Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Античный мир и его вклад в развитие политической культуры

Тип Реферат
Предмет История

ID (номер) заказа
3692535

200 руб.

Просмотров
575
Размер файла
55.64 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день интерес к политической мысли именно классического периода подогревается следующими обстоятельствами. Во-первых, центральные принципы – понятия античных философов и мыслителей, выражающие отношение к социально- историческим и политическим процессам, сложились в систему взглядов, которая выступает как оригинальная и самобытная конструкция. Ставя вопрос о том, каким образом может строиться знание о мире политического, античные мыслители стремились придать своим размышлениям научный характер. В силу этого их построения содержат в начальной форме такие размышления, которые в последующем в западноевропейской политической мысли будут конституированы как самостоятельные области исследования. Во-вторых, античная политическая мысль раннего периода выступает, на наш взгляд, лишь как интеллектуальная предыстория, идейно-теоретическая предпосылка «высокой классики». И хотя в философско-политической литературе отмечается, что «нельзя считать Сократа тем рубежом, который отделяет становление философской и общественной мысли от периода ее зрелости, поскольку Сократ не создал целостной системной политической концепции», тем не менее, духовно именно Сократ ближе к Платону и Аристотелю, и именно сократическое влияние на Платона, а через него и на Аристотеля было решающим и послужило своего рода толчком для последующего перспективного духовного развития.В Греции, в отличие от современных ей восточных деспотий, сложилась политическая система, которую можно назвать демократической, причем даже в тех государствах, в которых формально существовала монархия или тирания. Именно демократия стала основой развития системы разносторонней публичной коммуникации.О политической коммуникации в Риме периода Царства и Ранней республики (753–146 до н. э.) известно крайне мало, и сведения эти во многом легендарные. Все же можно сказать несколько слов о ее особенностях.Прежде всего в Риме, в отличие от Греции, никогда не существовало демократии: римское общество изначально отличалось неравноправием разных слоев населения. Поэтому вся политическая история Рима представляла собой непрекращающуюся борьбу за права тех, кто был ими обделен по сравнению с другими. Сначала это была борьба патрициев, потомков первых римских поселенцев, основавших город вместе с легендарным Ромулом, и плебеев, появившихся в Риме позднее. Затем — собственно римлян и их «союзников» — латинов или италиков, населявших другие города Апеннинского полуострова. Наконец, жителей Рима и Италии, с одной стороны, и населения прочих провинций Римской империи — с другой.Единственное, что могло сплотить противоборствующие слои римского общества, — это совместное противостояние внешним врагам, приоритет интересов государства над интересами отдельной личности. Классическая формула S. P. Q. R. (Senatus populusque Romanus), т. е. «сенат и римский народ» выражала общеримскую идеологию, согласно которой государственные интересы ставились гораздо выше интересов индивидуума. Столь высокая степень этатизма предрасполагала население Рима к постоянному политическому участию, поэтому политическая составляющая жизни римлян была доминирующей, и от нее зависели экономика страны, ее культурная жизнь, а также и коммуникация.Рассмотрим афинскую демократию и особенности политического строя Рима в период республики.ГЛАВА 1. АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯТермин «демократия» произошел от греческих слов demos (народ) и kratos (власть). Под ним понимают форму общественной власти, государства, основанной на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государствееных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод.Это определение, принятое в современном мире. Какое же отношение к демократии (в нашем случае афинской) мы видим у античных авторов?Аристотель, описывая афинскую демократию, лишь констатирует факты. Можно отметить, что автор вполне доволен государственным строем, если только соблюдаются все законы, а управляют государством не демагоги, «которые более всего хотели показывать свою кичливость и угождать вкусам толпы, имея ввиду только выгоды данного момента». Что касается Афин при Перикле, то Аристотель говорит: «…пока Перикл стоял во главе народа, государственные дела шли сравнительно хорошо; когда же он умер, они пошли значительно хуже.» [1] С иных позиций к оценке афинской демократии подходит Ксенофонт, хотя его авторство «Политии» многие ученые считают сомнительным. Тем не менее, содержание трактата свидетельствует о том, что написал его человек, принадлежащий к олигархам. Автор не одобряет государственный строй афинян по причине того, что не допускает существования жизни простого народа лучшей, чем жизнь благородных. Здесь отмечено, что допуская народ к решению государственных дел, афиняне тем самым сохраняют демократию. Автор пишет: «…раз уж они (афиняне) решили иметь демократическое правление, мне кажется, что они удачно сохраняют демократию…» [1]Из «Истории Фукидида» до нас дошла речь Перикла, произнесенная над останками воинов, которые пали в первый год Пелопоннесской войны. Учитывая то, что речи исторических лиц у Фукидида в большей степени скомпонованы им самим, можно понять и его отношение к происходящему. Я считаю, лучшим здесь будет привести отрывок из этой речи: «Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши предоставляют равноправие для всех; что же касается политического значения, то у нас в государственной жизни каждый им пользуется предпочтительно перед другими не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или другом деле; равным образом скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству. Мы живем свободной политической жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто делает в свое удовольствие, и не показываем при этом досады хотя и безвредной, но все же удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов больше всего из страха перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время…»11.1 Возникновение государства в АфинахЗарождение государственности на территории Эллады (Греции) относится к глубокой древности. Скудные сведения сохранились о Минойском,Микенском царствах древнейшей в Греции ахейской цивилизации. В XIII-XII вв. до н. э. территория Греции была завоёвана этническим неоднородными дорийскими племенами. Древние греки населяли главным образом южную часть Балканского полуострова (около четверти всей его территории), острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Многочисленные греческие поселения находились, также в других частях Средиземноморского бассейна (Босфор и Дарданеллы, Южная Италия, Сицилия и. т. д. Рабовладельческое государство в греческом мире имело своеобразную форму «полиса» — государства-города, т. е. государства, состоящего из нескольких сельских поселений объединившихся вокруг одного городского центра. Не большие размеры греческих рабовладельческих государств объясняются тем, что они сложились как непосредственный результат крушения родоплеменных общин, охватывавших сравнительно небольшие коллективы. В то же время не было экономических предпосылок для образования сколько-нибудь обширных политических объединений. Ремесло, появилось на узкой базе рабского труда и не имело достаточно высокого развития. Торговля прибрежных городов носило преимущественно внешний, заморский характер, а внутренний рынок развит был слабо. [2]Разъединению греческих областей способствовала в свою очередь и природа Греции. Страна была покрыта труднопроходимыми горными хребтами, переход из одной области в другую совершался через ущелья и горные тропинки. Узкий перешеек Истм (Коринфский) отделял одну часть страны от другой.Колонизация греками обширной области Средиземноморья началась еще в VIII в. и привела к тому, что греческие колонии раскинулись далеко на запад и восток. На западе они были расположены не только на южных берегах Италии и островах Сицилия и Корсика, но и на южном побережье Франции (Массилия, ныне Марсель) и даже в Испании (Сагунт); на востоке греческая колонизация захватила северные берега Черного моря (Ольвия, Херсонес и др.) и даже устье Дона (Танаис).Государственный строй как в городах метрополии, так и в колониальных поселениях был весьма различен и подвергался частым изменениям. Поражение родовой аристократии чаще всего влекло за собой переход власти в руки зажиточных торговых и промышленных слоев городского населения. Создавалась обычно демократия, при которой демос наделялся политическими правами, созывались народные собрания, органы власти были выборными. В отдельных случаях, однако, в результате борьбы власть попадала в руки единоличных правителей — тиранов, опиравшихся на поддержку крестьянства, а также ремесленников и торговцев. Эта ранняя греческая тирания была направлена своим острием против родовой знати, влияние которой тираны пытались сломить самыми решительными мерами, вплоть до ее изгнания и конфискации имуществ. Там же, где власть удерживалась родовой знатью, складывалась аристократия, в которой правили немногочисленные представители знати. От аристократии отличали олигархию, при которой органы власти были открыто закреплены за представителями богатых граждан.1.2. Сущность и основные черты Афинской демократииРеформы Солона. К началу VI в. до н. э. противоречия между аристократией и крестьянством достигли небывалой остроты. В такой обстановке в 594 г. до н. э. архонтом с правом реформировать существовавшие общественно-политические порядки был избран Солон. Реформы Солона были направлены на примирение враждующих сторон и носили половинчатый, компромиссный характер.На первом, месте среди социально-экономических преобразований была так называемая «сисахвия» (буквально - "стряхивание бремени"), уничтожившая все долги и отменившая долговое рабство. Со всех заложенных участков были убраны долговые столбы, а участки возвращены бывшим владельцам. Долговые рабы были освобождены, а те из них, которые были проданы на чужбину, выкуплены и возвращены на родину. Солон запретил впредь превращать афинян в рабов за долги.Однако не был осуществлён передел земли, чего требовали безземельные и малоземельные крестьяне и земли, которые захватили эвпатриды ранее, не были возвращены их бывшим собственникам. Тем не менее с целью ограничения роста крупного землевладения, Солон установил предельную норму землевладения. Были также почти на треть уменьшены суммы долгов для собственников движимого имущества.Была изменена монетная система; установлено правило, что, если отец не обучал сына какому-либо ремеслу, последний вправе оказать отцу в старости в пропитании; прият ряд законов, направленных против роскоши.Оценивая эти преобразования нужно отметить, что они, во-первых, способствовали формированию рабовладельческого строя за счёт рабов-чужеземцев, купленных или захваченных в плен; во-вторых, ограничивали экономически силу эвпатридов и заложили основу для развития мелкого землевладение, как основной формы земледельческого хозяйства; в-третьих, признавали в качестве главной эксплуатируемой силы рабов. Таким образом, ограничивая собственность родовой знати, реформы Солона содействовали развитию рабовладельческой собственности. Указывая, что реформы Солона явились политической, революцией, Ф. Энгельс обращал внимание на то, что они открыли эту революцию «вторжением в отношения собственности. Все происходившие до сих пор революции были революциями для защиты одного вида собственности против другого вида собственности». Одновременно Солон осуществил политические реформы. Всё население было разделено по имущественному признаку, то есть по размерам землевладения и его доходности, на 4 разряда. [2]Первый разряд - «пентакосиомедимны», или «пятисотмерники» - составляли те, кто получал со своих земель доход не менее 500 медимнов зерна (медимн - мера ёмкости несколько более 50литров) или соответственно других сельскохозяйственных продуктов. Второй разряд — всадники, получавшие от 300 до 500 медимнов годового дохода. Третий разряд — зевгиты, имевшие доход от 200 доЗОО медимнов Четвертый разряд - феты - все остальное население.На основе этого деления была создана новая военная органзиция. Первые два, разряда должны были служить в кавалерии зёвгиты — в тяжеловооруженной пехоте (гоплиты), а феты составляли легковооруженную пехоту. Вооружались все за свой счет. Таким образом, все свободные афинские граждане были организованы в вооруженную силу, которая была направлена, прежде всего, против рабов.Таким образом, все свободные афинские граждане были организованы в вооруженную силу, которая была направлена, прежде всего, против рабов. Это нововведение наделяло граждан политическими правами в зависимости от имущественного состояния. [2]Только представители первых трёх разрядов имели право занимать все должности в государстве. Самые высокие должности - архонтов, членов ареопага - могли занимать только представители первого разряда. Правда, на богатейших людей возлагалась в пользу общества и дополнительные обязанности, связанные с большими денежными расходами, так называемые литургии: они должны были строить суда для военного флота, устраивать общественные праздники и др.Феты имели право принимать участие в народном собрании, котрое избирало всех должностных лиц.Таким образом, на смену родовитости приходит богатство. «Права и обязанности граждан государства стали устанавливаться соразмерно величине их земельной собственности, и в той же мере, в какой стали приобретать влияние имущие классы, начали вытеснять старые кровнородственные объединения; родовой строй потерпел новое поражение».В качестве уступки эвпатридам Солон сохранил старое деление на четыре племени (филы) и создал совет четырёхсот, в которой каждое племя избирало по 100 человек из представителей первых трёх разрядов. Посколько родовая знать занимала господствующее положение в племенах, она могла иметь большинство в этом органе. Совет четырёхсот, готовил повестку дня для народного собрания, подготовил проекты его решения и др. Солон сохранил также оплот аристократии - ареопаг, который осуществлял контроль над соблюдением законов и контролировал деятельность народного собрания, а также осуществлял высшую судебная власть. [3]Был также создан новый орган - гелиэя, куда были допущены граждане всех четырёх разрядов. Таким образом, реформы Солона сохранили многие привилегии родовой знати, в частности, племенную организацию общества. Но в целом они носили прогрессивный характер, ибо нанесли новый удар по одовой организации и способствовали развитию рабовладельческих отношений, основанных на рабстве чужеземцев.Тирания Писистрата. Ни одна из сторон не была полностью удовлетворена реформами Солона, и вскоре вновь начались смуты. В ходе внутренней борьбы возникли три политических группировки: педиаки, в число которых входили эвпатриды, — жители равнинной, наиболее плодородной части Аттики; диакрии — малоземельные и безземельные крестьяне горного района Аттики; паралии — городские рабовладельцы и торгово-ремесленные слои прибрежной части страны. Педиаки являлись сторонниками аристократического правления, диакрии выступали за демократическое правление; паралии занимали промежуточную позицию. По словам Аристотеля, последние «добивались среднего образа правления».В 560 г. до н. э. власть в Афинах захватил вождь диакриев Писистрат и установил тиранию. Объединившись, педиаки и паралии дважды изгоняли его из Афин, но в 541 г. до н. э. он разбил своих противников и до своей смерти (527 г. до н. э.) являлся правителем Афин.Правление Писистрата характеризовалось решительной борьбой против родовой аристократии и защитой интересов крестьян и торгово-ремесленных слоев городского населения.Политика Писистрата нашла свое выражение в следующих преобразованиях: земли эвпатрадов, погибших во внутриусобной борьбе, бежавших или изгнанных из Афин, конфискованы и распределены между диакриями; крестьянам предоставлялся дешевый кредит из государственной казны; основные тяготы (налогового бремени переложены на наиболее богатых граждан; введен 10-процентный подоходный налог; для развития морской торговли построен значительный торговый и военный флот. Осуществлены большие градостроительные работы. [4]Система органов управления, установленная Солоном, не была отменена, но она не функционировала. Архонтов назначал сам Писистрат. Он учредил институт разъездных судей, разбиравших дела на местах, что освобождало крестьян от необходимости поездки в город. С именем Писистрата связано создание постоянного войска: разоружил народ и создал военную дружину, которую содержал частично за счет подоходного налога.Писистрат является создателем государства. Оно основано на том, что им была дана публичная власть — постоянная армия и введены налоги на её содержание. С таким мнением согласиться нельзя, ибо, во-первых, существование этих институтов носило весьма кратковременный характер и, во-вторых, не было ликвидировано родоплеменное деление.После Писистрата в Афинах правили два его сына, власть которых была свергнута аристократами при военной помощи Спарты (510 г. до н. э.). Победители попытались установить в Афинах аристократический строй, но произошло народное восстание, в ходе которого объединились диакрии и паралии. Спартанцы были изгнаны из Афин, а власть аристократов свергнута.Следует, отметить, что тирания как форма правления VII - VI до н, э. была свойственна многим греческим городам. Её историческое значение заключалось в том, что тиран на широкие слои народа и была направлена против аристократии. Но всюду она была недолговечна: как только тирания выполняла свою задачу; она сменялась другой формой правления, отвечающей интересам всего класса рабовладельцев, - демократической либо аристократической республикой.Афины пошли по пути создания рабовладельческой демократической республики, власть в которой принадлежала всем полноправным гражданам, противостоявшим огромной массе рабов.Реформы Клисфена. Клисфен (509 г. до н. э.), вождь паралиев, возглавивший восстание против аристократов и Спарты, после его избрания архонтом разделил всё население Аттики по территориальному принципу. Аттика была разбита на 30 частей (триттий), из которых десять находились в городе, десять - вдоль берега и десять - в глубине страны. Три триттий - по одной от каждой части страны - составляли территориальный округ (филу), являвшийся самоуправляющей политической и военной единицей.Основной административной единицей стала община — округ (дем), включавший в себя одно-два селения. Всего было сто демов, каждая территориальная фила включала в себя десять демов. Каждый дем был самоуправляющей единицей. В демы входили не только все афиняне, проживавшие на данной территории, в их состав были включены также чужестранцы, проживавшие на территории данного дема, и вольноотпущенники, что усилило значение демоса.Таким образом, на смену родоплеменной организации населения пришло объединение граждан по территориальному принципу, по месту их жительства. Решающее значение стала иметь не принадлежность к родовой филе (племени), а место постоянного жительства; «население в политическом отношении превращалось в простой придаток территории» [13]. Кроме того, поскольку территориальные филы не составляли сплошных территорий, аристократические роды были раздробленьктак, род Аминандридов оказался расселенным в 26 демах, род Кериков — в 19, род Эвмолпидов — в 10 и т. д. В каждой территориальной филе население городского и приморского районов (купцы, ремесленники, моряки, рыбаки и т. д.), то есть демос, имело численное превосходство. Племенные филы сохранились, но они потеряли свое политическое значение, ибо за ними остались в основном религиозные функции; они, как отмечал Ф. Энгельс, «выродились в союзы частного характера и в религиозные братства». Клисфен реорганизовал центральные органы управления. Вместо Совета четырехсот был создан совет пятисот, в который избиралось по 50 членов от каждой территориальной филы. [4]Власть второго архонта — полемарха — была ограничена коллегией десяти стратегов, избиравшихся по одному от каждойфилы. Первоначально они осуществляли только функций военачальников, а позже — высшую исполнительную власть в Афинах.Для защиты установленного государственного строя от посягательств отдельных лиц, стремящихся к власти, Клисфен ввел «остракизм» (от слова «остракон» — черепок) — изгнание за пределы страны сроком на 10 лет граждан, опасных для существующего строя, путем специального голосования. В результате реформ Клисфена окончательно были уничтожены остатки родоплеменного строя и возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики. Ф. Энгельс писал: «Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером образования, государства вообще, поттому что оно, с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего_или внутреннего, - кратковременная, узурпация власти Писистратом не оставила никаких следов, - с другой стороны, потому, что в данном случае весьма высоко развитая форма государства, демократическая республика, возникает непосредственно из родового общества...».[5]ГЛАВА 2. РИМ В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИДревний Рим (лат. Roma antiqua) – одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности. Принято делить историю римского общества и государства на три основных периода: Царский период (VIII–VI вв. до н.э.); Республиканский период (VI–I вв. до н.э.); Императорский период (I–V вв. н.э.). В 509 г. до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого устанавливается республика.Республика – историческая эпоха Древнего Рима, в которой сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов.Изучение истории римского общества – прослеживание основных закономерностей его правового, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт – имеет особый интерес. Ведущие проблемы курса истории государства, получили наиболее четкое оформление и завершенность в римское время. Если ранней республике были свойственны первоначальные формы рабства, то для периода поздней республики, гражданских войн, историческим содержанием которых был переход от системы античного демократического полиса к тоталитарному инвелирующему режиму, характерно значительное увеличении численности рабов, проникновение рабского труда в различные сферы экономической жизни государства.Политическое устройство Рима периода республикиВ отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в политической системе Римской республики сочетались как демократические, так и аристократические черты, при существенном преобладании вторых, которые обеспечивали привилегированное положение верхушки знати.Ранняя римская община представляла собой примитивный город-государство с характерными чертами тогдашней «военной демократии». Племенное собрание являлось носителем верховной власти. Оно решало важнейшие вопросы в жизни общины: объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами Древнейшим видом общинного устройства в Риме, как и в Италии вообще, был род, члены которого считали себя происходящими от одного предка – эпонима. Их объединял общий культ, общее землевладение, суд общины и т.д. [7]Древнейшим из носителей власти в общине Рима был царь (рекс) – первоначально, вероятно, представитель одного из наиболее сильных родов, с властью патриархального характера. В выборах царя участвовали: старейшины, представители родов (сенаторы) и граждане. После смерти царя власть переходила к сенаторам, которые из своей среды назначали временного правителя. После истечения срока (обычно 5 дней) он избирал себе преемника, и уже он указывал кандидата в цари.Царю помогали назначаемые им же должностные лица, духовные и светские. Светские военные: трибун всадников – ближайший помощник царя на войне, в частности начальник конницы, и несколько военных трибунов начальников отдельных отрядов пехоты. Светские гражданские: префект Рима – градоначальник, заменявший царя на время его отсутствия в Риме, главным образом для защиты города; дуумвиры двое судей (обвинителей) по преступлениям против государства (общины); квесторы, – двое следователей по особо важным делам уголовного характера, особенно по обвинениям в убийстве родственника или согражданина. [8]Первые реформы «военной демократии» провел Сервий Туллий. Все свободное население Рима – и члены древних патрицианских родов, и плебеи – были разделены на разряды по размеру имеющегося имущества. За основу деления была взята площадь земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до нашей эры денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела – во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан – всадники, а безземельные – пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.Каждый из разрядов выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни – кентурии. Всадники выставляли кентурии конницы, 1–3 разряды – тяжеловооруженной пехоты, в ту эпоху бывшей основой войска, 4–5 разряды – вспомогательную легковооруженную пехоту. Пролетарии выставляли одну невооруженную кентурию. Общее число кентурий достигало 193. Кентурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по кентуриям (кентуриатные комиции), где каждая кентурия имела один голос, и голосование по традиции начиналось с кентурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, все голосование этим и заканчивалось. Решения народного собрания по кентуриям получали силу закона, и оно постепенно вытесняло на вторые роли народное собрание по куриям. [9]Община развилась в Римскую республику, жители которой (помимо национально-племенных, имущественных и иных отличий) прежде всего делились на лично свободных и несвободных. Лично свободные подразделяются на граждан и чужестранцев.Главным руководящим органом республики являлся сенат. Сенаторов обычно было 300. Право назначать сенаторов принадлежало раньше царю, а затем – консулам. По закону Овиния (последняя четверть IV в.) это право перешло к цензорам. Сенаторы распределялись по рангам. На первом месте стояли так называемые «курульные сенаторы», т.е. бывшие магистраты, занимавшие курульную должность: бывшие диктаторы, консулы, цензоры, преторы и курульные эдилы; затем шли остальные: бывшие плебейские эдилы, народные трибуны и квесторы, а также сенаторы, не занимавшие в прошлом никакой магистратуры (таких было немного). Первым в списке стоял самый уважаемый сенатор, называвшийся princeps senatus (первый сенатор). Принадлежностью к той или другой категории определялся порядок голосования. Последнее происходило или путем отхода в сторону, или посредством личного опроса каждого сенатора. Созывать сенат и председательствовать в нем могли все экстраординарные магистраты, например, диктаторы, а из ординарных – консулы, преторы, а позднее народные трибуны. [8]До эпохи гражданских войн сенат пользовался огромным авторитетом. Это объясняется главным образом его социальным составом и организацией. Первоначально в сенат могли входить только главы патрицианских семей. Но уже очень рано, вероятно, с начала республики, в сенате начали появляться и плебеи. По мере завоевания ими высших магистратур число их в сенате стало быстро увеличиваться. В III в. подавляющее большинство сенаторов принадлежало к нобилитету, т.е. к правящей касте римского общества. Это создавало сплоченность сената, отсутствие в нем внутренней борьбы, единство его программы и тактики, обеспечивало ему поддержку самой влиятельной части общества. Между сенатом и магистратами существовало тесное единство, поскольку каждый бывший магистрат в конце концов попадал в сенат, а новые должностные лица выбирались фактически из тех же сенаторов. Поэтому магистратам было невыгодно ссориться с сенатом. Магистраты приходили и уходили, сменяясь, как правило, ежегодно, а сенат был постоянно действующим органом, состав которого в основном оставался неизменным (массовое пополнение сената новыми членами было очень редким явлением). Это давало ему преемственность традиций и большой административный опыт.Круг дел, которыми руководил сенат, был весьма широк. В случае тяжелой внутренней либо внешней ситуации в государстве объявлялось чрезвычайное положение. Делалось это обычно через назначение диктатора. Со II в. в практику входят другие формы введения осадного положения. [7]Другим способом концентрации исполнительной власти было избрание одного консула. Этот способ, правда, очень редко, применялся в I в. Сенату принадлежало высшее руководство военными делами. Он определял время и количество набора в армию, а также состав контингентов: граждане, союзники и, проч. Сенат выносил постановление о роспуске войска, под его контролем происходило распределение отдельных войсковых соединений или фронтов между военачальниками. Сенат устанавливал бюджет каждого военачальника, назначал триумфы и другие почести победоносным полководцам.В руках сената была сосредоточена вся внешняя политика. Право объявлять войну, заключать мир и союзные договоры принадлежало народу, но сенат вел для этого всю подготовительную работу. Он отправлял посольства в другие страны, принимал иностранные послов и вообще ведал всеми дипломатическими актами.Сенат управлял финансами и государственными имуществами: составлял бюджет (обычно на 5 лет), устанавливал характер и сумму налогов, контролировал откупа, руководил чеканкой монеты и прочим.Сенату принадлежал высший надзор за культом. Он учреждал праздники, устанавливал очистительные и благодарственные жертвоприношения, объяснял знамения, контролировал иностранные культы и, в случае необходимости, мог даже запретить их. Так это было, например, и с ранним христианством. Члены всех постоянных судебных комиссий до эпохи Гракхов состояли из сенаторов. Только в 123 г. Гай Гракх передал суды в руки всадников (под этим названием понимали тогда богатых купцов и ростовщиков).Таким образом, сенат являлся высшим административным органом республики, и вместе с тем ему принадлежал верховный контроль над всей жизнью государства.Оба крупных сословных класса предшествующего периода, патриции и плебеи, продолжали существовать и теперь, и их взаимная борьба за политические права была наиболее характерным явлением в жизни римской общины периода Республики. Уже при Сервии Туллии плебеи получили некоторые права, например, право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, право голоса и отбывания воинской повинности. Они, таким образом, стали из бесправных – неполноправными гражданами, и стремление к полному правовому равенству с патрициями, особенно в праве занимать высшие государственные должности, привело к усилению борьбы их с патрициями, до полного уравнения в правах. По законам Люция Секстия (366 г. до н. э.) плебеи получили доступ к высшим светским, а по закону Огульны (300 г. до н.э.) и к высшим духовным должностям, кроме полученного еще ранее права на законный брак с патрициями. Благодаря расширению государства значительно увеличился также и численный состав плебса.Так что оба сословия фактически слились в едином понятии «римский народ». Однако осуществление права занимать высшие государственные должности, вследствие дорого стоившей предвыборной агитации и отсутствия вознаграждения за отправление должности, было доступно лишь зажиточным гражданам. В результате из патрициев и богатых плебеев постепенно образовалась чиновная, служилая знать (нобили), стоявшая в противоположности к менее зажиточному плебсу. [10]Причина падения республики в том, что она была государственной формой, которая сложилась на базе города-государства и которая не могла обеспечить интересы широких кругов рабовладельцев в рамках обширной империи. Господствующие классы в этих условиях видели единственное средство сохранения своей власти в диктатуре, опиравшейся на армию.ЗАКЛЮЧЕНИЕПолитическая мысль античной Греции и Рима развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств:1. Общественное разделение труда дало возможность определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства.2. Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни. Такой уникальной формой выступал полис – город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел.Платон. Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах "Государство", "Политик" и "Законы".Учение Аристотеля было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе "Политика":1. Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.2. В его представлении город-государство – это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как "политического животного".3. Главная цель государства – достижение "лучшей жизни". Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.На протяжении своей истории Древний Рим начал свое государственное развитии от так называемого царского периода, когда носителем верховной власти был царь-рекс. И именно в данный период римская община получает тот особый облик, который отличал ее от прочих общин в античном мире. Позже римская община развивается в Республику у некоторых слоев появляются права, например, право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, отбывания воинской повинности и право голоса. Республику сменяет Империя, где и происходит концентрация раздробленной республиканской власти в руках Императора.Политическая и общественная система Рима, изначально максимально приспособлена к нуждам земледельческой общины, на первом этапе римской экспансии – освоении земель соседних племен – со своими функциями справлялась вполне успешно. Выход Рима за пределы Апеннин после Пунических войн потребовал реорганизации сначала системы провинциального управления, а затем и реформ, призванных сгладить постоянно растущую пропасть между теми, кто на войнах наживался, и теми, кто воевал или обязан был нести военную службу. Однако попытки Гракхов вернуть становящийся региональным гегемоном Рим к состоянию раннеземледельческой гражданской общины были обречены на провал изначально, и вскоре прежние гражданские институты заменила императорская власть. Сначала она еще пыталась прятаться под вывеской «принципата», а затем уже полностью отбросила всю прежнюю демократическую мишуру и закончила провозглашение сенатором лошади. Однако новая имперская система управления также оказалась не в состоянии эффективно управлять разросшейся империей. Пройдя через череду кризисов и смут, Великий Рим тихо и бесславно умер в тщетных попытках сначала удержать завоеванное, а затем хотя бы превратить в некое подобие римлян «римских граждан» всевозможных племен и народов, сперва осевших на имперских землях в качестве «друзей и союзников римского народа», а затем попросту посчитавшие эти, якобы полученные за службу земли своей собственностью. Однако в целом развитие римской цивилизации в процессе поиска системы, способной приспособить институты еще доклассового общества к обществу классовому, да еще и с развитой частной собственностью, проходили с переменным успехом, но, в конечном итоге, закончились неудачей. А вот формирование на территории Италии своеобразной римской государственности и культуры, создание мировой державы, охватывавшей все Средиземноморье и Западную Европу, и ее длительное (около четырех столетий) существование, рождение в ее пределах синкретической средиземноморской античной цивилизации как прообраза будущей европейской цивилизации, возникновение и распространение здесь новой мировой религии – христианства – все это отводит в мировой истории особое место Древнему Риму.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Хрестоматия по истории Древней Греции М. 2016, Раздел VII Развитие демократии (Аристотель, Афинская полития, 28) C. 214.2. История государства и права зарубежных стран. Ч.1// Под ред. ИНФРА - М.: Норма, 2019. - С.118.3. Аристотель. Афинская полития.- М.: Соцэкгиз, 2017. - С. 15.4. История государства и права зарубежных стран (Рабовладельческое государство и право) // Под ред. и . - М., 2015. - С. 341.5. История афинской демократии. - СПб., 2016. – C. 283.6. История древнего мира. Античность. М.: – «Владос», 2016. C. 309.7. Либерати А.М. Древний Рим. История цивилизации, которая правила миром / Либерати, Анна Мария; Бурбон, Фабио. – М.: АСТ, 2017. – С. 4478. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 2014. С. 326.9. Морев М.П. Римское право. – М.: Дашков и Ко, 2018. – C. 652.10. Рыжов, К. Все монархи мира. Древняя Греция, Древний Рим, Византия / К. Рыжов. – М.: Вече, 2011. – C. 509.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
138683
рейтинг
icon
3049
работ сдано
icon
1327
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
137726
рейтинг
icon
5837
работ сдано
icon
2642
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
92388
рейтинг
icon
2003
работ сдано
icon
1260
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
51 762 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ИГУ
Рекомендую в написании реферата! Всё отлично, защита на «5»! Спасибо огромное ❤️
star star star star star
Плеханова
Прекрасное, а главное быстрое выполнение работы. Качественно и раньше срока. Рекомендую...
star star star star star
ОМСК
Спасибо большое! Если бы не Вы я такого классного человека с Английском , не нашла бы ))
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

только что

Курсовой проект "Статический преобразователь большой мощности самолета Ил-112

Курсовая, Электрифицированное оборудование ВС

Срок сдачи к 25 апр.

только что

Выполнить контрольную работу

Контрольная, Проектирование Информационных Систем

Срок сдачи к 8 мая

1 минуту назад

На шар-зонд, запускаемый в атмосферу

Решение задач, Задачи расчета периодичности и продолжительности профилактических работ, радиотехника

Срок сдачи к 27 апр.

1 минуту назад

Решить 3 задания

Контрольная, Статистические методы в УК, статистика

Срок сдачи к 12 мая

1 минуту назад

Ответы на вопросы

Другое, Английский язык

Срок сдачи к 25 апр.

2 минуты назад

Помощь на экзамене

Онлайн-помощь, Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологии

Срок сдачи к 27 апр.

2 минуты назад

Написать ВКР в соответствии с требованиями

Диплом, Охрана труда

Срок сдачи к 20 июня

2 минуты назад

Контрольная, проект без презентации/современные социальные конфликты

Контрольная, современные социальные конфликты

Срок сдачи к 26 апр.

3 минуты назад

всего одно задание.

Контрольная, Автоматизация технологических процессов в машиностроении

Срок сдачи к 12 мая

3 минуты назад

Знаки безопасности на объектах НГК

Отчет по практике, Технологическая безопасность нефтегазового производства, нефтегазовое дело

Срок сдачи к 26 апр.

3 минуты назад

Работа

Курсовая, таможенное дело

Срок сдачи к 24 мая

3 минуты назад

Решить 10 задач по инженерной математике

Контрольная, Инженерная математика

Срок сдачи к 26 апр.

3 минуты назад
4 минуты назад

e* sin ydx + tg ydy = 0.

Решение задач, Высшая математика

Срок сдачи к 26 апр.

4 минуты назад

Медицина

Другое, Медицина

Срок сдачи к 25 апр.

4 минуты назад

Написать 1 главу к Диплому

Курсовая, Маркетинг

Срок сдачи к 27 апр.

4 минуты назад

Здравствуйте, учусь на специальности "Экономика предприятий и...

Отчет по практике, Экономика

Срок сдачи к 15 мая

4 минуты назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.