это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1881528
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность рассматриваемой темы состоит, прежде всего в том, что сами отношения государства и церкви складывалось на протяжении многих столетий и веков и, безусловно, составляют важнейшую составляющую истории нашей страны. Следует также учесть и современный интерес науки к историческим фактам, этнической истории отечества, который вызывает данная проблематика. Актуальность избранной темы усиливает заинтересованность в ее разработке.
Анализ историографии, круг публикаций которой ограничен публикациями, посвященными общим вопросам взаимоотношений государства и церкви, предполагает подробный, но в достаточной степени краткий обзор важнейших трудов посвященных вопросу взаимоотношений церкви и Советского государства.
Тысячелетняя история церковно-государственных отношений не была безоблачной. Реформы Петр I были направлены на преодоление замкнутости государства, но тем не менее они затронули и церковь. В 1721 г. он ликвидировал институт патриаршества и на его месте основал Святейший Синод, тем самым он постарался заставить церковь служить и подчиняться государству. Проведенная Екатериной II секуляризация земель также затронула жизнь церкви и углубила её зависимость от государства. Эта историческая традиция не прерывалась и в советский период. Однако политика, осуществляемая советской властью в отношении церкви, была направлена на разрушение религиозной организации и изживание религиозного чувства народа.
Цель работы: рассмотрение вопросов, касающихся отношений советского государства и церкви. Взаимосвязанное изучение данной проблемы позволяет всесторонне раскрыть сущность и раскрыть взаимодействие этих отношений между собой, в том числе в вопросах церковной политики.
С учетом поставленной цели определены следующие задачи:
Рассмотреть отношения советской власти и церкви в 20-е годы XX века;
Провести анализ политики полного уничтожения церкви в 30-е годы XX века;
Изучить взаимоотношения церкви и власти в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, в которых последовательно освещаются вопросы, предусмотренные ее планом, и библиографии.
Сборники партийных документов, создающих некую идеологическую базу или основу для политики большевистской партии и Советского государства по отношению к религии и церкви, а также, зачастую, подменяли источниковую базу исследований. Сюда же относятся произведения соратников В.И. Ленина, видных деятелей коммунистической партии и Советского государства того времени, следует отметить, что в них отразился опыт деятельности советских и партийных органов по регулированию взаимоотношений с религиозными организациями. В своих исследованиях авторы исходили из оценочной позиции религии как "опиума для народа", явно проявляли нетерпимость и "воинственность" к духовенству и верующим.
Глава 1. Советская власть и церковь в 20-е годы XX века
В России начала ХХ века православная церковь, ни для кого не является тайной, играла серьёзную роль в духовной сфере жизни общества. Именно тогда закладывался тот своеобразный фундамент церковно-государственных отношений, на котором в дальнейшем они находились на протяжении долго периода времени. Вера народа, каждого человека в принципе сопровождала везде. И, несмотря на то, православие – это далеко не та единственная конфессия многонационального государства, связь с верой, религией и самой церковью была всегда заметна невооруженным взглядом повсеместно. Православная церковь, хоть и не единственный, конечно, но является довольно крупным собственником, это своеобразная сила, которая имеет способность оказывать влияние на народ.
Период с 1917 по 1930 г.г. являлся переломным для нашей отечественной истории, именно с него началось коренное переустройство жизни людей в российском обществе. Изменения затронули и Русскую Православную Церковь.
Революция, произошедшая в 1917 г., серьезно изменила как судьбу всего народа, так и церкви и всей страны в целом.
Для церкви и верующих, воспринимаемых как очаг инакомыслия и оппозиции, наиболее катастрофичным и проблематичным стал период 1920-х - 30-х гг., именно тогда в нашей стране утверждался, так называемый тоталитарный режим. Не прекращаемые гонения на церковь укрепляли и укореняли новую сложившуюся политическую ситуации, способствовали общей появившейся в обществе атмосфере страха. Гибель значительной части ценностей культуры и серьезное снижение интеллектуального потенциала людей, также стоит выделить в качестве последствий этих событий.
В этот период подмена христианских, а также общечеловеческих каких-либо ценностей классовыми способствовали, прежде всего, уничтожению национального самосознания русского человека, тысячи верующих были ликвидированы.
Сборники партийных документов, создающих некую идеологическую базу или основу для политики большевистской партии и государства в отношении религии, власти и церкви, подменяли ту базу исследований, которая изначально строилась на первостепенных источниках права. Сюда же относятся произведения соратников В.И. Ленина, деятелей государства и коммунистической партии существовавшей в то время, следует отметить, что в них отразился опыт деятельности советских и партийных органов по регулированию взаимоотношений с религиозными организациями. В своих исследованиях авторы исходили из оценочной позиции религии как "опиума для народа", явно проявляли нетерпимость и "воинственность" к духовенству и верующим.
В конце декабря 1921 г. ВЦИК издал декрет “ О ценностях, находящихся в церквах и монастырях”, в нем уточнялось, что церковное имущество и ее ценности подлежали передаче либо в музеи, либо в Гохран. В течение этого периода. Троцкий активно подготавливал проект изъятия всего имущества церквей из монастырей.
Уже с января 1922 г. ВЦИК интенсивно начинает действовать. 2 января принимает постановление «О ликвидации церковного имущества», в соответствии с которым имущество, представлявшее собой материальную, подлежало передаче. Главную работу по изъятию имущества из действующих монастырей занималась ВЧК. По поручению центральной власти местные отделы также начали массовую подготовку к изъятию на местах.
Вслед за этим выходит декрет от 23 февраля «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих». Реализация этого декрета в дальнейшем привела к жестоким кровавым столкновениям представителей государства и верующих. Вследствие чего Политбюро ЦК РКП (б) было вынуждено прибегнуть к временной приостановке изъятия ценностей.
Период относительного затихания репрессий в отношении Церкви начался лишь с 1923, и длился достаточно недолго, лишь по 1928 год . Наряду с продолжающейся антирелигиозной пропагандой, а также наряду с открытым ужесточением дискриминационных мер в отношении верующих, главная ставка власти уже делается на скрытые методы борьбы с Церковью, а именно ее разложение изнутри, на раскол между различными группировками и разжигание внутрицерковной борьбы, что тем самым все вело к дискредитации Церкви в глазах народа.
Коренное изменение политики в отношении религиозных организаций произошло с рубежа 1928-1929 гг. Именно тогда началась, так называемая, волна крайне негативного отношения к Церкви, что было связано, прежде всего, с принятием во главе с И.В. Сталиным общего курса ЦК ВКП(б) на свертывание НЭПа, обострение классовых отношений в городе и деревне, насильственную коллективизацию.
В период ликвидации кулачества и нэпманов государство обрушилось в том числе и на Церковь, поскольку увидело в ней некий инструмент эксплуататорских классов. В этот период Церковь как раз оставалась тем самым единственным дореволюционным институтом, уцелевшим в ходе репрессий и подвергшейся изменению структуре молодой страны Советов.
Глава 2. Политика полного уничтожения церкви в 30-е годы XX века
Уже в 30-е годы XX века началось активное массовое закрытие церквей и в том числе монастырей. Согласно статистическим данным в 1928 г. было закрыто порядка 539 храмов, в то время как 1929 — эта цифра уже достигла отметки в 1119 церквей. В дальнейшем закрытые храмы могли использовать под различного рода склады, производственные цеха, квартиры, а также клубы, а монастыри — под колонии и тюрьмы.
Безусловно, обширное количество храмов было подвержено разрушению. В 1929 в г. Москве была уничтожена известная часовня Иверской иконы Божией Матери, в 1931 г. взорвали Храм Христа Спасителя.
В начале 30-х годов был принят план «безбожной пятилетки», согласно которому, комиссия упростила процедуру закрытия храмов до максимума. Уже в 1933 г. был запрещен колокольный звон во многих населенных пунктах, а в дальнейшем и на всей территории страны, началась активная кампания по переплавке и снятию колоколов с действующих еще в то время церквей и монастырей.
Начавшиеся в далеком 1929 г. гонения еще относительно долго продолжались до 1933 г. За это время значительная часть духовенства и верующих была за короткий срок арестована и сослана в лагеря.
Уничтожение святынь и повсеместное закрытие храмов сопровождалось массовыми арестами священнослужителей. Гонения большевиков не оставляли верующим христианам особого выбора. Возможно, было лишь два пути: сотрудничества с богоборческой властью или мученичества. В 1929 г. Русская Церковь уже смогла потерять одного из наиболее самых видных иерархов — священномученика архиепископа Иллариона, который являлся выдающимся богословом, поборником восстановления Патриаршества и одним из тех, кто открыто и ревностно выступал в отношении всех сложившихся обновлений в государстве в то время.
В 1938 г. советская власть завершила 20-летний период гонений, в результате которых процесс разрушения был доведен до состояния необратимости. Если уничтоженные или превращенные в склады храмы можно было в обозримой перспективе восстановить или отстроить заново, то расстрелянные более 100 архиереев, десятки тысяч священнослужителей и сотни тысяч православных мирян стали невосполнимой утратой для Церкви. Последствия этих гонений сказываются и в наши дни. Массовое уничтожение святителей, просвещенных и ревностных пастырей, множества подвижников благочестия понизило нравственный уровень общества, из народа была выбрана соль, что привело его в угрожающее состояние духовного разложения.
Глава 3 Церковь и власть в годы Великой Отечественной войны и впослевоенный период
Активный процесс закрытия храмов государство останавливать не собиралось, он продолжался продолжительный период времени, и непонятно, каков бы в конечном счете был его конец, если бы не началась Великая Отечественная война (1941-1945). Но тем не менее ни ее начало, ни поражения нашей страны на первом этапе в течение первых месяцев, ни оставление территорий врагу, которые в дальнейшем были оккупированы, не оказало никакого влияния на враждебное отношение Советского государства к Русской Церкви, и даже не побудило остановить гонение на верующих и священнослужителей.
Даже вследствие того, как стало известно, что немцы потакают открытию храмов, и на захваченных территориях было открыто 3732 храма, т.е. больше, чем во всем Советском государстве, в то время как на территории нашей страны немцы смогли открыли свыше 1300 храмов и монастырей, вследствие чего перед правительством встала задача пересмотреть свою позицию по отношению к Церкви.
В апреле 1943 г. состоялась долгожданная встреча митрополитов Николая Ярушевича, Сергия Страгородского и Алексия Симанского со Сталиным, после которой митрополиту Сергию была выделена в личное пользование машина с шофером и уже заправленным горючим.
На протяжении Великой Отечественной войны аресты священнослужителей и верующих не прекращались, и уже к концу 1943 г. арестованных было свыше 1 тыс. священников, из которых 500 человек были расстреляны. В период 1944-1946 гг. смертных казней ежегодно составляло более 100 чел.
В послевоенное время, а именно с середины 1948 г. давление государства на Церковь активно усиливалось.
25 августа 1948 г. Совет, касающийся рассмотрения дел, связанных с Русской Церковью, вынудил Священный Синод принять решение о запрете во внеслужебное время проводить духовные концерты в храмах и монастырях, вето накладывалось и на крестные ходы, поездки архиереев по епархиям в период проведения сельских работ, служения молебнов на полях.
Невзирая на просьбы верующих об открытии храмов, ни один так и не был открыт в период с 1948-го по 1953 г. Уже на следующий год, в 1949 г. Совет по делам Русской Церкви представил доклад Сталину, в котором отмечалась необходимость выполнения с 1945 г. постановления СНК СССР, предписывавшего закрывать открытые еще до окончания войны на захваченной территории церкви. Это говорит нам о том, что советское государство решение о закрытии открытых без разрешения правительства монастырей и храмов приняло относительно давно.
На протяжении всего времени после окончания Великой Отечественной войны не прекращались аресты православных священнослужителей. По статистическим данным на 1 января 1949 г. количество священников по всем лагерям на территории Советского государства составляло 3523 чел., из которых в Унжлаге находилось около 1876, 521 чел.- в Темниковских лагерях, 266 чел.- в Интинлаге, остальные - в Степлаге и Озерлаге. Все эти лагеря принадлежали к категории лагерей каторжного режима.
Заключение
Положение церкви, как политического института, на данном современном этапе развития общества остается по-прежнему не совсем благополучным. Многие внутренние проблемы и задачи, поставленные перед правительством, сохраняют излишнюю тенденцию к политизации.
Падение советского режима в стране не привело к планируемому установлению государственных взаимоотношений, в то время, как само отношение государства к церкви, а вместе с ней и религии изменяется, уже постепенно начинают возвращаются храмы и монастыри верующим, церковь наконец-то получила возможность заниматься благотворительностью.
Реформирование действующего законодательства о культах актуальна и в настоящее время, возникает непосредственная необходимость в разработке новой модели государственно-церковных отношений. Но, к сожалению, без учета богатого исторического опыта нашей страны, и в том числе рассмотренного в данной работе советского периода, в этой области невозможно осуществить.Список использованной литературыЛенин В.И. Полное собрание сочин6ений / В.И. Ленин. – 5-е издание – М.:Политиздат, 1967
Ключевский, В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский // Библиотека Гумер. – [Электронный ресурс]. URL: http:// www. gumer.info/bibliotek_Buks/ History/Kluchevsk/_Index.php (дата обращения: 29.01.2020
Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н.И. Костомаров // Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.spsl.nsc.ru/history/kostom/kostlec.htm (дата обращения 29.01.2020).
Далгатов А.Г. Правительственная политика по отношению к этноконфессиональным меньшинствам. СПб.: Нестор, 2002.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
В программе Micro-cap v12, написать название графиков в 3 задании и сделать вывод под каждым из них
Отчет по практике, Радиоборудование и схемотехника
Срок сдачи к 21 апр.
Ответы по элктроэнергетике
Ответы на билеты, «Надежность электроэнергетических систем»
Срок сдачи к 21 апр.
Нужно выполнить 14заданий 3 вариант из каждого задания
Решение задач, Математика
Срок сдачи к 22 апр.
добавление новых условий в программу на С++
Решение задач, Объектно-ориентированное программирование
Срок сдачи к 30 апр.
Разработка технологического процесса изготовления червячного...
Диплом, машиностроение
Срок сдачи к 10 мая
Практическое задание «Анализ бюджетной политики субъекта Рф»
Презентация, Государственная бюджетная политика
Срок сдачи к 23 апр.
Три лабораторных
Решение задач, теория вероятностей и математическая статистика
Срок сдачи к 25 апр.
написать реферат на тему "Осетрообразные рыбы России, их значение и охрана"
Реферат, зоология
Срок сдачи к 22 апр.
Курсовая по предмету «Теория государства и права»
Курсовая, Теория государства и права
Срок сдачи к 30 апр.
Разработка приложения с трехуровневой архитектурой на Java
Курсовая, Программирование
Срок сдачи к 4 мая
«Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему»
Эссе, Философия
Срок сдачи к 22 апр.
в тесте добавить ссылки на закон, откуда взяли ответ
Контрольная, Правовые основы профессиональной деятельности
Срок сдачи к 24 апр.
Условие задание прикреплено в файл.
Решение задач, Информатика и программирование
Срок сдачи к 24 апр.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!