это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2462200
Ознакомительный фрагмент работы:
Экономически детерминированное развитие социальных отношений
автоматически поставило вопрос о поиске новых форм интеграции социума.
Прежние нормы и ценности оказались неэффективными. На смену
коллективизму пришел ярко выраженный индивидуализм. Золотое правило
нравственности и категорический императив И. Канта не вписывались в
требования экономической рациональности. Человек становится именно
средством для достижения экономического блага.
На смену политическим режимам диктата приходят максимально
рационализированные формы социального контроля, получившие в
социальной мысли название общество массового потребления. Именно
контроль над потреблением экономических благ и услуг позволяет создать
более тонкую систему тоталитаризма, описанную О. Хаксли. Изобилие
товаров и услуг как ориентир для остальных является экономически
оправданным шагом.
Переход к рынку, прогрессирование ценности экономической
деятельности неминуемо вызвали в молодежной среде покорение ценностям
богатства, власти, престижа, социальных достижений, а также непонимание
от такого подчинения в поколении отцов. Сегодня для молодежи уже не
столь важны ценности отцов: служение любимому делу, самоотвержение,
самодисциплина, умеренность, преобладание справедливости над выгодой.
Поведение современной молодежи свидетельствует о способности
адаптироваться к любым социальным трансформациям, которое подчас
модифицируется в виртуализацию, то есть стихийное вступление в
пространство искусственных конструкций, и как внешнее демонстрирование
этого процесса — подчиненность средствам массовой информации и
рекламе. Безусловно, часть противоречий между поколениями совершенно
естественна, т.к. связана в первую очередь с возрастными различиями.
Молодежь всегда желает выделяться, и демонстрирует это с помощью
внешних атрибутов, например, моды, жаргона, субкультуры и т.д. Молодые
2
больше ценят инновационность и яркость, пожилые - традиционность и
доказанность.
Французский социолог Ж. Бодрийяр видел сущность общества
потребления в самообмане, где изобилие является следствием тщательно
маскируемого и защищаемого дефицита , который является смыслом
выживания в современном мире. Транслируемое «рекламное» счастье
является мерилом счастья социального, мерилом социального благополучия
индивида. Критерием успеха являются приобретенные коды сигнификации
«правильного» образа мысли и жизни, причем этот «образ мысли и жизни»
идет в разрез с традиционными ценностями и традиционной моделью
поведения». Все технологии современного маркетинга и PR, теле- и
киноиндустрии направлены на формирование «жизненно необходимых»
потребностей, поскольку необходимо «сбывать» произведенные товары,
решения, услуги. Идея траты денег на удовольствие «впечатывается» в
сознание масс, формируя инфантильную установку жизни.
Процесс потребления неразрывно связан с удовлетворением
потребностей, а основной критерий удовлетворения потребности –
получение удовольствия. Чем эффективнее процесс удовлетворения
потребности, тем выше степень удовольствия. При этом обязательно надо
учитывать временной фактор, т.е. минимизацию временного ресурса на
извлечение выгоды.
Современная отечественная практика и теория рекламы наиболее
пристальное внимание обращают на ее эффективность. Часто приходится
слышать достаточно категоричное утверждение, что реклама является
инструментом маркетинга и не формирует новые ценности. Возможно, это
так, но в любом случае она (реклама) работает с ними (ценностями) и
независимо от того, осознает рекламодатель указанную взаимосвязь или нет,
его реклама, помимо прагматической составляющей, является фактором
духовной культуры общества, и в этом смысле способна как стимулировать,
так и угнетать духовный потенциал социума.
Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого не
вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как социальный
феномен определяют именно через ценностные ориентации.
«Ценности – это специфически социальные определения объектов
окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное
значение для человека и общества».
Ценности располагаются на шкале, с помощью которой люди
оценивают, сравнивают действия, вещи, других людей и себя.
Я считаю, что ценности выступают важными регуляторами поведения
людей во всех сферах, в том числе и в потреблении. Они выстраиваются в
шкалу, на которой одни предметы притягивают, другие оставляют
равнодушными, третьи отталкивают. Соответственно потребитель
использует шкалу ценностей, как путешественник компас.
Культура, можно сказать, возделывает дух человека с помощью его
природы. Она рождает потребности. Человек стремится к тому, что создает
культура. При этом заложенная в нем способность к общению становится
главным инструментом его окультуривания. В ответ на эту способность в
культуре формируется коммуникация. Как средство сообщения культурных
опытов человечества, она по мере своего совершенствования (начиная от
наскальных рисунков и танцев, через речь устную и письменную к
технически обусловленным СМИ: печати, радио, телевидению) начинает
обеспечивать людям возможность обсуждения всех аспектов бытия,
становится элементом познания, приводит к раскрытию нового. Именно
возможность изобретения нового одним человеком и передачи этого нового
знания другим людям способствуют развитию «на благо и ради спасения
всего человеческого рода», - пишет основатель концепции социальной
обусловленности познания, английский философ Томас Гоббс.
Итак, развиваясь во времени, посредством доступных средств
коммуникации культура преображает человека. И именно с временным
отношением индивидов к культуре связано появление ее такой категории как
ценность. Исторически объективным порождающим основанием для этого
стал переход к экономике производящего типа с его ожиданием во времени
результата, что потребовало не только множества новых связей,
опосредствующих наличное бытие человека, но и осознания их значимости.
По мере усложнения жизни общества значимыми для него становились все
новые и новые социальные явления (власть, богатство, польза,
долготерпение, милосердие). Росли и потребности человека: от
физиологических к потребностям высшего порядка. Не всегда интересы
общности и индивида совпадали. Такой стихийно складывающейся новой и
сложной формой универсального проектирования и становится ценность.
Итак, общество состоит из множества индивидуумов, обладающих
сознанием, т.е. знанием, полученным сообща. И это сообщенное знание
лежит выше обыденного человеческого сознания. На уровне ценностного
отношения к действительности оно рождает представление об идеалах
(образцах) в разных сферах жизнедеятельности. Благодаря внешним
воздействиям – социальным, политическим, идеологическим и др., —
совместное человеческое желание следовать образцу обретает свою
определенность и направленность. В итоге на каждой ступени исторического
развития складывается конкретная функциональная взаимосвязь между
культурой как сферой родового опыта и индивидуальными влечениями
(сферой социума), в которой люди сознательно создают нормы (физическое
воплощение идеалов) и институты, с помощью которых регулируют и
контролируют ценностные отношения.
В оказании воздействия на поведение потребителя заключается весь
смысл рекламной деятельности. Чтобы преуспеть, фирмы стремятся не
только удовлетворить потребности людей, но и установить контакты со
своими потенциальными клиентами. Рекламные объявления, которые никто
не видел, ни о чем не сообщают и ни в чем не убеждают. Стимулы, которые
остались без внимания, не в состоянии мотивировать к покупке.
При всем своем желании потребитель не в состоянии уделить свое
внимание всем жаждущим обратить на себя его взор продуктам и компаниям.
Потребителям приходится быть избирательными, ибо внимание –
ограниченный когнитивный ресурс, связанный, соответственно, с
ограниченным ресурсом памяти. Задача рекламы — перевести его в
произвольную форму, удержать, а это возможно при соответствующей
организации рекламного материала, композиции, цветовом и музыкальном
оформлении. Чтобы удержать внимание потребителей, придумывают
замысловатые сюжеты, бесконечные сериалы «мыльных опер», обращаются
к юмору.
Все эти и другие действия направлены не только на то, чтобы
заставить людей думать о продукте, но и думать и относиться к нему
определенным образом. Другими словами, компании-производители хотят
сформировать Ваше мнение о продукте. С целью создания желательного
имиджа товара и формирования благоприятных установок они стремятся
повлиять на то, что Вы думаете, и то, что Вы чувствуете относительно их
продукции. А для этого им нужно знать: «Кто Вы?» И здесь одним знанием
эффектов рекламы не обойтись.
Наряду с семьей, одной из наиболее часто используемых ценностей в
рекламе является ценность здоровье, причем нередко семья и здоровье
взаимодействуют, превращаясь в идеал здоровой семьи. Такое
взаимодействие можно было заметить и в рекламе мыла «Saveguard». Так
действуют и многие другие рекламные ролики, например, зубной пасты;
здесь более явно, чем в рекламе с мылом, выступает ценностный фактор –
здоровье. И паста становится защитником всеобщего счастья и здоровья в
семье, а также залогом сияющих улыбок. Схема, по которой работают эти
рекламы, проста и даже примитивна. В них нет ни доли творческого подхода,
реклама не вызывает интереса, а ее навязчивость и время, в течение которого
длятся ролики, в конце концов, начинают раздражать. Если затронуть вопрос
об эффективности подобной рекламы, то, скорее всего, будет получен
6
положительный ответ, т.е. рекламируемые марки узнаваемы и у всех на
устах. Но на наш взгляд, такие естественные, самые простые и общие
ценности как семья, дети, здоровье и пр. нужно обыгрывать более тонко и
интересно. А присутствие их в большом количестве по поводу и без повода в
рекламе говорит лишь о незнании глубинных характеристик потенциального
клиента и неумение (или нежелание?) работать с ними.
Еще один пример взаимодействия с ценностями можно наблюдать в
рекламе жевательной резинки «Stimorol pro-Z». Здесь ценность любовь
обыгрывается следующим образом: молодая девушка и ее товарищ по
компании «хотят» друг друга и использование ими рекламируемого товара
становится знаком к действию, после которого они сливаются в долгом
поцелуе на глазах у всех знакомых и незнакомых. Слоган «Иногда лучше
жевать, чем говорить» таким образом, призывает «жевать», чтобы без
лишних слов заняться любовью. Как нам кажется, в этом случае можно (и
нужно!) говорить об обесценивании святого чувства, его замене лишь
сексуальным влечением. «Реклама аморальна, неэтична и выход в эфир
подобной продукции необходимо запретить», - подумаете Вы. Мы согласны
с Вами лишь наполовину: дело в том, что жевательная резинка «Stimorol pro-
Z» позиционируется с расчетом на молодежную аудиторию, для которой секс
является неотъемлемой частью жизни и в том числе свидетельствует о
проявлении любовных чувств. Кроме того прослеживаемая тенденция – это
один из этапов развития людей, который со временем перейдет в более
зрелую стадию. Поэтому реклама в данном случае актуальна и отвечает
потребностям своего клиента, а значит, и вполне этична. Но совсем другое
дело – показывать ее по всем телевизионным каналам, ведь телевизор
смотрят и взрослые и дети. Пожилых людей ранит любое осквернение
высших ценностей. Дети и подростки с их несформировавшейся личностью и
открытостью внешнему миру могут воспринять увиденное как руководство к
действию. Поэтому и видеть им подобную продукцию совсем не обязательно
и даже вредно. «Осквернение архетипов (высших ценностей – прим. авт.) тем
и опасно с психологической точки зрения, что вносит разлад в самые
глубокие сферы психики и может стать причиной самооправдания любых
форм неадекватного поведения». Производителям нужно искать другой
выход для размещения подобной рекламы или менять ее содержание.
Реклама явно пытается разрушить ценности взаимоотношения друзей и
влюбленных. Пропагандируется легкомысленное поведение. Подобная
реклама вызывает чувство дискомфорта у человека с нормальным уровнем
развития и негативно сказывается на тех, чья система ценностей еще не
устоялась. Кроме того, никто не хочет быть обманутым.
Эти и многие другие примеры неудачной работы с ценностями говорят
о том, что современный российский рынок исследований в области
психографики только начинает развиваться, поэтому ему не избежать «проб
и ошибок». В любом случае и у нас процесс уже пошел, механизмы
запущены. Агентства и рекламодатели перестают работать вслепую, стреляя
по большим площадям, и переходят к более прицельной рекламе.
В заключении, хотелось бы привести, на наш взгляд, очень удачный
пример, когда в шутливой, но в то же время корректной форме обыгрывается
такая ценность как материнство. Это сделано в рекламе компании,
предоставляющей услуги связи через Интернет. На щите над эскалатором
метро изображен кенгуру с кенгуренком в сумке. И кенгуренок как будто бы
говорит (надпись-слоган): «Важна не Вашаскорость, а скорость Вашего
провайдера». Вполне оправданное, неординарное использование одной из
высших ценностей в этом случае подталкивает человека довериться своему
провайдеру как кенгуренок - родителю. Кроме того, удачное расположение
рекламы: станция метро «Бауманская», имеющая выход к большому
количеству высших учебных заведений, студенты которых активно
пользуются услугами Интернет, — использование юмора, также
приветствуемое в молодежных кругах, и указание на важное преимущество
рекламируемого продукта (скорость) перед конкурентами говорят о
правильно проведенном экспонировании, и вслед за привлечением внимания
потенциального потребителя обязательно приведут к положительным
результатам.
Итак, по окончании работы сделаны следующие выводы:
1) Современное видение потребителя не как человека разумного, а
скорее, как иррационально мыслящего, подверженного влиянию множества
социальных и культурных факторов, дает абсолютно новые возможности при
работе с ним.
2) Сегментирование по психологическим признакам, основанное на
анализе сообщений о деятельности, интересах, мнениях и пр., в отличие от
традиционных способов деления рынка, позволяет увидеть живой портрет
потребителя.
3) Изучение психологии потребителя, того, что является для него
самым ценным, должно строиться на принципе «не навредить».
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Конспект урока по русскому для 3 класса
Контрольная, Русский язык с методикой преподавания
Срок сдачи к 22 апр.
Написать индивидуальный проект на какую нибудь социальную...
Другое, Обществознание
Срок сдачи к 30 апр.
Рассчитать материальный баланс на один цикл загрузки
Курсовая, технология химических производств
Срок сдачи к 26 апр.
ошибки при принятии политических решений. исторические примеры
Курсовая, Политология
Срок сдачи к 25 апр.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!