это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3808634
Ознакомительный фрагмент работы:
Заратустра (Заратуштра, Зороастр).
План.
Пророк Заратустра, основатель зороастрийской религии – неоднозначная фигура в истории, даже подлинность его существования является дискуссионным вопросом. Значение имени «Заратустра» также до конца не выяснено, однако есть мнение, что этимологически оно может означать «обладающий золотыми верблюдами[1]».
Главный источник, в котором содержатся священные тексты зороастризма – это Авеста. Первые переводы Авесты появились во второй половине XIX в. И если в античной литературе Заратустра представлен неким полумифическим персонажем, то из переводов Авесты ясно, что он был реальным историческим лицом. Нет у историков и единого мнения по поводу периода жизни Заратустры. Есть предположение, что он жил за 258 лет до А. Македонского. Некоторые исследователи считают, что пророк жил после его смерти. Так, известный английский ученый В. Хеннинг счел возможным предложить несколько вариантов датировки жизни Зороастра: 630—553, 628— 551, 618—541 гг. до н. э[2]. О родине основателя зороастрийской религии мнения исследователей тоже противоречивы. В.И. Абаев, И. Алиев и другие ученые полагают, что вызывает что родиной зороастризма был район расселения иранских племен на северо-востоке Ирана или в соседних областях Средней Азии и Афганистана, откуда он позднее распространился на запад Ирана. По этому поводу Мэри Бойс пишет: «Исходя из содержания и языка, сложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что в действительности он жил в азиатских степях к востоку от Волги»[3].
Представляется, что все двусмысленные за давностью лет факты, на самом деле вполне реальны и Заратустра – не вымышленный персонаж. На наш взгляд, точную характеристику Заратустре как действительно проживавшему историческому деятелю, дает Соколов С.Н.: «Основные моменты жизни Заратуштры представляются следующим образом: Заратуштра, небогатый и невлиятельный человек, проповедовал свои идеи сначала безуспешно, затем приобрёл немногочисленных последователей, и, наконец, ему посчастливилось получить покровительство князя Виштаспы, принявшего его учение и способствовавшего его распространению. Погиб Заратуштра в почтенном возрасте во время войны с турами, т.е. саками»[4].
Зороастризм – первая в мире пророческая религия, поскольку откровения Заратустры были божественной природы и напрямую транслировались иранскому народу через пророка. Это религиозное учение сыграло значительную роль в идеологии Древнего Ирана. Вскоре после своего возникновения зороастризм начал распространяться в Мидию, Персию и в другие страны иранского мира. Жрецами зороастрийского культа были маги – знатоки ритуала и обрядов, хранители религиозных традиций медийцев и персов.
Основную цель мирового процесса зороастризм видит в победе Добра над Злом, что означает необходимость ведения постоянной борьбы с враждебными силами, за победу Правды и Добра над Ложью и Злом. Согласно зороастризму, приумножение материальных благ человека, развитие скотоводства (преимущественно на раннем этапе) и земледелия (позднее), рождение у праведных зороастрийцев сыновей, которые приумножат воинство благого начала, приведут в конечном счете к победе Добра над Злом. Уже ранний зороастризм, как он представлен в Гатах, является, по словам В. И. Абаева, свидетельством тесных связей этого вероучения с «материальными реалиями»: экономикой патриархальной общины земледельцев и скотоводов, находившихся на переходной стадии от патриархального общинного общества к классовому рабовладельческому обществу. Позднее зороастризм начинает видоизменяться: его социально-философская основа во многом сохранилась, но одновременно делается уступка старым, так называемым народным верованиям[5].
Особое место в поведении человека, исповедующего зороастризм, занимает отношение к огню, воде, земле; человек должен постоянно заботиться о них и охранять их чистоту. К числу добродетелей человека относится безупречная честность и щедрость, соблюдение правовых установлений, нарушение которых влечет за собой телесные наказания.
Что касается божественного пантеона, то он достаточно разветвлен. Согласно Зороастру, высшим божеством является Ахура-Мазда (позже Ормузд, Хормузд; все остальные божества по отношению к нему занимают подчиненное положение).
Авеста - священной книга зороастризма. Авеста состоит из отдельных книг – насков. Самая древняя часть Авесты – Ясна – представляет собой сборник гимнов и гатов (молитв). Считается, что сохранилась лишь небольшая часть древней Авесты. Согласно традиции, наиболее древние части Авесты – Гаты – были записаны Заратуштрой в откровениях от бога-творца Ахура-Мазды на 12 тыс. дублёных коровьих кожах священным алфавитом. Известно, что Гаты первоначально пели и в таком виде их знали наизусть, и лишь Заратуштрой они были записаны. Автором многих Гат является сам Заратуштра. Позднее Авеста была переписана на 1200 досках[6]. Существует условное разделение Авесты на Старшую и Младшую: первая написана на позднеавестийском, вторая на диалекте, к тому времени уже вышедшему из употребления.
Как мы поняли в процессе настоящего исследования, воссоздать биографию Заратустры весьма непросто. Все же анализ религиозных источников позволяет сделать вывод, что он являлся жрецом, совершавшим жертвоприношения и регентом. Исследователи указывают на его принадлежность к клану Спитамидов («блестящие в атаке»), которые занимались разведением лошадей. Известно имя его отца - Пурушаспа («у кого пегая лошадь»). Заратустра имел жену и двух детей. В гатах можно увидеть некоторые указания на миссионерскую деятельность Заратустры[7].
Что касается его духовной деятельности, то Священное знание Заратустра получает в тридцать лет во время встречи с духом Ахура Мазды. Заратустра уходит в Иранский Синай, чтобы поделиться с людьми полученным откровением и учить их новому знанию. Силой Аша Вахишты пророк проповедует людям истину, но не встречает понимания. Тогда он покидает родину и отправляется на поиски людей, способных воспринять открывшееся ему новое видение мира.
Очевидно, за взгляды и убеждения Заратустру преследовали. Пророк пропагандировал, что ключевую роль играет образ жизни человека, а не неукоснительное соблюдение обрядов. Такая позиция не разделалась язычниками и другими жрецами. Не найдя понимания в родном племени, Заратустра был принят персидским царем. Существует мнение, что Заратустру во время молитвы убил жрец (ударил в спину кинжалом). На тот момент Заратустре было больше семидесяти лет. Парфянские цари приняли учение пророка как религию.
Говоря о деятельности Заратустры, нельзя не сказать о его преобразованиях. Суть религиозной реформы в основном сводится к насаждению единобожия (противопоставление Добра-Зла) и провозглашении новых нравственных основ и устоев. Исследователи еще рассматривают Авесту как источник права. Начиная с требований самого Зороастра и его призывов к упорядочению общественных отношений до наставлений мудрецов, дозволений и запретов мобедов, можно говорить о признании зороастризма не только как религии, но и как правовой базы с совершенными механизмами правового регулирования.
Анализ Авесты показал, что в этом памятнике имеются нормы права различного характера. Их можно классифицировать по содержанию и предмету регулирования, по отраслям государственного, семейного, гражданского, уголовного, судебного, водного и других прав. Примечательно, что идеи и принципы Авесты, которые были узаконены самим Зороастром, были признаны не только самими зороастрийцами. О ней, как правовом источнике, говорят и историки средневековья[8].
Итак, изучив на основе научных статей и монографий исторический этап появления зороастризма, мы пришли к выводу, что его основатель Заратустра – не вымышленный персонаж, но фигура реального исторического деятеля. Ввиду давности эпохи, дискуссионными являются даже годы жизни пророка. Однако анализ священных текстов Авесты позволяет сделать выводы, что Заратустра был весьма прогрессивным, дальновидным и талантливым для своего времени человеком. Хорошим оратором с выраженным даром убеждения. Проводя преобразования в духовной сфере, он стремился укрепить в сознании современников мысль о соблюдении нравственных правил. Кроме того, Авеста, по сути, явилась правовым источником данного периода.
Думается, что исследователей и историков будут и дальше привлекать его биография и аспекты его деятельности.
Список использованных источников
[1] Дорошенко А.Р. Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк). М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. С. 7.
[2] Там же.
[3] Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / Пер. с англ. и прим. И. М. Стеблин-Каменского. — 4-е изд., испр. и доп. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2003. — С.52 с.
[4] Соколов С.Н. Зороастризм – древнейшая религия иранских племен». 1. [Электронный ресурс]: Зороастрийцы Санкт-Петербурга URL: https://www.zoroastrian.ru/node/820 (дата обращения 12.02.2022).
[5] Дорошенко А.Р. Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк). С. 15.
[6] Панищев А.Л. Зороастризм (дидактические материалы по курсу «Религиоведение») // Вопросы культурологии. – 2014. – № 5-6. [Электронный ресурс]: Изба-читальня. URL: https://www.chitalnya.ru/work/2772451/ (дата обращения 12.02.2022).
[7] Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3-х томах / Перев. с фр. М.: Критерион, 2002. т.I - 464c., т.II - 512c., т.III - 352с. [Электронный ресурс]: psylib.org. URL: http://psylib.org.ua/books/eliad02/index.htm (дата обращения 12.02.2022).
[8] Халиков А.Г. Общая характеристика Авесты как источника зороастрийского права. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschaya-harakteristika-avesty-kak-istochnika-zoroastriyskogo-prava (дата обращения 12.02.2022).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Тема: особенности развития и воспитания детей младшего школьного возраста рас
Диплом, Коррекционная педагогика, колледж
Срок сдачи к 24 мая
написать дипломную работу на тему "организация процесса работы...
Диплом, технология продукции общественного питания
Срок сдачи к 1 мая
Разработка digital-стратегии агентства по организации праздников
Другое, реклама и PR
Срок сдачи к 14 мая
Выпускная квалификационная работа
Другое, Выпускная квалификационная работа "Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений"
Срок сдачи к 31 мая
Оформить введение в магистерской диссертации Управление развитием интравербальных навыков младших школьников в инкллюзивной воспитательной среде.
Другое, управление в образовании
Срок сдачи к 2 мая
Роли дидактических игр в активизации познавательной деятельности...
Курсовая, методика математики
Срок сдачи к 2 мая
дистанционный тест по психологии на тему методы психологического исследования
Онлайн-помощь, Психология
Срок сдачи к 29 апр.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!