56 % населения региона. Следующим по численности этническим большинством являются русские (85,7 тыс. чел.) [14].
Пространственное расселение этнических групп по территории региона неоднородно. Только в четырех из тринадцати муниципальных районах Республики калмыки занимают второе место по численности. Существенное преобладание титульной нации отмечается в Ики-Бурульском, Кетченеровском, Октябрьском, Юстинском и Яшкульском районах. В столице региона соотношение калмыков и русских – 66/25 % от общей численности населения Элисты [2, с. 148].
Рассмотрим особенности этнической идентичности калмыков как титульной нации. Согласно исследованию доктора исторических наук, представителя Калмыцкого научного центра РАН Э.П. Бакаевой, национальное самосознание калмыков уходит корнями в ойратский и общемонгольский период истории. Как отмечает автор, многие современные исследователи сходятся во мнении, что «калмыки – потомки средневековых ойратов Джунгарии» [3, с. 54]. Идеология «великого прошлого» оказывает существенное влияние на самосознание калмыцкой этической группы.
Другим важным историческим фактором формирования идентичности является осознание политической несправедливости, в результате которой калмыцкий народ подвергся депортации с годы сталинских репрессий. Анализ трудов калмыцких исследователей, проведенный В.Н. Авлиевым и В.Б. Убушаевым, показывает, что калмыки соотносят данный исторический факт с «геноцидом» калмыцкого народа, «четвертым потрясением многострадального народа» наравне с гражданской войной, голодом и политическими репрессиями [1, с. 5]. Более того, сильным трансформациям подверглась и территория Калмыцкой АССР. Впоследствии наиболее экономически и инфраструктурно развитые районы остались в составе Астраханской области.
Таким образом, этническая идентичность калмыцкого народа сочетает в себе как осознание «великого народа», так и «жертвы политических интриг». В целях восстановления справедливости сегодня калмыки претендуют на этнодоминирующий тип, осуществляя влияние на социально-экономическую политику в Республике.
Сферы влияния этнических групп на политические процессы в Республике Калмыкия
Первым и наиболее показательным направлением влияния является употребление в деловом и повседневном общении языков этнических групп. Сегодня в России поддержание языкового разнообразия, сохранение редких диалектов и культурных языковых особенностей, истерической языковой памяти гарантируется на государственном уровне. Развитие языка обсечено не только за счет его изучения, но и обязательно его употребления в деловой переписке. Так, во всех республиках нашей страны официальное делопроизводство, законодательные акты, письма и т.п. ведутся на двух языках, что определено нормативными правовыми актами данных субъектов Российской Федерации [9]. При этом государство также гарантирует всем этническим группам страны и малочисленным народам возможность получения образования на родном языке.
В республике Калмыкия калмыцкий и русский языки являются государственными языками [8] и обязательны для изучения в образовательных организациях (после оживленных дебатов и протестов с 2018 года калмыцкий язык изучается по желанию). Однако, по словам директора Института калмыцкой филологии и востоковедения КалмГУ им. Б. Городовиковой, сегодня калмыцкий язык находится «на грани исчезновения» [4]. В этой связи региональной власти предусматривают дополнительные меры по популяризации калмыцкого языка. Так в рамках государственной программы «Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы», предусмотрены мероприятия на общую сумму 51,5 млн. руб. в рамках подпрограммы «Сохранение и развитие калмыцкого языка» [19]. Они направлены на совершенствование учебно-методической литературы национальных школ и гимназий, а также на формирование классов с углубленным изучением калмыцкого языка, развития этнокультурного компонента в образовании и воспитании.
Однако популярность калмыцкого языка среди населения региона и, в особенности среди молодежи, остается крайне низкой. В быту и повседневной жизни общение на «языке предков» не ведется. Поэтому активисты титульной нации создали Центр методики преподавания и развития калмыцкого языка, деятельность которого осуществляется, в том числе, за счет республиканских грантов. Более того, в Хуруле Калмыкии проводятся бесплатные курсы по изучению калмыцкого языка, где по итогам лучшем ученикам учреждаются ценные призы (в 2017 году главным призом был автомобиль).
Важным аспектом этнической идентичности является сохранение собственной культуры народа. Так в целях поддержания, развития и сохранения культурных особенностей малых народов осуществляется поддержка проведения этнических праздников, событий, соревнований, где обеспечивается вовлечение массовой целевой аудитории в культуру отдельных этнических групп.
Однако если в сфере образования возникают конфликты на фоне межэтнического доминирования, то культурные особенности малых народов и их идентичность поддерживается всеми этническими группами. Праздники, культовые события, фестивали, демонстрирующие достижения этнических групп, привлекают большое количество туристов, что способствует развитию регионов Российской Федерации, повышению уровня доходности их бюджетов, улучшению социально-экономической жизни населения. В целях популяризации и повышения интереса к культуре этнических групп, а также ее развитию по всей стане активно создаются этнопарки, которые максимально точно воссоздают быт, уклад, обычаи, традиции и ценности этнических народов России. По состоянию на 01.01.2020 их количество достигает 56 [25].
Калмыкия также идет по пути популяризации этнокультуры доминирующей нации. В регионе развивается этнопарк «Тенгр». Развитие этнопарка, а также других проектов региона в сфере этнотуризма, поддержаны компанией Лукойл, которая готова предоставить Республике финансовую и организационную поддержку в данном направлении [5]. Следует также заметить, что в Календаре событий республики большинство региональных праздников основаны на традициях именно калмыцкого народа, при этом треть из них относится исключительно к культурной идентичности титульной нации.
Добавим, что результатом эффективного влияния этнических групп в стране на государственную политику в сфере культуры также стало объявление Президентом РФ В.В. Путиным 2022 года – Годом искусства и культурного наследия народов России, что подразумевает расширенную (финансовую, административную, организационную и т.п.) государственную поддержку данного направления.
Еще одной сферой влияния этнических групп на политику в России является определение собственной повестки дня в средствах массовой информации. Используя «четвертую власть» в определении вектора политических процессов, народы России по итогам 2019 года получили от Роспечати целевые субсидии в размере 70 млн. руб. на развитие этнических СМИ. Это в 12 раз больше показателей предыдущих периодов [10].
В Республике Калмыкия основным телевизионным каналом местного вещания является ФГУП ВГТРК ГТРК «Калмыкия». Преимущественно эфир ведется на русском языке, однако телепередачи «Өрүнә һарц», «Йорәлин дун» транслируется на калмыцком. Их тематика наиболее полно отражает социально-экономические проблемы региона. Таким образом, создается возможность языковой практики для учащихся школ и профессиональных учебных заведений Калмыкии, а также сохранение и транслирование калмыцкого языка и культуры в рамках обсуждения важных для каждого жителя вопросов.
Более того, возможность развития и популяризации передач на калмыцком языке активно поддерживается региональным правительством. Например, в Международный день родного языка (21 февраля) Национальное интернет-радио Калмыкии «Хамдан» совместно с министерством образования и науки Республики Калмыкия проводит в прямом эфире единый интернет-урок по калмыцкому языку для учащихся 8-11 классов республики [7].
Этнические группы, достигая определенного уровня самоорганизации, образуют институты гражданского общества, которые также оказывают существенное влияние на политические процессы. По мнению доктора политических наук М.А. Омарова самым показательным примером в данном направлении является Республика Дагестан, где территориально-этнические объединения являются важнейшим институтом организации местного самоуправления, мнение и позиция которых учитываются при проведении региональной политики [16, с. 26]. Подобные этнические органы местного самоуправления также встречаются у кочевых народов («кочевые думы»).
На основании Реестра Министерства юстиции Российской Федерации в Республике Калмыкия зарегистрировано 480 некоммерческих организаций. Их деятельность аккумулирует гражданскую инициативу в сфере социально-эконмических отношений в Республике, в том числе посредством реализации инновационных проектов, молодежных инициатив, иных программ развития, предлагаемых гражданами, объединенными идейными, религиозными, этническими и пр. убеждениями.
Те гражданские инициативы, которые наиболее актуальны в действующих социально-экономических и политических условиях развития Республики, становятся объектом повышенного внимания региональной власти и получают ее финансовую и административную поддержку. А также, следует заметить, что в 2019 году 6 проектов калмыцких НКО получили президентские гранты, в том числе и Калмыцкая общественная организация «Центр развития современной ойратской культуры «Тенгрин уйдл» на сумму 1,5 млн. рублей [24].
Существенным фактором политического влияния в регионах России оказывает доминирование религиозной идеологии. Различные этнические группы согласно Конституции страны имеют право исповедовать любую религию, и ни одна из них не может являться государственной. Однако религиозные традиции, обычаи, каноны оказывают существенное влияние на поведение представителей этнических групп, принципы их взаимодействия между собой, а, значит, и всего общества в целом.
В этой связи, поддержка управленческих решений со стороны лидеров конфессиональных объединений является в некотором роде залогом успешного их претворения в жизнь. Поэтому эффективный диалог власти и религиозных институтов, с одной стороны, повышает степень доверия населения к политическим реформам, с другой – дает возможность последним продвигать свои «правила игры» в политический процесс. По мнению социолога Е.Б. Поканиновой на современном этапе развития российского общества такая модель взаимоотношений, особенно в целях достижения мира и согласия межнациональных отношений, является оптимальной [18, с. 54].
Самыми крупными и влиятельными религиозными организациями в Республике Калмыкия являются Центральный Хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» и Русская православная церковь. Население республики преимущественно исповедует буддизм и православие, причем вне зависимости от этнической принадлежности. Это обусловлено тем, что в исторические периоды репрессий калмыцкого народа были предприняты попытки «обрусительно-крестительной политики» – намеренного крещения калмыков-буддистов или навязывания христианской веры [17, с. 33].
В настоящее время представители обеих религий в Республике живут в мире и согласии, взаимно отмечают праздники, участвуют в городских мероприятиях. Однако доминирование религиозной идеологии выражается в категорическом отвержении титульными нациями представителей мусульманкой веры. Единственный молельный дом в Республике был снесен в 2011 году на основании решения суда по представлению региональных властей. До настоящего времени ходатайства Духовного управления мусульман в мэрии городов Калмыкии не приводят к практическим результатам.
Сегодня научно доказано влияние этнических групп на развитие малого предпринимательства в регионах России. Исследователи А.В. Лайша [12], С.В. Рязанцев [21], Р.Ю. Тагиров [22] и др. отмечают, что благодаря тесным связям внутри этнических групп, исторически сложившимся национальным традициям, отдельным этносам с легкостью удается создавать бизнес-структуры, которые в последствии оказывают доминирующее влияние в отдельных отраслях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. К числу таких отраслей относятся сельское и лесное хозяйство, торговля, сфера коммунального и бытового обслуживания.
В Калмыкии основной отраслью специализации региона является сельское хозяйство. Оно составляет более 30 % ВРП республики. При этом подавляющее большинство работников отрасли составляют калмыки как этническая группа, исторически занимающаяся животноводством. Следует заметить, что приоритетами государственной финансовой поддержки в республике являются субсидии на развитие таких сельскохозяйственных производств как производство шерсти овец, поддержка мясного табунного коневодства, мясного скотоводства, овцеводства [13, с. 138] – традиционно эффективно осваиваемыми калмыками-кочевниками.
Численное преобладание калмыцкой этнической группы седи населения Республики, государственная поддержка этнической идентичности через субсидирование развития калмыцкого языка, культуры, традиций и пр. не могло не сказаться на кадровой составляющей региональных органов власти и местного самоуправления.
Сегодня из 27 депутатов Парламента Республики преобладающее большинство составляют калмыки (22 человека). В среднем за период руководства республикой А. Орловым распределение калмыков и иных этнических групп в органах власти Калмыкии соотносилось как 60% и 40 %. Однако практически все руководящие посты в Правительстве Республики, отраслевых органах власти занимали представители титульной нации. Русские являлись преимущественно руководителями структурных подразделений (начальниками отделов, управлений и т.п.).
Крайние точки проявления и региональные особенности влияния этнических групп на политические процессы в Республике Калмыкия
Важной особенностью Республики является то, что преимущественное этническое население живет в окружении этносов, сильно отличающихся от него по расовым, конфессиональным и культурным особенностям. Калмыки – азиаты (принадлежат к группе монгольских народов), живущие в Европейской части страны. Калмыцкая культура в своем ежедневном развитии тесно соприкасается с русской и культурой кавказских народов. Буддийская религия калмыков ежедневно взаимодействует с православием и мусульманством.
В последние десятилетия причинами межэтнических конфликтов в республике являются миграционные процессы. Приток рабочей силы с республик Северного Кавказа, имеющей иную культуру труда, бытовой уклад и менталитет, создает напряженность в сфере социально-экономических и личностных взаимоотношений.
Особый вклад в развитие подобных ситуаций вносят региональные средства массовой информации. В прессе и на телевидении неоднократно появляются провокационные материалы о физических столкновениях калмыков и дагестанцев. Поводом для таких выяснений взаимоотношений чаще всего является непонимание этнических особенностей, пренебрежительное отношение к культурам народов. В качестве примера можно привести крупный скандал в 2016 году, когда дагестанский спортсмен осквернил статую Будды в Элисте, вследствие чего жители города устроили для него массовое физическое наказание, попутно разбив припаркованные машины с дагестанскими номерами [11]. Случай, благодаря СМИ, получил широкую огласку и стал поводом для межэтнических столкновений, урегулировать которые стало возможным только после вмешательства официальных лиц республик Калмыкии и Дагестана.
В целом взаимоотношение двух этнических групп остаются весьма напряженными. Во избежание дальнейших столкновений региональные и местные власти (этническое большинство которых составляют калмыки) стремятся всячески ограничить возможность влияния этнических групп Северного Кавказа на политические и социально-экономические процессы в Республике. Так, например, Правительство Калмыкии с 2012 года не продлевает договора аренды земель сельскохозяйственного назначения для крестьянско-фермерских хозяйств из северокавказских республик. Президент Республики Дагестан неоднократно подавал ходатайства о продлении сроков договоров, однако решение осталось неизменным.
Также, несмотря на многократные ходатайства мусульман, не принято решение и о строительстве мечети в Республике. Как было отмечено ранее, нелегальный молельный дом был закрыт по ходатайству местной администрации, а действующая мечеть в Элисте была сожжена неизвестными. В последствие любые попытки нового строительства культовых мест были осквернены местными жителями (в ямы для фундаментов подбрасывались свиные головы).
Конфликты по этническим противоречиям встречаются и между калмыками и русскими. История взаимоотношений двух народов имеет кризисные точки, связанные с притеснением калмыков в период Советской власти. Как отмечают многие оппозиционные источники, сегодня в Калмыкии идет обратный процесс. Русскоязычное население покидает регион.
Так в соответствии с данными переписей населения 1989, 2002, и 2010 годов численность русских сократилась на 30 %, в то время как численность калмыков возросла на 11 % (Рисунок 2).
Рис. 2. Динамика численности русских и калмыков за период 1989 – 2010 гг.
(тыс. чел.) [14]
Среди причин снижения численности русскоязычного населения отмечается, в том числе, и притеснение на межнациональной почве. Опросы населения выявляют тенденции трудности получения высокооплачиваемой работы, в том числе в органах государственной власти и местного самоуправления.
Активное влияние на региональную политику оказывают также группы националистов, ратующих за процветание республики с преимуществом исконной этнической группы. В этой связи Калмыкия даже стала пилотным регионом для внедрения на ее территории специализированного программного продукта «Система раннего предупреждения конфликтов», которая обеспечивает контент-анализ постов и комментариев в социальных сетях и предупреждает о возможности угроз столкновений [6].
Последним примером единства калмыцкой народа, его силы и авторитета стали массовые протесты по поводу публичного высказывания Председателя Верховного Совета Республики Хакасия В.Н. Штыгашева по вопросу правомерности депортации калмыцкого народа И. Сталиным. За свои слова в адрес титульной нации Калмыкии «Нет ни одной семьи, кто бы у фашистов не служил карателем» [15] спикер принес публичные извинения народу Республики.
Согласно выводам социологического исследования «Рейтинг межэтнической напряженности в регионах России» подобную ситуацию в регионе порождают не только сами жители, но активная дискриминационная политика региональных властей в отношении представителей нетитульных народов [20].
Выводы
Таким образом, по результатам проведенного исследования выявлено, что калмыки являются доминирующей этнической группой в Республике, этническая идентичность которых основана на осознании «великого прошлого» и политической несправедливости, повлекшей за собой ущемление прав и свобод данного этноса, которые в настоящее время должны быть полностью восстановлены.
В этой связи доказано, что калмыки возрождают былой авторитет и политическое влияние своей этнической группы за счет активного транслирования собственной культуры, ценностей, укладов в большинстве сфер социально-экономической жизни Республики. В результате исследования выявлены семь ключевых направлений, где данное влияние перешло в степень доминирования.
Эмпирически подтверждено, что влияние титульной нации на политические процессы в Республике происходит при активной финансовой и организационной поддержке региональных органов власти, большинство представителей которых также являются калмыками.
Определены крайние точки проявления подобного влияния, среди которых резкое снижение доли русских на территории субъекта Российской Федерации из-за притеснений в сфере трудовых отношений, ограниченности потенциала трудоустройства. А также ущемление прав северокавказских народов на отдельные виды предпринимательской деятельности и создание культовых сооружений. Более того, испытывая гордость за свое происхождение, калмыки не допускают возможности любого осуждения собственной этнической группы, осквернения реликвий и ценностей, что выражается в моментальной протестной активизации и организации преимущественного большинства этнодоминирующего населения региона.
Заключение
Однако следует заметить, что сегодня Калмыкия находится на старте своего нового пути развития. В сентябре 2019 года официально вступил в должность вновь избранный глава Республики Б.С. Хасиков, который в силах изменить сложившуюся ситуацию в части межэтнических противоречий. Вектор его деятельности в данном направлении, а также ее эффективность оценим в дальнейших исследованиях.
В тоже время авторская позиция по вопросу изменения ситуации в Республике Калмыкия вырежется в следующих предложениях:
обеспечение прозрачности, открытости и публичности проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Республике на основе принципов равного доступа граждан к государственной службе в Российской Федерации, заложенных в федеральном законодательстве. Это обеспечит прозрачность проведения конкурсных процедур и отбор кандидатов на должности в региональных органах власти на основании профессиональных знаний и компетенций;
организация совместного участия конфессиональных лидеров в региональных мероприятиях, в том числе в вопросах воспитания подрастающего поколения на основе основных человеческих добродетелей: добра, справедливости, мира, любви, терпения и т.п.;
создание системы равных условий доступа для получения региональных экономических ресурсов на конкурсной основе, в том числе с учетом привлечения контролирующих органов при проведении конкурсных процедур.
Литература:
Авлиев В.Н., Убушаев В.Б. Депортация калмыков в трудах калмыцких исследователей (1991-2007 гг.) // Вестник Калмыцкого университета, 2015. С. 4-12.
Бадмаева М.В., Иджаева Б.В. Этническая структура расселения в республике Калмыкия // Oriental Studies, 2015. С. 146-151.
Бакаева Э.П. Вопросы этнической идентификации калмыцких буддистов первой трети ХХ века в контексте современных проблем исследования этнической истории калмыков // Oriental Studies, 2018. С. 52-67.
Будгоряева В., Джалсанов Ц. и др. По какой методике вы бы хотели преподавать калмыцкий язык? // Калмыкия сегодня. Еженедельная общественно-политическая газета, 21.02.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--80agdcokbhjpj7a2jocg.xn--p1ai/smi/21-articles/obshchestvo/468-po-kakoj-metodike-vy-by-khoteli-prepodavat-kalmytskij-yazyk (Дата обращения: 15.02.2020).
Вести-Калмыкия, 19.02.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/?channelId=d3d3LnlvdXR1YmUuY29tO1VDVXhiTWpsdWw5amxKZWZFd0NfVWowUQ%3D%3D&filmId=15673342073972307648&how=tm&source=channel_qa&text=%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8+%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D1%8B%D0%BA%D0%B8%D0%B8 (Дата обращения: 20.02.2020)
В Калмыкии готовились межнациональные столкновения с Дагестанцами [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aftershock.news/?q=node/401707&full (Дата обращения: 16.01.2020).
В эфире радио «Хамдан» пройдет интернет-урок по калмыцкому языку // РИА Калмыкия, 20.02.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://riakalm.ru/index.php/news/news/22313-v-efire-radio-khamdan-projdet-internet-urok-po-kalmytskomu-yazyku (Дата обращения: 20.02.2020)
Закон Республики Калмыкия от 15.12.2014 № 93-V-З «О государственных языках Республики Калмыкия и иных языках в Республике Калмыкия» (принят Постановлением Народного Хурала (Парламента) РК от 12.12.2014 N 199-V) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW393&n=25829#08321801829074338 (Дата обращения: 15.02.2020).
Закон РФ от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15524/ (Дата обращения: 09.01.2020).
Итоги-2019. Пять событий уходящего года, которые повлияют на этническую жизнь страны// Национальный акцент, 30.12.2019. . [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nazaccent.ru/content/31886-itogi-2019.html (Дата обращения: 10.01.2020).
Калмыкия: степная многонациональность // Русское слово, 09.06.2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://astrastat.gks.ru/folder/35673 (Дата обращения: 13.01.2020).
Лайша А.В. Этническое предпринимательство в современной России и перспективы его развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология - № 4, 2012.
Наминова К.А. Бюджетное финансирование сельского хозяйства региона: состояние, проблемы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика, 2018. С. 137-143.
Национальный состав населения [Электронный ресурс]. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия. Режим доступа: https://astrastat.gks.ru/folder/35673 (Дата обращения: 13.01.2020)
«Нет ни одной семьи, кто бы у фашистов не служил карателем». Спикер парламента Хакасии оправдал сталинскую депортацию калмыков // Кавказ. Реалии, 29.01.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kavkazr.com/a/30404223.html (Дата обращения: 20.02.2020)
Омаров М.А. Институты гражданского общества и их роль в сохранении межэтнического мира // Вопросы этнополитики - № 1 – 2018. С. 23-30.
Орлова К.В. «Крещеные живут по-прежнему, по-калмыцки»: к вопросу о национальной идентичности крещеных калмыков // Oriental Studies, 2018. С. 31-35.
Поканинова Е.Б. Особенности влияния религиозного фактора на систему государственного управления в России: история и современность // Управление мегаполисом - № 2, 2011. С.48-55.
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 07.05.2013 № 214 (с изменениями от 27.12.2018) «О государственной программе «Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs2.kodeks.ru/document/460210846 (Дата обращения: 15.02.2020)
Рейтинг межэтнической напряженности в регионах России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://club-rf.ru/thegrapesofwrath/02/kalmykia.html (Дата обращения: 16.01.2020)
Рязанцев С.В. Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов // Общественные науки и современность, 2000. С. 73-86.
Тагиров Р.Ю. Этническое предпринимательство как система как система отношений и как институт // Экономика образования, 2009. С. 47-53
Хомутов А.Е. Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во ННГУ. 2015. - 540 с.
Шесть общественных организаций из Калмыкии стали победителями конкурса президентских грантов // Степные вести, 15.10.2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tegrk.ru/archives/77812 (Дата обращения: 20.02.2020)
Этнопарки России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--80aqaahqhdflcnad8n.xn--p1ai/parks_list/ (Дата обращения: 09.01.2020).


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
Физика
История
icon
137666
рейтинг
icon
5834
работ сдано
icon
2641
отзывов
avatar
Математика
История
Экономика
icon
137419
рейтинг
icon
3045
работ сдано
icon
1326
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
92238
рейтинг
icon
2003
работ сдано
icon
1260
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
47 687 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
Спасибо большое Ксении за качественную статью в научный журнал! Справилась на отлично!
star star star star star
ГУП
Работа выполненена отлично, руководитель принял сразу даже не было никаких недочетов, ориг...
star star star star star
СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ, ЛГУ им. А. С. Пушкина
вообще все супер! Елена быстро выполнила задачу (написать статью), учитывая все критерии. ...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Написать Введение и Лит. обзор к курсовой работе

Курсовая, Неорганическая химия

Срок сдачи к 24 апр.

только что

Предел функции 7 задач

Решение задач, Математический анализ

Срок сдачи к 25 апр.

только что
1 минуту назад

Тема курсовой работы «Варьирование фразеологизмов как средство...

Курсовая, стилистика, филология

Срок сдачи к 27 апр.

2 минуты назад

Самостоятельно выполните задания практической работы в программах 1С

Решение задач, «Автоматизация учетных процессов», информатика

Срок сдачи к 30 апр.

2 минуты назад

Написание научной статьи аспиранта для публикации по теме...

Статья, Горные машины,горное дело

Срок сдачи к 30 апр.

4 минуты назад

Тема: Влияние выбора стратегии упреждающих мер на характер протекания...

Диплом, прикладная математика и информатика

Срок сдачи к 10 мая

5 минут назад

7 задач Признаки сходимости знакопостоянных рядов

Решение задач, Математический анализ

Срок сдачи к 25 апр.

7 минут назад

ПМ 1 и ПМ 2

Отчет по практике, Охотоведение и звероводство

Срок сдачи к 27 апр.

11 минут назад

Пат.анат

Ответы на билеты, медицина

Срок сдачи к 10 мая

11 минут назад

Выполнить работу согласно заданию

Контрольная, Корпоративные информационные системы

Срок сдачи к 26 апр.

11 минут назад

Выполнить лабораторные

Лабораторная, безопасность жизнедеятельности

Срок сдачи к 18 мая

11 минут назад

Файл "рамка" нужно вставлять в каждый лист, кроме титульника

Курсовая, Мдк, детали машин

Срок сдачи к 26 апр.

11 минут назад

Презентация с докладом на 10-15 мин, формулы, примеры

Презентация, Экономика техносферной безопасности

Срок сдачи к 27 апр.

11 минут назад

Написать курсовую работу по шаблону (готовому)

Курсовая, Региональное управление

Срок сдачи к 28 апр.

11 минут назад

Выполнить контрольную

Контрольная, Технологии проектирования программного обеспечения информационных систем

Срок сдачи к 18 мая

11 минут назад

Задачи

Решение задач, Дискретная математика

Срок сдачи к 22 апр.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.