это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2628304
Ознакомительный фрагмент работы:
Религия – интегратор цивилизации. Верно ли это утверждение на современном этапе?
Что такое интеграция? Интеграция (от лат. integratio — «восстановление», «восполнение», «соединение») — процесс объединения частей в целое. Т.е. верно ли то, что религия является как бы «соединительной тканью» цивилизации, проходит «красной нитью»? По моему мнению данное утверждение считаю верным. Этому есть свое обоснование.
Процесс формирования глобальной цивилизации растянулся на тысячелетия и завершается в наши дни. И хотя признанные классики теории локальных цивилизаций — Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, а также некоторые современные ученые отрицают ее наличие, тем не менее она реально существует, отражая единство рода человеческого и его исторической судьбы на планете Земля, единство его коренных интересов. Время от времени одни локальные цивилизации сходят с исторической сцены, другие на ней появляются, третьи разделяются, четвертые объединяются. Каждая из них имеет свой жизненный цикл, свою судьбу, но вместе они образуют богатую палитру многокрасочного мира глобальной цивилизации.
Цивилизация — сложный, многослойный социальный организм высшего порядка. Его структуру можно представить в виде «пирамиды» цивилизаций, состоящей из нескольких «этажей» и множества «квартир». Вершину этой пирамиды занимает духовная сфера, формирующая и передающая от поколения к поколению систему ценностей — главное, что отличает одну цивилизацию от другой. В духовную сферу (или сферу духовного воспроизводства) включаются следующие элементы: наука, культура, образование, этика и религия. Все эти элементы тесно связаны, переплетены, различаются от цивилизации к цивилизации, меняются от эпохи к эпохе.
Религия - миропредставление человека и общества, системы целей и мотиваций деятельности людей, исходя из их этических норм и взаимоотношений с другими конфессиями. Мировые религии упорядочивали сферу идеологии, оказывали влияние на другие области духовной жизни и в то же время становились важным интеграционным фактором, способствуя диалогу разных народов и государств, принадлежавших к одной вере. Если проследить влияние каждой цивилизации на развитие религии, то мы увидим следящую картину.
Античная цивилизация. Развитие духовной сферы в период античной цивилизации заложило основы мировых религий, стало причиной постепенного перехода от политеизма к монотеизму, что во многом было обусловлено кризисом античности, усилением централизации в сфере экономики и политики. Это касается многих цивилизаций того времени. Так, в Индии в VI–V веках до н.э. возник буддизм. В восточных провинциях Римской империи в I столетии н.э. зародилось христианство, которое после периода гонений в IV веке н.э. стало государственной религией.
В период неолита нравственные нормы и религиозные воззрения были тесно переплетены, дополняли и подкрепляли друг друга. Выработанные веками, медленно менявшиеся правила внутриобщинного поведения аргументировались ссылками на волю и требования высших, неподвластных человеку сил, которые наказывают человека за нарушение этих требований.
Первобытный человек жил в постоянном страхе нарушить множество запретов (табу) и понести жестокое наказание. Поскольку опасностей (нападений животных и врагов, болезней, стихийных бедствий, голода и т. п.) ему грозило великое множество, а число божеств было весьма значительно, то человек стремился умилостивить их с помощью обрядов, ритуальных танцев, жертвоприношений. Господствовало обожествление природы (анимизм).
Культ предков подкреплялся строгим следованием, завещанным ими правилам и наказанием отступников. Это было неизбежным и необходимым, так передавался накопленный множеством поколений опыт, без которого невозможно было выжить. Но такой подход сковывал новаторство, а значит, тормозил прогресс. Жрецы, которые следили за соблюдением религиозно-этических правил и обрядов, выполняли полезную функцию, собирая крупицы
накопленного опыта. Да и все сферы духовной жизни — познание, искусство,
образование, этика, религия — были еще неразделимы.
Возросшая с переходом к производящему хозяйству независимость человека от природы, социальная дифференциация, деление на классы, появление государства и права, углубление разделения труда не могли не изменить картины мира. Единый до этого поток духовной жизни отделился от материального производства и разбился на несколько самостоятельных, хотя и взаимосвязанных, ручейков — функций, выполнявшихся особыми группами людей.
Изменилось и содержание правил поведения. То, что было несовместимо с общинной жизнью и строго каралось (захват общинной собственности, угнетение, а то и превращение соплеменника в раба), теперь подкреплялось новыми религиозными нормами и этическими правилами: не укради, не пожелай добра ближнего своего. Обособленная группа служителей культа требовала выделения для себя значительной доли произведенного продукта и захваченных трофеев. Наряду с государственной властью появилась власть религиозная, нередко вступавшая в противоречие с первой.
Происшедший на заре раннеклассовой цивилизации переворот в области
религии и этики радикально изменил содержание и функции этих сфер духовной жизни и на тысячелетия определил пути их дальнейшего развития. Наиболее близкой к человеку, соединенной с его повседневной жизнью, была религия и мифология древних греков. Населявшая мифический Олимп семья богов была построена по образу и подобию общины с развитым разделением труда: она имела своего повелителя (Зевса); божеств, занимавшихся особыми видами деятельности (охотой, войной, торговлей и т.п.); каждая община имела своего бога-покровителя. Бессмертные боги ссорились между собой, вмешивались в земные дела, вступали в браки со смертными, заботились о своих детях. Служение богам требовало жертвоприношений и строительства величественных храмов.
Переворот в этой сфере произошел на рубеже новой эры. К. Ясперс назвал этот период осевым временем. Главное содержание данного переворота — формирование мировых религий (буддизма, христианства, иудаизма, а чуть
позднее — ислама). Возникновение мировых религий было исторической необходимостью, оно имело глубокие причины. К. Ясперс подчеркивал: «Эту
ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет
до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 годами до
н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, который сохранился и по сей день... В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим и по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей... В осевое время произошло открытие того, что стало называться разумом и личностью».
Феодальная цивилизация
Мусульманский путь генезиса раннефеодальной цивилизации связан с
возникновением ислама (VII в.). Догматы этой религии были взяты на вооружение многими народами Ближнего, Среднего Востока и Северной Африки и стали знаменем их стремительной территориальной экспансии. В VII столетии арабы овладели Ближним Востоком, Ираном, Египтом, Средней
Азией; в начале VIII века распространили свое влияние в Испании, в начале IX века заняли Крит, Мальту, Сицилию. Несмотря на то, что постоянные войны между мусульманами и христианами наносили немалый ущерб обеим сторонам, арабское завоевание имело и положительные стороны: оно способствовало синтезу западной и восточной культур; давало импульс развитию городов, торговли и ремесла; помогало становлению феодальных земельных отношений.
В сфере политики характерной чертой средневековой цивилизации была
борьба феодальных монархий со своевластием многочисленных вассалов, феодальной раздробленностью, порождавшая бесчисленные войны. Место мировых империй античного общества, основой могущества которых являлись военные завоевания, заняли торгово-политические империи и союзы, поддерживаемые той или иной религией. Идеологическим фундаментом Византийской империи была православная ветвь христианства. На базе западной, католической, его ветви неоднократно предпринимались попытки возродить Священную Римскую империю.
Крупные средневековые империи возникли на Востоке. Мусульманские завоевания на несколько веков дали жизнь Арабскому халифату — при династиях Омейядов (661–750 гг., столица - Дамаск) и Аббасидов (750–1258 гг., столица - Багдад). Огромных размеров достигла Монгольская империя, начало которой было положено завоеваниями Чингисхана (1155–1227 гг.). Одна из наследниц его империи - Золотая Орда - простиралась от Иртыша до Крыма, низовьев Днепра и Дуная, русские княжества платили ей дань до конца XV века. В Индии более трех столетий, с1526 по 1858 год, просуществовала империя Великих Моголов, выдающимся представителем которой был Акбар, осуществивший ряд радикальных экономических и политических преобразований.
Лицо западноевропейской цивилизации определилось к X—XII векам. Здесь сформировалось несколько носителей «духовного ядра», что было связано с многосословностью средневекового общества. В «зрелом средневековье» XI-XII веков можно выделить рыцарей, выкупивших себе свободу (кто у папы, кто у короля, кто у феодального барона), города и объединявшего их монарха. Причем все эти субъекты существовали в едином социокультурном пространстве
Характерной чертой «национального», постсословного этапа (или состояния) цивилизации является светскость. Религия и проблемы Спасения, Страшного Суда отходят на второй план. Это проявляется, в частности, в чрезвычайной веротерпимости, установившейся после длительных религиозных войн XVI-начала XVII века. Религия, все более становясь ритуалом и праздником, уступает центральное место Разуму, Науке, Природе, Прогрессу.
Роль Библии во французском Просвещении сыграла Великая Энциклопедия, вокруг которой были приведены в систему и сгруппированы как идеи, так и деятели Просвещения.
Индустриальная цивилизация
Рассмотрим этот период в рамках СССР. Конец 1920-х — начало 1930-х годов были пиковыми в деятельности всесоюзного антирелигиозного общества «Союз безбожников». Под эгидой этой организации выходили разнообразные антирелигиозные издания (газета «Безбожник», журналы «Безбожник», «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Деревенский безбожник», «Юные безбожник» и другие, выходившие на различных языках народов СССР), организовывались массовые мероприятия, — лекции, демонстрации, диспуты, «антирелигиозные пасхи» и т.д. Общество имело десятки тысяч первичных ячеек на заводах, фабриках, в колхозах, в учебных заведениях. К 1936 году численность организации превысила 5 миллионов человек, в отрядах юных безбожников состояло более 2 миллионов детей. Активистам этой организации государство предоставляло ряд льгот, дополнительных возможностей для образования и обучения, бесплатные путевки. Для некоторых из них (лекторов, агитаторов, работников управленческого аппарата) атеизм стал профессией.
Концепция гуманистически-ноосферного общества. Альтернативный
подход к пониманию сущности формирующегося на наших глазах постиндустриального общества предложен современной российской цивилизационной школой, которая рассматривает постиндустриальную мировую цивилизацию как гуманистически-ноосферное общество, где на первый план выдвигается сам человек, его духовный мир и свободное творчество, принципы рациональной коэволюции природы и общества.
В гуманистическом постиндустриальном обществе именно человек, его
всестороннее развитие, свободное творчество становятся высшей, конечной целью общественного развития, мерой эффективности решений и действий. На первое место выходят не производительные силы и рыночные механизмы как инструменты роста прибыли, а духовная сфера — наука, образование и культура, этика и религия, обеспечивающие разностороннее развитие человека и его адаптацию к меняющимся условиям жизни. Это предполагает гуманизацию технологий, экономических и политических отношений.
Таким образом, в обозримой истории человечества религия так или иначе влияла на жизнь общества. В разные периоды то её роль усиливалась, то она уходила на второй план. Религиозные войны не раз меняли границы государств, религиозные деятели становились крупными политиками и именем Бога творили и добро, и зло.
Сегодня религия активно участвует в политических процессах. В нынешних условиях это неизбежно. Каждая религия настаивает на том, что именно она несёт конечную истину. Новые религиозные движения рождаются все время, но большинство из них живут недолго. Им приходится конкурировать с другими религиями за прихожан и выживать в потенциально враждебных социальных и политических условиях. Трансгуманизм, джедаизм, Свидетели климатологии и множество других новых религиозных движений, возможно, никогда не станут массовыми. Но то же самое можно было бы подумать о небольших группах верующих, которые собирались вокруг священного пламени в древнем Иране три тысячи лет назад и чья неоперившаяся вера превратилась в одну из крупнейших, самых могущественных и устойчивых религий, которые когда-либо видел мир — и которая все еще вдохновляет людей сегодня.
Возможно, религии никогда не умирают. Возможно, религии, которые охватывают мир сегодня, менее долговечны, чем мы думаем. И, возможно, следующая великая вера только зарождается. Поэтому религия была, есть и будет интегратором цивилизации.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Решить вариант №8
Курсовая, Технология подземной и комбинированной разработки рудных месторождений
Срок сдачи к 31 мая
Травмы, характеристика травм, оказание первой медицинской помощи. Методы реабилитации.
Реферат, физическая культура
Срок сдачи к 16 мая
Реферат на тему « Медицинское обследование перед заключением...
Реферат, Правоведение
Срок сдачи к 7 мая
Экономическая оценка уровня продовольственной безопасности РФ
Курсовая, Экономическая безопасность
Срок сдачи к 9 мая
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!