Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Пути и средства развития эстетических качеств дошкольников в...

Тип Курсовая
Предмет Педагогика

ID (номер) заказа
3769830

500 руб.

Просмотров
826
Размер файла
1.8 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность и является результатом эстетического воспитания. Эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно – эстетическое воспитание предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Эстетическое воспитание – важная часть становления личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса.СОДЕРЖАНИЕ TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc94289022 \h 4ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ PAGEREF _Toc94289023 \h 61.1 Сущность эстетического воспитания PAGEREF _Toc94289024 \h 61.2 Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка PAGEREF _Toc94289025 \h 13ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ PAGEREF _Toc94289026 \h 202.1 Выявление уровня эстетического воспитания дошкольников в учреждениях социокультурной сферы PAGEREF _Toc94289027 \h 202.2 Результативность используемой методики развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы PAGEREF _Toc94289028 \h 242.3 Анализ и обобщение результатов PAGEREF _Toc94289029 \h 38ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc94289030 \h 41БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК PAGEREF _Toc94289031 \h 43ПРИЛОЖЕНИЯ PAGEREF _Toc94289032 \h 46ВВЕДЕНИЕВ последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы. От наших детей, несомненно, зависит будущее, как страны, так и человечества в целом. И поскольку от нравственного воспитания, которое базируется на эстетических нормах, будет зависеть наше обеспечении в зрелом возрасте, и обеспечение будущих поколений, очень важно насколько дети будут воспитаны. Более того, от качества воспитания индивида зависит общий уровень культурного развития общества, следовательно, и уровень культурного развития страны в целом, который, к сожалению, в последнее время скатывается неумолимо вниз. Объект исследования. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.Предмет исследования. Направления и формы работы по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях учреждений социокультурной сферы.Цель работы. Рассмотреть эстетическое воспитание ребенка дошкольного возраста как важный аспект личностного развития, в частности следует провести исследование методов формирования эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы.Задачи работы:Рассмотреть сущность эстетического воспитания;Изучить понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка;Изучить выявление уровня эстетического воспитания дошкольников в учреждениях социокультурной сферы;Определить результативность используемой методики развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы;Провести анализ и обобщение результатов.Теоретическая основа. Проблема эстетического воспитания детей различного возраста интересовала философов (Платон, Аристотель, Г. Гегель), эстетиков (А.И. Буров, Л.Н. Коган, Л.П. Печко), привлекала многих психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.Л. Крупник, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.) на протяжении многих веков.Методы исследования. Анализ и синтез научной и методической литературы по теме исследования, методологический подход основан на методах экологического воспитания дошкольников, педагогический эксперимент.Практическая значимость и новизна. Результаты данного исследования заключаются в том, что основные выводы и методические подходы могут быть использованы в практике работы воспитателей ДОУ, по формированию экологической культуры дошкольников и эстетическому воспитанию.Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической части в виде двух глав, заключения и библиографического списка.ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ1.1 Сущность эстетического воспитанияПроблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая и другие. В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [2; 17]. Обратимся к определению, данному К. Марксом: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в творчестве и искусстве, жить и творить по законам красоты [15; 22]. Можно выделить ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т. Лихачев, так же как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [2; 42]. Понятие «эстетическое воспитание» включает в себя две составляющие: эстетическое сознание и эстетическую деятельность.Эстетическое сознание это одна из форм общественного сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания весьма сложна. Она включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.Эстетическая художественная деятельность — это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства.Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности:это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее;это процесс целенаправленного воздействия;развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. задача эстетического воспитания – формирование эстетических вкусов и идеалов личности;Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Б.Т. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи: это «создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям».Сущность данной задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Преподаватель должен искусно выбрать по обозначенным характеристикам такие предметы и явления, которые будут соответствовать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Важны также определенные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.«Разносторонность и богатство знаний – основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность», – отмечает Г.С. Лабковская [10; 60]. Вторая задача эстетического воспитания состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими» [10; 60]. Исходя из данной задачи можно сказать о том, что дети интересуются например живописью, только на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить художника, название, а затем переходят к просмотру нового полотна. Ничего не вызывает у них изумления и не заставляет задержаться и насладиться всем совершенством творения.Б.Т. Лихачев отмечает, что «…такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения –любование» [3; 54].Глубокое переживание тесно связано с эстетическим любованием. Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно связано со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни. А.К. Дремов эстетическую оценку определяет, как оценку, «основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации» Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты» [10; 60].Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать о прекрасном, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме.Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Б.Т. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение [3; 51].Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие. Восприятие – начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Б.Т. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства» [3; 51]. Только таким образом возможно полноценное освоение эстетического явления, формы, его содержания. Развитие культуры восприятия и есть начало эстетического отношения к миру.Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Б.Т. Лихачева, является основой эстетического чувства. Оно представляет собой «социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету» [3; 20]. Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал.«Эстетический идеал – представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира». То есть, это представление о совершенной красоте в природе, искусстве, человеке, труде. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.В развитии эстетических качеств необходимо задействовать как можно больше учебных предметов, особенно литературы, изобразительного искусства, музыки, эстетики, трудового обучения, имеющих большую познавательную и воспитательную силу. К. Д. Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка. У детей склонность к эстетическому восприятию проявляется довольно рано. В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».Вывод: Современное общество переживает острейший духовно-нравственный кризис, следствием которого является падение морали, потере ценностей добра, истины, красоты, неразвитость чувства прекрасного, потеря человеческого в человеке.Эстетическое будущее зависит от многих обстоятельств, особенно от социальных, т.е. условий жизни человека в семье, государстве, обществе, поскольку природные условия независимо от социальных предоставляют богатые возможности для разносторонней эстетической жизни, при которой природное свойство превращается в его качество.В жизни человека эстетическому воспитанию должна отводиться значительная роль. Необходимо прививать и развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, уметь понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Эстетическое отношение к миру – это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты. Эстетическое воспитание, будучи частью идейно-нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннее развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Таким образом, предметом эстетики является жизнь человека во всем богатстве ее проявлений и во всем разнообразии взаимодействий с миром природы, людей, а также предметов, созданных его умом и талантом. Еще раз подчеркнем, предметом эстетики является вся жизнь человека, ибо в ней нет ни одного этапа, в котором не присутствовали бы совершенство, гармония и красота. Эстетика не устанавливает истину, но делает истинно нужными вещь, изделие или природное явление, как условие его собственного благополучного и жизнедеятельного состояния.1.2 Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка«У себя в мыслях, где-то в себе он открывает новый, еще более удивительный мир. А дальше надо отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.» Я. Корчак Само понятие «социокультурная среда» достаточно сложное, оно выходит на культуру, социум, среду.Социум и культура между собою органически взаимосвязаны и взаимозависимы. Более того, социум является носителем культуры.Понятие «социум» производная латинского «общее, совместное». В современной науке нет однозначного толкования данного понятия. Оно употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле – как общество в целом. В узком смысле социум рассматривают как группу людей, объединенных общими условиями существования, устойчивыми связями, культурой, традициями, социальными ценностями, нормами, языком и т.д. [4]Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда. В образовательном учреждении – это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает, успешно развивается. Создание уютного и красивого интерьера, удобного для работы, способствует пробуждению эстетических чувств у ребенка дошкольного возраста.Термин «среда» имеет широкое употребление в науке, тем не менее, он не имеет четкого и однозначного определения. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Причем в научном обороте активно используется еще целый ряд терминов: «среда человека», «среда людей», «человеческая среда», «окружающая среда», «жизненная среда», «человеческое окружение» и т.п. [5]«Среда человека» охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических, пространственно-предметных) и социальных (образовательных, информационных, межличностных, архитектурных) факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей. Культура как категория отражает совокупность социально приобретенных и передаваемых из поколения в поколение значимых представлений о мире, ценностях, нормах и правилах поведения и отношений, общих для социальной общности или всего социума, регулирующих общественные отношения (К.М. Хоруженко). При этом следует отличать культуру социальной группы и культуру общества. Первая, культура социальной группы отражает нормы, правила отношений и поведения, присущие только данной социальной группе. Вторая, культура общества выступает как общественная культура соответствующих классов. [7]Актуализируется вопрос содержания культуры, которая должна быть культивирована в социокультурной среде образовательного учреждения, в которой собственно и происходят процессы обучения, развития, воспитания и оздоровления (духовно-нравственного и физического) подрастающего поколения. Качественные признаки культуры характеризуют уровень развития современного общества и социальной общности. Поэтому необходимо рассматривать социокультурную среду как понятие, составляющее содержательную сторону образовательного процесса (обучения, развития, воспитания и оздоровления). Понятие «социокультура» в научный оборот ввел П.А. Сорокин, но относил к ней, всю Вселенную, сотворенную человеком (всю духовную и материальную культуру). Следовательно, социокультура, ее ценности должны составлять сущностную сторону образования подрастающего поколения. Этим создается база духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования (обучения, воспитания, развития и оздоровления) подрастающего поколения. Следовательно, социокультура общества имеет непосредственный выход в образование подрастающего поколения, реализуемое в образовательном учреждении. [8]Социокультурная среда, созданная кропотливым трудом педагогов в образовательном учреждении, это и есть «мир», который оказывает формирующее воздействие на все стороны развития обучающегося. [9]Практика и наука все чаще обращают внимание на среду как на поисковое поле ребенка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры и личности. В связи с этим возникает активная роль педагогики в поиске совершенствования среды как условия формирования личности.B.C. Библер считал, что среда, наполненная нравственно-эстетическими ценностями, дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие. По мнению Л.П. Буева, Н.В. Гусева среда формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни. Ю.Г. Волков, B.C. Поликар представляя целостную социокультурную систему, считают, что среда способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения. [10]Е.А. Флерина впервые связывает развивающую среду не только с ее материальным оснащением, но и с эстетическим общением детей с педагогом и другими детьми на основе искусства, результатов творчества. Она сформулировала требования к развивающей среде, которые актуальны и в настоящее время: динамичность, разнообразие, богатство, соответствие интересам, запросам и потребностям ребенка, учет детского опыта и «текущей жизни», также разработала методические рекомендации для воспитателей к использованию среды в развитии и воспитании творческой активности ребенка. Так, по ее мнению, элементы среды должны побуждать детей к экспериментированию, «исследовательской» работе, к коллективному творчеству. [11]Позиция состоит в моделировании социокультурной пространственно-предметной развивающей среды, которая позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.Существование социокультурной среды в пространстве обусловливает ее изменчивость, динамизм, развертывание и саморазвитие среды в результате взаимодействия с ней ребенка. Главное – гармонизировать среду как жизненное пространство, внутри которого ребенок будет приобретать умение: мыслить, размышлять, изучать свои внутренние силы и возможности; экспериментировать с материалами; определять свои отношения с миром, достигать жизненного диалога, овладевать способами креативного поведения и научиться пользоваться этой средой для саморазвития и самосохранения. [12]Социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, характеризуется:устойчивостью и относительной стабильностью;создание ребенком среды, как условием его самореализации;побудительным, а не запрещающим характером, осмысленностью той видов деятельности, в которую вовлечен ребенок;связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимнокомпенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребенка;достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым. Художественно-эстетическая среда социокультурного учреждения заведения является структурным элементом образовательного пространства и содержит потенциал для творческого саморазвития личности в период дошкольного возраста, актуализирует все сферы личности и стимулирует изобразительную деятельность. [12]Создание художественно-эстетической среды в дошкольном учебном заведении обеспечивает ребенку: чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования; интеллектуально-эстетическое развитие; возможности самовыражения, саморазвития в изобразительной деятельности; социальную адаптированность (гармонизацию отношений с социумом). [13]Основная задача педагога – это моделирование социокультурной пространственно-предметной, художественно-эстетической среды, которая даст возможность ребенку развивать творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусства, реализовать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Предметно-пространственная среда должна стать «творческой ареной», на которой ребенок может преодолеть неуверенность, нерешительность и зажечься искрой творчества. [10; 22].На дошкольника социокультурная среда влияет как совокупность социальных и природных условий. Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Поскольку дошкольник – это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития. Помимо этих факторов, влияние оказывают также обстоятельства личной жизни, психологические и биологические аспекты.Исходной идеей мы будем считать положение о том, что личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений.Различные отношения, детерминированные социокультурной средой, включают в себя широкий спектр контактов с социальным миром, природой, сферой искусств, отношения в пространстве ближайшего социального окружения, все эти отношения оказывают влияние на формирование эстетических качеств дошкольника. [14]Учитывая тот факт, что развитие эстетических качеств тесно связано с творческой деятельностью, которая прежде всего проявляется, как правило, в семье и среди ближних, можно отметить такие важные особенности развития личности в этих сферах, как необходимость развития красоты, подкрепленного деятельным участием в ее творении, опору на творческие достижения родителей и друзей, близких родственников, проявляющуюся в семье, потребности в развитии своих в способностей. [14]Преобладание общества сверстников, в котором формируется субкультура и личность участника, является важнейшим фактором, определяющим нравственные ориентиры творчества. В данном случае качества, вырабатываемые в процессе приобретения творческого опыта, становятся движущей силой развития как проявление индивидуальных, личностных и характерологических особенностей. Выделим группу социокультурных факторов, определяющих эстетическое развитие в среде:сочетание управляемых и спонтанных проявлений, способствующих взаимодействию между средами; круги общения и сотворческой деятельности в различных средах;сочетание индивидуализации и межсредовых контактов в процессе творческой деятельности;интегрирование форм педагогической деятельности в микро- и макросреде. Учитывая влияние данных факторов, можно целенаправленно строить методику формирования основ эстетического воспитания дошкольников.Вывод по первой главе работы. В данной главе работы рассматривалось эстетическое воспитание ребенка дошкольного возраста как важный аспект личностного развития.Таким образом, к средствам эстетического воспитания относятся эстетическое восприятие природы, искусство и творческая деятельность. Среди средств эстетического воспитания главное место занимает искусство, как наиболее универсальное, концентрирующее в образно-эмоциональной форме интерпретацию всех эстетических сторон действительности, природы, труда, сознания, игры, отношений людей и самого человека. Обращение к искусству как средству эстетического воспитания требует сохранения его целостного воздействия на воспитанников, раскрытия специфики авторского видения мира в произведениях искусства, характера творческой индивидуальности.ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ2.1 Выявление уровня эстетического воспитания дошкольников в учреждениях социокультурной сферыХудожественно-эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни - большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. [15]Для реализации задач художественно-эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно - богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие. [15, 16]Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. Теория «белой скатерти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать не только аккуратность, но и потребность в эстетическом окружении, мы должны исключить неэстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта.Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойных, светлых тонов.Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:Целесообразность, практическая оправданность обстановки.Чистота, простота, красота.Правильное сочетание цвета и света, создающего зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета.Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной. [17]Эстетика быта — это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль — все это противоречит законом красоты.Эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.Три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.Мощным средством художественно-эстетического воспитания является природа.Именно в ней можно увидеть гармонию - основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа — это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей). [18]Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников с этими профессиями, но и вызывают желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств. [19]Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.Многогранным и неисчерпаемым средством художественно-эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка. [20]С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка.Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» - в этом был убежден В. А. Сухомлинский.Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы. [21]В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И тот и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.Все названные выше средства художественно-эстетического воспитания - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. 2.2 Результативность используемой методики развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферыФормирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств. [21]Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека. «Ничто: ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», - говорил К.Д. Ушинский.Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. [22]Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы. [23]Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную. [24]Таблица 1. Виды художественно-эстетической деятельности и их характеристикаВид деятельностиХарактеристикаИзобразительная деятельностьРисованиеЯвляется ведущим видом изобразительной деятельности в ДОУ. На занятиях по рисованию (предметному, сюжетному, декоративному) дети знакомятся с понятиями симметрии и перспективы, овладевают различными техниками, у них развивается способность к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков.ЛепкаВ процессе лепки ребёнок осваивает процесс создания трёхмерного изображения. Работа с пластичным материалом (глиной или пластилином) даёт возможность юному творцу изменять форму не один раз, тем самым позволяя достичь совершенства в исполнении задуманного.Конструирование и аппликацияЗанятия аппликацией и конструированием способствуют развитию чувства ритма. Дети создают композиции из нескольких или множественных элементов. Через этот вид изобразительной деятельности расширяются представления ребёнка о цвете и величине.Музыкальная деятельностьОптимальные условия для развития музыкальных способностей в детском саду достигаются посредством хорового пения. Во время коллективного исполнения песен положительные эмоции переживают все ребята, даже те, кто испытывает трудности в чистоте воспроизведения звука. Обучение танцевальным движениям на музыкальных занятиях также осуществляется в групповой форме: в коллективной композиции или выполнении действий парами. В детском саду формируются начальные представления о языке музыки, ритме, эмоциональной выразительности музыкальной речи.Знакомство с музыкальными инструментами осуществляется через исследовательскую деятельность детей (извлечение звука, формирование представления о материалах, из которых сделаны инструменты) и дидактические игры.Театральная деятельностьДошкольный период образования осуществляет предэстетическое изучение театрального искусства. Поскольку ведущей формой деятельности у детей раннего возраста является игра, работа в этом направлении ведётся через проведение игр-драматизаций. Можно сказать, что во время игры происходит синтез основных видов художественно-эстетической деятельности: развитие навыка художественной речи через воспроизведение в сценической форме литературного произведения, расширение музыкального восприятия при исполнении песен и мелодий в сценке, совершенствование изобразительных способностей на стадии оформления декораций.Художественно-речевая деятельностьЗнакомство с малыми жанрами устного народного творчества: пословицами и поговорками, загадками, потешками, закличками, частушками. Дети легко воспринимают фольклорные образы, их увлекает меткость поговорок и занимательность загадок.Прослушивание стихотворений, рассказов, сказок обогащает опыт эстетических переживаний ребят. На занятиях у дошкольников формируется способность пересказывать текст, стимулируется и поощряется словесное творчество (рифмовка строк, придумывание загадок). Заучивание и выразительное чтение стихотворений формирует чувственное восприятие описываемых поэтом ситуаций и деталей. Типы художественно-эстетической деятельности детей на занятиях НОД:Воспитание эстетического восприятия предметов искусства реализуется в детском саду на занятиях НОД: дошкольники знакомятся с репродукциями картин, просматривают слайды с архитектурными и скульптурными образами, учатся выражать свои впечатления от увиденного при помощи слов. Раскрытие эмоциональных переживаний воспитанников осуществляется через различные типы деятельности: [24]Рассматривание картин и репродукций. В младшем дошкольном возрасте визуальное восприятие направляется педагогом в познавательной беседе с детьми.Что изображено на картине?Какие цвета использовал художник?Что вы чувствуете, глядя на картину?В старших группах дети знакомятся с видами изображения на картинах: натюрморт, портрет, пейзаж. Большее внимание уделяется изучению деталей и определению их значения в авторском замысле.Рассказывание по картине. По мере совершенствования мыслительных и речевых способностей дети учатся рассказывать увиденное, облекать в словесную форму то, что показал художник при помощи красок. Для развития навыка рассказывания на занятиях используются сюжетные картины, близкие к личному опыту воспитанников: изображения детских занятий, природных явлений, сценок с животными и птицами. [25]Художественное слово (стихи, загадки, потешки), задачки-шутки. Имеют яркую, развлекательную тональность и одновременно развивают мыслительные способности детей (умение рассуждать, сравнивать, находить правильный ответ, анализировать), тренируют память, стимулируют продуктивное творчество.Арт-терапия, терапия творческим выражением. Для снятия умственного и физического перенапряжения, создания положительного эмоционального фона в работе с дошкольниками применяется форма терапевтических упражнений. Они строятся на основе различных видов художественной деятельности, имеют игровую направленность и вызывают радость и восторг у воспитанников. Игра. Включение ребят в игровую ситуацию и сюрпризные моменты стимулируют интерес воспитанников к изучению объектов искусства, создают творческий стимул к практической деятельности. Игра может выступать в роли структурного элемента образовательного занятия, а может быть инициирована педагогом в самостоятельной деятельности детей (сюжетно-ролевые игры «В музее», «Экскурсия», «Оркестр», драматизация сказочных сюжетов при помощи наборов для кукольного и пальчикового театра).Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников:Обучающая. Удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются представления об окружающем мире.Воспитательная. Дошкольники приобщаются к мировой художественной культуре, у них формируется умение видеть прекрасное.Коммуникативная. В процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом.Творческая. У воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы.Развлекательная. Игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение.Релаксационная. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх — всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка.Индивидуализация заданий. Образовательная деятельность в рамках художественно-эстетического развития направлена на раскрытие творческого потенциала воспитанников и формирование способности к восприятию произведений искусства. Педагог учитывает особенности каждого воспитанника при организации занятий. Личностный подход может быть реализован через индивидуальные задания в продуктивном творчестве. Например, цель занятия по лепке — создать коллективную композицию по сказке «Теремок». Практические задачи распределяются между воспитанниками: одна подгруппа методом пластилинографии оформляет основу для поделки, вторая — методом скатывания изготавливает брёвна для теремка и конструирует из них модель, третья — лепит деревья и кусты, в четвёртой подгруппе распределяются образы животных для лепки.center8264Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. В создании коллективной композиции задания для каждого воспитанника могут быть индивидуализированы00Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. В создании коллективной композиции задания для каждого воспитанника могут быть индивидуализированыРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. В создании коллективной композиции задания для каждого воспитанника могут быть индивидуализированыРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. В создании коллективной композиции задания для каждого воспитанника могут быть индивидуализированыТеатральные постановки в детском саду позволяют педагогу раскрыть творческие способности ребят. Поскольку этот вид искусства является синтезом различных видов художественной деятельности, каждый воспитанник может выбрать себе занятие по душе: рисовать декорации, разучивать мелодии и песни, участвовать в танцевальном выступлении, заучивать и выразительно рассказывать стихотворения для исполнения роли.center16794Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. В театральной постановке дети могут проявить свои таланты в разных областях, например, в танце00Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. В театральной постановке дети могут проявить свои таланты в разных областях, например, в танце Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. В театральной постановке дети могут проявить свои таланты в разных областях, например, в танцеРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. В театральной постановке дети могут проявить свои таланты в разных областях, например, в танцеВарианты художественно-эстетической деятельности дошкольников в детском саду могут быть самыми разнообразными. Представленные видеоролики позволят педагогам познакомиться с опытом коллег в данном направлении, а родителям воспитанников составить наиболее полное представление о том, как проходят занятия в ДОУ по воспитанию художественной культуры и вкуса. (см. приложения).Занятия в рамках художественно-эстетического развития организуются с учётом возрастных особенностей детей и включают в себя различные формы деятельности для привлечения внимания воспитанников. Обязательно проведение мотивирующего начала для создания заинтересованности к теме занятия: привлечение наглядного материала, прослушивание музыкальных и литературных отрывков, просмотр слайдов и познавательных мультфильмов, создание игровых и проблемных ситуаций.Для профилактики умственного перенапряжения проводятся физкультминутки и подвижные игры, желательно, сохраняющие тематическую направленность занятия:физкультминутки «Художник рисует», «Рисуй глазами треугольник»,пальчиковая гимнастика «Я рисую лето», «Я леплю из пластилина»,театрализованные подвижные игры (с масками персонажей). 1186815264795Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Физическая активность может проходить в виде тематических подвижных игрРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Физическая активность может проходить в виде тематических подвижных игр Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Физическая активность может проходить в виде тематических подвижных игрРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Физическая активность может проходить в виде тематических подвижных игрНа занятии проводятся дидактические игры: «Что забыл художник», «Найди лишнее», «Укажи пару», «Найди отличия в картинах», «Найди тень от предмета». Старшие дошкольники учатся разгадывать ребусы и совместно с воспитателем — кроссворды на искусствоведческую тематику. Мыслительные и речевые способности ребят развиваются в беседах (познавательных и эвристических), продумывании замысла поделки, построении и проговаривании плана практической работы, к концу дошкольного периода дети учатся самоанализу и оценке своих действий.Специфика занятий художественно-эстетической направленности в детском саду состоит в соединении информационной части (знакомство с произведениями искусства и народных промыслов) и практической деятельности (проявление творческих способностей детей). Таблица 2. Картотека тем по художественно-эстетическому развитиюВид творческой деятельностиМладшая группаСредняя группаСтаршая группаПодготовительная группаРисование«Тарелочка»,«Шарф для кошки»,«Снежная улица»,«Баранки и калачи»,«Лоскутное одеяло»,«Сосульки»,«Дорожки»,«Солнышко»,«Заборчик»,«Ручейки».«Флажок»,«Самолёты летят»,«Аквариумные рыбки»,«Листопад»,«Закладка для книги»,«Уточка»,«Снеговик»,«Зимний сад»,«Посуда»,«Гжель».«Наша улица»,«Светофор»,«Осенний натюрморт»,«Рябиновая ветка»,«На дне морском»,«Метель»,«Портрет мамы»,«Космос»,«Выдуманное животное»,«Золотая хохлома».«Золотая осень»,«Комнатное растение»,«Иллюстрации к сказке»,«Национальный костюм»,«Домашние животные»,«Дикие животные»,«Портрет друга»,«Выходные в нашей семье»,«Матрёшки»,«Жостовская роспись».Лепка«Лесенка»,«Грибок»,«Овощи и фрукты»,«Мячик»,«Оладьи»,«Баранки и рогалики»,«Витамины»,«Самолётик»,«Цветы для мамы»,«Миски для медведей»,«Божьи коровки».«Ваза с фруктами»,«Пирамидка»,«Неваляшки»,«Мостик»,«Домик»,«Танк»,«Заяц»,«Снеговик»,«Посуда для куклы»,«Мебель для игрушек».«Фигура птицы»,«Фигура животного»,«Фигура человека»,«Петушок и его семья»,«Девочка с мячом»,«Каргопольская игрушка».«Птица в движении»,«Животное в движении»,«Человек в движении»,«Сказочный персонаж»,«Праздничный автобус»,«Дымковская игрушка».Аппликация«Автобусные билетики»,«Флажки для праздника»,«Салфетка для стола»,«Лодки на реке»,«Дома на нашей улице».«Осенняя крона»,«Ёлочка»,«Бусы на ёлку»,«Зимний лес»,«Весёлые зонтики».«Рыбки в аквариуме»,«Машины едут по дороге»,«Поздравительная открытка»,«Поезд»,«Сказочная птица»,«Пригласительный билет на праздник».«Осенний лес»,«Сказочный цветок»,«Мозаичный узор»,«Закладка для книги».Нетрадиционные техникиПластилинография«Консервируем овощи и фрукты»,«Снег идёт».«Радуга-дуга»,«Российский флаг».«Торт для друга»,«Моё любимое животное».«Салют ко дню победы»,«Весенний пейзаж».Нетрадиционное рисование, арт-терапияРисование:песком,пальчиковыми красками,ватными палочками.Монотипия,набрызг,рисование ватными дисками,рисование мятой бумагой.Кляксография,рисование шерстяной ниткой,рисование восковыми мелками.Рисование водой,рисование штампами,рисование через мокрую марлю,граттаж. Таблица 3. Пример конспекта занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группеАвторМарченко Т. В., воспитатель МКДОУ «Детский сад села Валдгейм»Название«Рыбка золотая»Программные задачиФормировать умение передавать в рисунке образ сказочной рыбки, изображать героя, используя навыки рисования восковыми мелками, кистью;воспитывать эстетическое восприятие;поощрять творческую инициативу;закреплять знания детей о произведениях А. С. Пушкина;развивать связную речь, обогащать словарь детей;упражнять в ловкости, быстроте реакции на сигнал.МатериалыИллюстрации к сказкам А.С. Пушкина;сундучок;игрушки (рыбка, петушок, белка);зеркальце;листы бумаги для рисования;восковые мелки;краски;кисти широкие;стаканчики с водой;салфетки.Предварительная работаЧтение сказок А. С. Пушкина,рассматривание иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина,просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».СодержаниеI. Создание игровой мотивации.В.: Ребята, посмотрите какой замечательный сундучок появился у нас в группе. В нём спрятались предметы из сказок А. С Пушкина, а чтобы нам узнать, что там за предметы, надо вспомнить, из какой сказки эти строчки.Белка песенки поётИ орешки все грызёт,А орешки не простые,Всё скорлупки золотые. («Сказка о царе Салтане»).Чуть опасность где видна,Верный сторож, как со сна,Шевельнётся, встрепенётся,К той сторонке обернётсяИ кричит: «Кири-ку-ку.Царствуй, лёжа на боку!». («Сказка о золотом петушке»).«Свет мой, зеркальце! скажи,Да всю правду доложи:Я ль на свете всех милее,Всех румяней и белее?»И ей зеркальце в ответ:«Ты, конечно, спору нет;Ты, царица, всех милее,Всех румяней и белее». («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).Раз он в море закинул невод —Пришёл невод с одною тиной.Он в другой раз закинул невод —Пришёл невод с травой морскою.В третий раз закинул он невод —Пришёл невод с одною рыбкой. («Сказка о рыбаке и рыбке»).В.: Молодцы, угадали все сказки! А кто же написал такие замечательные сказки? (А. С. Пушкин). Давайте с вами нарисуем золотую рыбку и загадаем ей желание. (Дети садятся за столы).II. Показ приёмов работы.В.: сначала мы рисуем тело рыбки, которое имеет форму овала, затем рисуем изогнутый, в виде капельки хвост, дорисовываем глаз, отделяем голову от тела дугой, затем добавляем плавники и чешую. Так как наша рыбка не простая, а золотая, рисуем ей корону. Наша рыбка готова, осталось её раскрасить. (Предлагает детям дополнить рисунок водорослями и цветными камешками). Рыбка наша хоть и не простая, но она тоже не может жить без воды, поэтому мы её затонируем краской. Моя золотая рыбка готова, теперь рисовать будете вы, но сначала надо размять наши пальчики.Пальчиковая игра.Две ладошки возьму и по морю поплыву (ручки детей плавают).Две ладошки, друзья — это лодочка моя (складывают ладошки лодочкой).А по буйным волнам (показывают волны)Плывут рыбки тут и там (имитируют движения рыбок).В.: Наши ручки размялись, теперь можно приступать к работе.III. Самостоятельная деятельность.В процессе работы воспитатель даёт советы детям, которые испытывают затруднения, побуждает воспитанников к проявлению фантазии.В.: пока ваши работы высыхают, давайте поиграем в игру «Рыбаки и рыбки».Дети делятся на 2 группы, одна образует круг — это сети, поднимают сцепленные руки вверх. Другая группа детей — «рыбки», находятся за кругом. После сигнала воспитателя «Рыбки плавают» «рыбки» вбегают и выбегают из сетей. По сигналу «Хлоп» сети захлопываются, те дети, которые оказались внутри круга, считаются пойманными.IV. Рефлексия.В.: Наши рисунки высохли, теперь каждый из вас может загадать желание своей золотой рыбке (если дети хотят, то загадывают желание вслух).2.3 Анализ и обобщение результатовКонечный этап работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников состоит в проведении анализа способностей детей, оценке результативности применяемых педагогом воспитательных методов и приёмов, обозначении вариантов корректировки недочётов. Осуществлять диагностику рекомендуется несколько раз в течение учебного года: уровень развития на момент начала занятий, в середине и в конце года. Определять степень эстетической воспитанности необходимо по всем направлениям образовательной деятельности: художественно-речевой, познавательной, творческой. Показателем результативности работы воспитателя является высокий уровень эстетического сознания детей и творческого отношения к различным аспектам действительности.Для проведения мониторинга рекомендуется составление бланков, в которых для каждого воспитанника отмечается уровень художественно-эстетического развития по всем пунктам по шкале от 1 до 5, где 1 — трудности в выполнении практических действий даже после показа и повторения взрослым и низкая степень восприятия эстетических образов, 5 — полная самостоятельность и активность в продуктивном творчестве, высокая степень эстетического сознания. Приёмы коррекционной методики подбираются индивидуально для каждого ребёнка.Таблица 4. Пример бланка оценки уровня художественно-эстетического развития ребёнкаИмя воспитанникаВид художественно-эстетической деятельностиПознавательнаяХудожественно-речеваяМузыкальнаяТеатрально-игроваяПродуктивная (изодеятельность)Уровень развитияПланируемая корректировкаУровень развитияПланируемая корректировкаУровень развитияПланируемая корректировкаУровень развитияПланируемая корректировкаУровень развитияПланируемая корректировка1. Антонов Антон5Не нуждается в корректировке4Работа по выразительному чтению стихотворений3Создание мотивации к хоровому пению2Включение игр-театрализаций на интересную воспитаннику тематику1Упражнения на совершенствование мелкой моторики.Результативность проведённой работы по эстетическому воспитанию педагог представляет на педсоветах, семинарах и круглых столах для воспитателей. Презентация отчёта включает в себя следующие данные:цели и задачи образовательной деятельности/функционирования кружка дополнительного образования, анализ степени их решения;данные мониторинга уровня художественно-эстетического развития воспитанников в течение учебного года;эффективные коррекционные методы работы;применение инновационных технологий и методических разработок;участие творческих работ воспитанников в районных, городских, областных конкурсах;обозначение направлений по саморазвитию педагога.Современная модель дошкольного образования уделяет большое внимание формированию эстетического сознания у ребёнка. Мастерство воспитателя направлено на развитие у детей способности особого отношения и взаимодействия с окружающим миром. Процесс художественно-эстетического развития осуществляется в активном общении педагогов ДОУ с воспитанниками и членами их семей.Вывод по второй главе работы. В данной главе работы проводилось исследование методов формирования эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы.Таким образом, дошкольный возраст – это период, являющийся наиболее благоприятным для эстетического развития, совершенствующего под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.Пользуясь этим, педагоги способны основать прочный фундамент эстетически развитой личности, ведь именно в дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности. ЗАКЛЮЧЕНИЕФормирование основ эстетического вкуса дошкольников – это важное направление методики воспитания детей дошкольного возраста. Одним из средств, используемых в этом процессе, являются произведения живописи.Проблемами эстетического воспитания в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, Н. Н. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.Современными исследователями Т.С. Комаровой, Б.М. Неменским, Н.П.Сакулиной, Е.А. Флериной, Р.М. Чумичевой и др. доказана возможность использования различных методов и форм работы по формированию художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста.Изучение методической литературы показало, что эффективность работы по формированию художественно-эстетического вкуса у детей зависит от правильно выстроенной технологии и методов обучения.Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.Художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его.Таким образом, художественно-эстетическое воспитание — это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.Формы организации эстетического развития детей очень разнообразны и важны, и результативность этой работы проявляется во всех видах деятельности ребёнка – дошкольника.В работе рассмотрены средства художественно-эстетического воспитания - быт, природа, искусство, деятельность, которые эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но необходимо помнить, что перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Во второй главе также рассмотрены особенности художественно-эстетического развития в различные периоды развития дошкольников.Таким образом, правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация учебно – воспитательного процесса – позволит создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно - эстетического воспитания, – духовно богатую, всесторонне развитую личность.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАбдуллаев М. А. Эстетическая культура: теоретико-методологический аспект / М. А. Абдулаева. – Ташкент: Фан, 2019. – 91 с.Агеева Г. Б. Проектная деятельность в дошкольном образовании / Г. Б. Агеева // Education. – 2018. – № 7 (14)-1. – С. 59–60.Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей: уч. пособие для студентов высших учебных заведений. Часть 1, 2 / Под ред. Т. С. Комаровой, М. Б. Зацепиной. – М.: Альфа, 2019. – 172 с.Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 3. – С. 23-27.Балашов В.А. Вопросы эстетического воспитания и эстетики / В. А. Балашов. – М.: МГПИ, 2017. – 252 с.Безуглая Т.И. Система комплексной оценки психосоциальных характеристик дошкольника. – Калининград, 2019. – 93 с.Белолуцкая А. К. Организация детской проектной деятельности в ДОУ / А. К. Белолуцкая // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2020. – № 4. – С. 16–25.Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: Издательство Буковского, 2019. – 60 с.Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 1. – С. 17-19.Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Книга для воспитателей детского сада - 2-е изд. переработка и дополнение. М.: Просвещение, 2019 – 180 с.Боровлева А. В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2019. – №7. – С.76 – 83Бурова А. И. Эстетическое воспитание школьников / А.И. Бурова; под ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. – М.: Педагогика, 2017. – 304 с.Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В. Васильев // Народное образование. – 2019. – №9. – С. 2-23.Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества//Дошкольное воспитание. – 2019. – № 11. – С. 32-38.Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. – 2019. – № 4. – С. 5-9.Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 112 с.Верб М. А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя / М. А. Верб // Проблемы эстетического образования и воспитания студентов педагогических институтов. Сб. науч. тр. 338. – Свердловск: Уральский рабочий, 2019. - С.3-10.Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2019. – 207 с.Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие/ под. ред. Шпикаловой Т.Я., Поровской Г.А.- М.: Гумонит, Владос, 2019 г. – 210 с.Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2017, 420 с.Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 2019. – 92 с.Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс, 2018. – 536 с.Гаврилюк П. И. Эстетическая культура и социальный прогресс / П. И. Гаврилюк. – Киев: Вече, 2019. – 244 с.Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 280 с.Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие / Авт.-сост. Е. А. Дубровская, С. А. Козлова. – М.: Юрайт, 2019. – 179 с.Дубровская Е. А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – М.: Академия», 2018. – 256 с.Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 64 с.Елагина И. И. Проектная деятельность как современная технология развития дошкольников (из опыта работы) / И. И. Елагина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №2. – С. 25-26.Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников / В. Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2019. – 158 с.Золотухина А. А. Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста (предметная область «Художественно-эстетическое развитие») / А. А. Золотухина, О. А. Сатвалдыева, О. В. Литвинова // Молодой учёный. – 2020. – №5.6. – С. 44-46.Истанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И. В. Истанько // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2017. – № 5. – С. 33-34.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Видео: занятие с дошкольниками по лепкеСсылка: [https://youtu.be/XHkTGqKd2Nk]center96520Приложение 2Видео: занятие по рисованию в ДОУСсылка: [https://youtu.be/rl7Du67H9Lg]center114300Приложение 3center133985Видео: занятие по изобразительной деятельностиСсылка: [https://youtu.be/xbgUEUWExYA]Приложение 4137985510795Видео: музыкальное занятие в детском садуСсылка: [https://youtu.be/zaeCMBDkydc]Приложение 5center17208500Видео: приобщение детей к художественной литературеСсылка: [https://youtu.be/NGijJJSe3EU]Приложение 6center121920Видео: театрализованные игрыСсылка: [https://youtu.be/bKgrhWj8Z1g]


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
138883
рейтинг
icon
3050
работ сдано
icon
1327
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
137758
рейтинг
icon
5837
работ сдано
icon
2642
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
92388
рейтинг
icon
2004
работ сдано
icon
1261
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
49 474 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МИИТ
Хороший курсовой. НО! У моего одногрупника был точь точь такой же чертеж, с той же компоно...
star star star star star
РУДН
Очередное огромное спасибо за досрочное выполнение работы и оперативное исправление замеча...
star star star star star
Тюменский медицинский колледж
Спасибо огромное! Очень контактная девушка!на все возникшие вопросы дает полный ответ. Р...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

только что

Решить 2 задачи из приложенного файла

Решение задач, Электроника

Срок сдачи к 26 апр.

только что
только что

На некоторой частоте w сопротивления

Курсовая, ТЭЦ

Срок сдачи к 29 апр.

только что

Атлантический лес

Презентация, Биогеография

Срок сдачи к 29 апр.

2 минуты назад
2 минуты назад

Экономическая прибыль и добавленная рыночная стоимость

Ответы на билеты, Финансовый

Срок сдачи к 26 апр.

3 минуты назад

Нужно исправить статью или написать что-то свое

Статья, Методика преподавания истории

Срок сдачи к 28 апр.

3 минуты назад

Написать отчет о прохождении производственной практики "оператор...

Отчет по практике, Оператор диспетчерской службы

Срок сдачи к 30 апр.

3 минуты назад
5 минут назад

ментальная карта

Другое, Онтологическое моделирование

Срок сдачи к 26 апр.

5 минут назад
7 минут назад
8 минут назад

Разработка 4 пробных уроков математики

Другое, Педагогика

Срок сдачи к 28 апр.

10 минут назад

Выполнить 2 РГР

Контрольная, Электрический привод

Срок сдачи к 12 мая

10 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 6 мая

11 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 26 апр.

11 минут назад
11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.