Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Теоретический анализ научных положений бихевиоризма

Тип Курсовая
Предмет Общая психология

ID (номер) заказа
3927584

500 руб.

Просмотров
457
Размер файла
45.01 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Оглавление TOC \h \u \z Введение1Глава 1. Теоретический анализ научных положений бихевиоризма31.1 Предпосылки и этапы развития бихевиоризма31.2 Бихевиоризм Дж. Уотсона81.3 Бихевиоризм Дж. Р. Кантора101.4 Бихевиоризм Б. Ф. Скиннера12Вывод по первой главе:14Глава 2. Теоретический анализ научных положений психоанализа152.1 Становление и развитие психоанализа152.2 З. Фрейд, как основатель психоанализа20Выводы по второй главе:22Глава 3 Структура общих и различных положений бихевиоризма и психоанализа243.1 Сравнительный анализ бихевиоризма и психоанализа24Вывод по главе 3:31Заключение32Список литературы33ВведениеВ настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится, пройдя определенные жизненные пути. В момент рождения ребенку дана возможность че5ловеком быть индивидуальностью за счет свойств его организма и событий, которые произойдут только с ним. Чтобы индивидуальность состоялась человеку надо жить среди людей - становиться личностью.В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине ХХ века сложилось много различных подходов и теорий личности. Вот некоторые из них:1) теория типов личности;2) теория черт;3) психодинамическая и психоаналитическая теории;4) бихевиоризм;5) гуманизм и другие.Теории личности, которые разрабатывают психологи, несут отпечаток конкретного времени их создания, так как ни один ученый не может избежать его влияния. Прикасаясь в своем мышлении к истине, он может положить то знание, которое можно назвать абсолютно истинным. Психологи, создатели теорий личности, воплощают в своих работах собственное представление о добродетельной, счастливой человеческой жизни в понятии сущности личности или сущности человека.Мы проведем теоретическое исследование теорий личности, а именно по З. Фрейду и бихевиоризму.Целью исследования является проведение анализа понимания личности с позиций двух направлений: бихевиоризма и фрейдизма. Именно они на наш взгляд, смогут разъяснить, что представляет собой личность.Задачи исследования:Рассмотреть личность с позиций фрейдизма и бихевиоризма;Показать особенности процесса становления личности в обществе;Изучить теории личности, а в данном случае бихевиоризм и фрейдизм;Предопределить предпосылки развития личности в обществе.Объект исследования - понятие личности.Мы начинаем свое теоретическое исследование с определения личности, далее переходя к изучению теорий, которые показывают всю многогранность этого понятия.Глава 1. Теоретический анализ научных положений бихевиоризма1.1 Предпосылки и этапы развития бихевиоризмаБихевиоризм доминировал в психологии почти пятьдесят лет, а потому существует множество его разновидностей, что делает невозможным рассмотрение эволюции всей бихевиористской парадигмы в рамках одной статьи. Поэтому мы сосредоточимся на анализе некоторых нементалистских версий бихевиоризма. Любая теория, включающая ментальные феномены, не сводимые к поведенческим, пусть и скрытым, состояниям, лишь условно может быть названа бихевиористской, и, по большому счету, если и является таковой, то лишь в методологическом аспекте. В этом плане возникшие в русле необихевиоризма схемы, включающие промежуточные переменные (например, когнитивные карты), в рамках данной статьи не представляют значительного интереса.Поведение – это одно из ключевых понятий для бихевиоризма. На протяжении нескольких тысячелетий (вероятно, что с того самого момента, как возник человек разумный) велось множество как систематических, так и бессистемных исследований особенностей человеческого поведения. Философы и писатели, психологи и экономисты, военные стратеги и учителя пытались ответить на вопрос, почему люди делают что-то, как они это делают и зачем. Проблема эта настолько сложна, что для анализа человеческих поступков помимо относительно недавно возникшего понятия «поведение» привлекались и другие категории, среди которых и «деятельность», и «активность». Задача данного раздела статьи состоит в кратком анализе этих понятий (поведение, активность, деятельность) и отношений между ними. Как и многие другие понятия, обладающие сложным содержанием, категория поведения многозначна, в связи с этим и термин «поведение» имеет различное употребление. Когда говорят о поведении, могут иметь в виду как поведение того или иного отдельного индивида, так и поведение определенного множества – биологической популяции, социальной группы и т. д. Нередко термин «поведение» употребляется применительно к объектам любого уровня организации – человеческого общества, органического мира и даже неорганической природы. Так, в естественных науках часто можно встретить упоминания о поведении в тех или иных условиях элементарной частицыи т. д. Тем не менее отечественные философы отмечают, что «о поведении неорганических объектов (например, электрона, планеты, машины и т. п.) можно говорить только условно, метафорически» [Философский энциклопедический словарь, 1983. С. 504]. Поведение изучается различными науками: биологией, психологией, социологией, этологией, бихевиорологией и т. д. Но развернутые представления о поведении сложились в науке по существу лишь в XX в., прежде всего, как отмечает Э. Г. Юдин [1997], в концепции бихевиоризма. Для Уотсона, основателя бихевиоризма, чье понимание поведения – наряду со Скиннером и Кантором – станет предметом анализа в следующих разделах статьи, поведение отождествлялось, по сути, с действиями организма, которые можно наблюдать. Близко к этому и психоаналитическое решение, согласно которому поведение составляют «доступные наблюдению образ действия или манера вести себя» [Психоаналитические термины…, 2000. C. 140]. В отечественной традиции, однако, сложилось принципиально иное представление, часто включающее целесообразность, сознательность и т. д. Приведем несколько определений. Поведение – система внутренне взаимосвязанных действий, осуществляемых сложным (обладающим организацией) объектом; эта система подчиняется определенной логике и направлена на реализацию той или иной функции, присущей данному объекту и требующей его взаимодействия с окружающей средой [Новая философская энциклопедия, 2001. T. 4. C. 253]; «…поведение в подлинном значении слова может предполагать только достаточно высокий уровень активности и связано с целесообразностью… Проявляясь в определенных поступках, поведение [когда речь идет о человеке] не сводится лишь к “внешнему действованию”« [Демин, 1984. С. 15–16]. Отечественные исследователи, критикуя бихевиоризм за упрощенный и механистический подход, при котором из поля зрения выпадает всѐ то, что «находится между полюсами стимула и реакции и что фактически формирует поведение (курсив наш. – А. Ф.)» [Там же. С. 16], призывают исследовать так называемые промежуточные переменные. Поскольку далее будут рассматриваться воззрения американских ученых, здесь нельзя не упомянуть о «русском пути» в науках о поведении. Вот что пишет М. Г. Ярошевский: «Это слово [поведение] давно бытовало в русском языке – по меньшей мере с пушкинских времен. Но значение и прочность научного термина оно приобрело в начале ХХ в., после того как запечатлело драматизм поисков и открытий особой исследовательской области, отличной от нейрофизиологии, с одной стороны, и от психологии сознания – с другой. Поведение как категория научного мышления было творением русского ума. Приобрело же оно всесветную популярность вскоре после стремительной экспансии американской версии о нем, известной под именем бихевиоризма. Эта версия, отличная от пионерских идей русских исследователей, была тем не менее вдохновлена и подготовлена ими» [Ярошевский, 1995. С. 5]. Ярошевский говорит о том, что предпосылки к появлению понятия о поведении содержались в физиологии (ученые, которых здесь следует упомянуть, – это, конечно же, И. П. Павлов и И. М. Сеченов). Но особенности «русского пути» были определены все же трудами психолога Л. С. Выготского. Он разрабатывал свою теорию поведения под влиянием диалектического материализма. Ключевой здесь выступила идея о том, что существует особое «внутреннее» поведение, которое не является духовной или нейрофизиологической сущностью, но представляет всего лишь мир интериоризованных внешних движений, а потому должно описываться не в виде ментальных функций или процессов нервной ткани, а в виде актов поведения, обретших внутреннее бытие взамен внешнего. Тем самым Выготский формировал психологию, качественно отличную от науки о сознании или о душе. Таким образом, сознания как определенной категории, как особого способа бытия не оказывается. Оно оказывается очень сложной структурой поведения [Выготский, 2000. С. 248]. Ярошевский, однако, правильно указывая на историческое первенство русской мысли в данном вопросе (что, вероятно, не так уж важно), не смог понять, что Выготский был все же достаточно близок к радикально-бихевиористскому подходу Б. Ф. Скиннера. Ошибочно понимая весь бихевиоризм исключительно как уотсонов-ский, Ярошевский пишет: «Постулат непосредственности был главным догматом как интроспективной психологии сознания (основа знания – непосредственно зримый факт сознания), так и бихевиористской теории поведения (единственно достоверное – непосредственно зримый факт внешнего поведения). Те, кто продвигались русским путем, не приняли этот постулат… Редукция поведения к отношению “стимул – реакция” привела к представлению о том, что это отношение – [эквивалент] строго научной психологии… Психология, как было сказано о ее последнем лидере Б. Скиннере, превратилась в науку о “пустом организме”. Но это уже был нерусский путь» [Ярошевский, 1995. С. 18]. Скиннер, однако, всегда подчеркивал то, что существуют личные события (часть из которых может быть понята как интериоризированное внешнее поведение), недоступные для публичного наблюдения. Это важное отличие радикально-бихевиористского понимания поведения от других бихевиористских подходов, к сожалению, до сих пор часто обходится вниманием. Значительный интерес представляет соотнесение категории «поведение» с родственными понятиями – «активность» и «деятельность». Поскольку эти понятия также весьма сложны и поддаются множественным трактовкам, выскажу здесь только несколько соображений, чтобы в первом приближении зафиксировать отношения между ними. Активность по отношению к поведению выступает родовым понятием. Она лежит в самом фундаменте материи (в принятии этого тезиса, вероятно, одно из главных отличий диалектического материализм от материализма механистического), выражая еe способность к количественным и качественным изменениям. При этом активность в неживой природе выступает в качестве своеобразной базы для эволюции активности биологических систем, всегда выражается в действиях и, как пишет Демин [1984], иначе выражаться не может, потому что сама есть не что иное, как известная совокупность действий. Отношение понятий «активность» и «поведение» достаточно сложное. С одной стороны, если под активностью понимать действие, обусловленное причинами, носящими внутренний характер [Там же], а под поведением – реакции, находящиеся под контролем внешней среды [Watson, 1913], то отношение между ними будет сведено к оппозиции «активное – реактивное». Но если поведение трактуется как система действий биологического организма, детерминированная как внешними (среда), так и внутренними факторами (физиологические процессы, например), то их противопоставление будет некорректным. Понятие «поведение», как нам кажется, отражает как активные, так и пассивные проявления организма. Понятие «деятельность», которое в отечественной психологии часто понимается как целесообразная активность, также соотносится с понятием «поведение» неоднозначно. Демин утверждает, что «поведение представляет собой внешне наблюдаемую систему действий» [Демин, 1984. С. 21], а деятельность «обнимает всю совокупность целесообразных действий – как внешних, так и внутренних» [Там же]. Полагаем, что с точки зрения радикального бихевиоризма такое их соотношение некорректно, поскольку, как уже указывалось, поведение не сводится к наблюдаемым феноменам. Юдин считает, что различие между деятельностью и поведением проистекает из специфики поведения человека по сравнению с поведением животных, определяемой его сознательностью: «Поведение выступает как внешнее выражение предметной деятельности. Понятие деятельности включает в себя психическую активность отражения… подчеркивает… целесообразную организацию системы действий… Понятие поведения используется при характеристике не всегда осознаваемых форм и стереотипов самовыражения индивида» [Юдин, 1997. С. 292]. Если под деятельностью понимать целесообразное поведение, а цель трактовать как «способ обращения к контролирующим переменным» [Skinner, 1953. P. 88], то понятие деятельности может найти свое место и в бихевиорологии. Еще один возможный путь – отождествление деятельности с поведением. Подобная точка зрения в отечественной психологии представлена Д. Н. Узнадзе [1997], который возникновение поведения связывал с направлением индивидом своих сил на окружающую действительность с целью удовлетворения некоторой потребности. Но если в радикальном бихевиоризме предлагается деятельность отождествить с поведением, то Узнадзе, напротив, поведение отождествляет с деятельностью. В любом случае, понятие деятельности по своему значению часто совпадает с понятием поведения. В итоге, поведение оказывается достаточно сложным явлением, понимание которого варьирует даже в рамках бихевиоризма. Далее рассматривается эволюция единиц анализа поведения в нементалистских вариантах бихевиоризма, что позволит более отчетливо представить его природу.1.2 Бихевиоризм Дж. УотсонаС точки зрения методологического бихевиоризма Уотсона подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти. При этом первичным предметом изучения и исходными данными выступают такие элементы поведения, как мышечные движения или секреция желез. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естественных наук. Следовательно, в психологии могут быть использованы те же общие методы, которыми пользуются в естественных науках. И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии. Уотсон неизбежно приходит к заключению, что все эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека, этими терминами старая психология продолжала пользоваться потому, что эта старая психология, начавшаяся с Вундта, выросла из философии, а философия, в свою очередь, из религии. Другими словами, этими терминами пользовались потому, что вся психология ко времени возникновения бихевиоризма была менталистской. Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить – в замаскированной, правда, форме – старое религиозное понятие «души». Уотсон отмечает: «Никто никогда не видел его [сознание], не трогал, не нюхал, не пробовал на вкус, не двигал. Это лишь допущение, и такое же бездоказательное как древняя концепция души. И для бихевиориста эти два термина по существу идентичны» [Watson, 1929]. Критики бихевиоризма в ответ на это презрительно называют бихевиоризм «психологией без психики». Не менее презрительно бихевиористы называют тех, кто с ними не согласен, «дефис-психологами», призывая предоставить им хотя бы одно доказательство реального существования сознания. Ко времени Уотсона все они, по существу, сводились к argumentum ad hominum, наподобие следующего: «Сознание – о, да, каждый должен знать что такое “сознание”« [Ibid.]. Наблюдения за поведением могут быть представлены в форме стимулов (S) и реакций (R). Уотсон отмечал, что простая схема рефлекса S R вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения является разрешенной, если известны и стимул, и реакция. Но, несмотря на объявленную задачу свести поведение к единичным парам S R, Джон Уотсон утверждал, что бихевиористы должны изучать поведение организма в целом. Поэтому он вводит термин «акт», который рассматривается в терминах достижения целей. И все же, родоначальник бихевиоризма считает, что все акты поведения – вне зависимости от их сложности – могут быть сведены к моторным или железистым реакциям низшего уровня. Уотсон однозначно заявляет: «Бихевиористская психология базируется на рефлексах, также как и нейрофизиологические науки» [Ibid.]. Заимствовав у Павлова понятие обусловливания и условного рефлекса, основоположник бихевиоризма категорично (что и явилось его главным промахом, исправленным, впрочем, последующими концепциями в рамках поведенческой парадигмы) свел всю психологию только к ним: «Порядок во вселенной – простое следствие обусловливания» [Ibid.]. В своем обзоре мы ограничимся лишь некоторыми схемами, предложенными Уотсоном, тем более что они достаточно широко известныПосле обусловливания (сочетания безусловного стимула с произвольным условным) безусловная реакция становится условной, вызываясь уже прежде нейтральными стимулами. Признавая возможность сколь угодно сложных сформированных условных реакций, Уотсон также вводит понятия «комплексный стимул» и «интегрированный ответ». Суть первого заключается в том, что только одновременное воздействие нескольких стимулов может вызвать необходимый ответ. А суть второго состоит в том, что действие стимула вызывает некоторую совокупность последовательных реакций. Таким образом, поведение, с точки зрения Уотсона, должно анализироваться как цепь, стоящая из звеньев S R. Вероятно, этот вариант бихевиоризма интересен лишь в историческом аспекте, но – как это ни удивительно – до сих пор многочисленные источники, особенно русскоязычные, отождествляют бихевиоризм вообще с бихевиоризмом Уотсона. Для нас же одним из важнейших его достижений является то, что Уотсон предложил построить психологию на основе научной терминологии. Он считал, что нельзя создать истинные концепции, используя термины, пришедшие из философии и религии, термины, не прошедшие критического анализа. Кредо уотсоновского бихевиоризма сам его создатель выразил следующими словами: «Бихевиоризм – молодое вино, которое нельзя разливать в старые бутылки» [Watson, 1929].1.3 Бихевиоризм Дж. Р. КантораСистема Кантора, интербихевиоризм, зародилась ранее радикального бихевиоризма Скиннера. В 1924 г. вышла книга родоначальника интербихевиоризма «Принципы психологии». Строго говоря, систему Кантора часто не включают в бихевиористскую парадигму, что обусловлено значительными различиями в методологии науки. Но, тем не менее, мы считаем возможным включить инет бихевиористов в бихевиоризм вообще, поскольку они репрезентируют себя посредством организаций, представляющих анализ поведения. И, кроме того, самый влиятельный бихевиорист – Б. Ф. Скиннер – относит Кантора к этому научному сообществу, выражая ему признательность за годы сотрудничества в Университете Индианы: «Еще один бихевиорист, чьей дружбой я дорожу, – Дж. Р. Кантор. В наших с ним дискуссиях в Индиане я получил много пользы от его экстраординарной эрудиции. Он убедил меня, что я еще не изгнал всех “призраков” из моего мышления» [Skinner, 1967. P. 167]. Как видим, косвенно Кантор способствовал становлению системы радикального бихевиоризма. Хотя Э. Варгас отмечает, что Кантор «к несчастью, остался пойманным в физикалистскую “S-R” систему [и] никогда не понимал скиннеровской “R-S” системы» 1 , основатель интербихевиоризма отказался от понятия рефлекса как базовой категории и предложил сегмент поведения в качестве таковой. Дефиниция, которую Кантор дает этому термину, включает в себя следующих два момента: во-первых, это интегрированная система факторов, а во-вторых, это конкретная полевая структура, состоящая из противостоящих элементов. Кантор отмечает: «Сегмент поведения, являющийся единицей психологического события, центрируется вокруг функции реакции (rf) и функции стимула (sf); первая идентифицируется с действиями организма, вторая – с действиями стимульного объекта» [Kantor, 1959. P. 15–16]. Функции стимула делятся на: ♣ прямые, когда действие вызывается непосредственно стимулом, на который оно направлено; ♣ замещающие, когда один стимул инициирует действие вместо другого. Например, вы смотрите на часы и решаете, что вам пора идти сдавать экзамен. В этом случае вас стимулирует не экзамен, а заменяющие его часы. Функция реакции обозначает значение действия для организма, его выполняющего. Очевидно, что одна и та же реакция может выполнять разные функции. Например, мы можем уехать из пункта A в пункт B, но в одном случае мы просто прогуливаемся, а в другом, допустим, хотим навестить кого-то. Дж. Р. Кантор предлагает схему сегмента поведения (рис. 2). Данная схема поведенческого сегмента представляет собой, согласно некоторым ученым [Stephenson, 1977; Смит, 2003], чрезвычайно плодотворную научную схему анализа конкретных элементов (как организмов, так и объектов), участвующих в каком-либо психологическом событии. Свою концепцию интербихевиорального поля Кантор резюмировал в следующей описательной формуле [Смит, 2003. С. 268]: PE = C (k, sf, r, rf, hi, st, md), где PE – психологическое событие; C – все поле; k – специфическое событие; sf – функция стимула; r – реакция; rf – функция реакции; hi – история интеракций; st – сеттинг; md – контактная среда. Стоит отметить также взгляды Кантора на причинность. Кантор отказывается, по сути, от понятий «каузальность» и «детерминация»: «…не нужно постулировать…внутренние толчки или внешнее притяжение, самокаузальность или побудительные причины. Все это не наблюдаемые события, а конструкты, которые были навязаны событиями. Короче говоря, в интербихевиоральном подходе организм не вызывает собственное поведение, как не вызывает поведение и среда… Не постулируется никакой силы, называемой волей или детерминизмом, которую надо было бы рассматривать» [Там же. С. 264]. Иными словами, в интербихевиоризме происходит отказ от концепции детерминации. Это вполне соответствует тезису Кантора о том, что психология должна быть освобождена от всех философских систем1.4 Бихевиоризм Б. Ф. СкиннераОпределяя поведение как «то, что создает организм и что можно наблюдать», как ту «часть функционирования организма, которая взаимодействует с внешним миром и воздействует на внешний мир» (цит. по: [Гулина, 2001. С. 94]), Скиннер в качестве аналитической единицы предлагает оперант. Оперант противостоит рефлексу в схеме классического обусловливания. Другими словами, основная единица анализа поведения в радикальном бихевиоризме отличается от единицы, предложенной Уотсоном. Оперантное поведение, которое предполагает, что организм активно воздействует на окруже-ние, с целью изменить событиякаким-то образом, определяется событиями, которые следуют за реакцией. Хотя часто считается, что оперант Скиннера может быть описан в терминах двухчленной ассоциации между поведенческими элементами, называемыми ответами, и средовыми элементами, называемыми последствиями, Данная цепь, однако, не может быть полной без предшествующего (дискриминативного) стимула. Таким образом, мы получаем трехчленную ассоциацию, которую можем обозначить схематическиЧто касается подкреплений, то Скиннер указывал на необходимость различать положительное подкрепление, наказание и отрицательное подкрепление, заключающееся в удалении стимула, повышающего вероятность повторения реакции. Отмечая важность оперантов для анализа поведения, Скиннер, однако, не отказывается использовать и категорию «рефлекс». Мы уже указывали на различия в связи между стимулом и реакцией в респондентной и оперантной моделях поведения [Фѐдоров, 2007], поэтому здесь лишь кратко обозначим следующее. С точки зрения Скиннера, при респондентном обусловливании связь между стимулом и реакцией является необходимой (т. е. стимул с необходимостью вызывает реакцию), а при оперантном обусловливании детерминация является вероятностной. Такая связь в радикальном бихевиоризме называется «контингенцией», что подчеркивает случайность ее образования. Таким образом, понятия «оперант» и «контингенция» становятся основными в модели отбора по последствиям (selection by consequences), в которой детерминирующей ролью наделяется не предшествующий стимул (как при респондентном поведении, S → R), а последствия. Скиннер писал: «Человеческое поведение контролируется изменением окружающих условий. Этот контроль является вероятностным. Организм не принуждается к определенному поведению, просто становится более вероятным, что он будет вести себя определенным образом» [Skinner, 1973. P. 259]. В рамках радикального бихевиоризма важной представляется и критика Скиннером когнитивной психологии, которую он сравнивал с теорией творения. В работе «Истоки когнитивного мышления» [Skinner, 1989] Скиннер убедительно доказывает, что все ныне нагруженные ментальным смыслом термины («мышление», «восприятие», «чувствование», «разум», «ожидание», «желание» и т. д.) ранее относились к поведению, к тому, что человек делает. А трансформация их содержания произошла непосредственно под влиянием когнитивноориентированных теорий. Этот анализ частично пересекается с анализом Райла, который старался показать, что «когда мы описываем людей как обнаруживающих определенные способности сознания, мы не обращаемся к скрытым эпизодам, следствием которых являются внешне наблюдаемые поступки и высказывания; мы обращаемся к самим этим поступкам и высказываниям»Вывод по первой главе:Поведение – сложный феномен, который не может быть отождествлен, как это часто делается, только с внешне наблюдаемыми действиями, поскольку существуют личные события, часть из которых является скрытым поведением (не доступным для публичного наблюдения). Сложность понятия «поведение» приводит к тому, что в рамках даже одной парадигмы (бихевиористской) предлагаются разные единицы для ее анализа. В статье нами были проанализированы следующие единицы: «рефлекс», «сегмент поведения» и «оперант». Было показано, что в рамках бихевиоризма Уотсона поведение ошибочно сводится только к моторным или железистым реакциям. Было указано на то, что в рамках интербихевиоризма происходит отказ от детерминации, которая ошибочно понимается только как «внутренние толчки или внешнее притяжение». В рамках радикального бихевиоризма основной единицей анализа поведения становится «оперант», который определяется событиями, следующими за реакцией.Глава 2. Теоретический анализ научных положений психоанализа 2.1 Становление и развитие психоанализаПредыстория возникновения психоанализа началась с так называемого катартического метода, использованного австрийским врачом Й. Брейером при лечении молодой девушки (Анна О.) в 1880– 1882 гг. Связанная с катарсисом (очищением души), терапия основывалась на воспоминаниях о переживаниях, вызванных к жизни душевными травмами, их воспроизведением в состоянии гипноза и соответствующим отреагированием больного, ведущим к исчезновению симптомов заболевания. История возникновения психоанализа началась с отказа З. Фрейда от гипноза и использования им техники свободных ассоциаций. На смену гипноза пришла новая техника, основанная на том, что пациенту предлагалось свободное высказывание мыслей, возникших у него в процессе обсуждения с врачом тех или иных вопросов, рассмотрения сновидений, построения гипотез, связанных с поиском истоков заболевания. Переход от катартического метода к психоанализу сопровождался разработкой техники свободных ассоциаций, обоснованием теории вытеснения и сопротивления, восстановлением в правахдетской сексуальности и толкованием сновидений в процессе изучения бессознательного. Понятие «психоанализ» впервые было введено австрийским врачом З. Фрейдом (1856–1939) в статье об этиологии неврозов, опубликованной на французском, а затем на немецком языках в 1896 г. Уходя своими корнями в травмирующие психику ребенка переживания детства, бессознательные влечения и желания сексуального и агрессивного характера приходят в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами, порождая тем самым внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания асоциальных влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно. Они загоняются в глубины человеческой психики, но так или иначе, рано или поздно дают знать о себе. Благодаря механизмам сублимации (переключения сексуальной энергии на социально одобренные цели) они могут выливаться в художественное творчество. Поскольку далеко не все люди обладают подобной способностью, то вытесненные влечения и желания могут подтолкнуть человека к «бегству в болезнь», к возникновению психических расстройств, вызванных как внешними, так и внутренними факторами, предопределившими невротический способ разрешения стоящих перед человеком проблем и противоречий жизни. В теории психоанализ нацелен на выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека. Этому способствуют различные психоаналитические допущения, гипотезы и идеи, на основе которых З. Фрейдом были выдвинуты следующие положения: – в психике нет ничего случайного; – психическая жизнь является функцией аппарата, ответственного за расположение психических процессов в пространстве; – ранние стадии психосексуального развития ребенка заметно сказываются на мышлении и поведении взрослого человека; – события первых лет имеют первостепенное значение для всей дальнейшей жизни; – эдипов комплекс является не только ядром неврозов, но и источником возникновения нравственности, морали, религии, общества, культуры; – психический аппарат состоит из трех сфер, или структурных образований, — бессознательного Оно (включающего в себя все то, что наследуется, присутствует при рождении и заложено в конституции, т.е. прежде всего влечения и инстинкты, берущие начало в соматической структуре и находящие свое психическое проявление в неосознаваемых формах), сознательного Я (наделенного функцией самосохранения и контроля над требованиями Оно, стремящегося к избежанию неудовольствия и получению удовольствия) и гиперморального Сверх-Я, олицетворяющего собой авторитет родителей, социальные идеалы, совесть; – основополагающие влечения человека — влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти, включающее в себя инстинкт разрушения; – мышление и поведение человека осуществляются под воздействием различных психических механизмов и процессов, среди которых наиболее значимыми представляются такие, как вытеснение, подавление, регрессия, проекция, интроекция, идентификация, сублимация и др.; – психоаналитическое понимание работы психики предполагает метапсихологический подход, основанный на топическом (по месту расположения бессознательного, предсознательного и сознательного), динамическом (переход из одной системы в другую), экономическом (количеством распределения психической энергии или катектировании либидо) видении психических процессов и структурном (деление психики на Оно, Я и Сверх-Я). В клинической практике психоанализ ориентирован на устранение невротических симптомов, включающее в себя осознание пациентом бессознательных влечений и желаний с целью понимания и последующего сознательного разрешения внутрипсихических конфликтов, что предполагает терпеливую работу аналитика по выявлению различных видов подавления, вытеснения, сопротивления, переноса, потребности быть больным и страдающим, возникающих как в повседневной жизни анализируемого, так и в процессе психоаналитической терапии. Используя различные аналогии, З. Фрейд сравнивал психоаналитическую терапевтическую работу с работой химика (хими-ческий анализ), археолога (раскопка древних слоев), вмешательством хирурга, воздействием ортопеда или влиянием воспитателя. По мере развития теории и практики психоанализа менялась и его техника. Первоначально, во время катартического лечения целью терапии было разъяснение смысла симптомов. Затем вместо разъяснения симптомов в центре внимания оказалось раскрытие комплексов. Потом основной задачей психоаналитического лечения стало выявление и преодоление различных видов сопротивления, работа с переносом, неврозом переноса и контрпереносом. Наконец, психоаналитическая техника претерпела некоторые модификации в зависимости от формы болезни (невроз, психоз, шизофрения, нарциссические расстройства, пограничные состояния и др.), преобладающих влечений у больных и структуры их характера. Развитие психоанализа сопровождалось вторжением психоаналитических идей в разнообразные сферы знания, включая науку, философию, социологию, мифологию, религию, художественную литературу, культуру в целом. Подобная тенденция соответствовала установке З. Фрейда, рекомендовавшего использовать психоанализ не только и не столько в качестве терапии, сколько из-за содержащихся в нем разъяснений и связей. Он имел в виду те разъяснения, которые психоанализ дает о том, что касается человека, прежде всего его сущности. Говоря о связях, З. Фрейд подразумевал те из них, которые психоанализ вскрывает в различных областях жизнедеятельности человека. Не случайно ему самому принадлежат работы, не имеющие прямого отношения к психоаналитической терапии. К их числу относятся такие публикации, как «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1939) и др.В начале ХХ века происходило становление и формирование психоанализа. Психоаналитические идеи З. Фрейда обрели своих сторонников в различных странах мира, включая Россию. Возникло международное психоаналитическое движение. И хотя в то время психоанализ встречал критический отпор со стороны ряда медиков и представителей иных профессий, тем не менее он постепенно завоевывал прочные позиции в психотерапии, искусстве, литературе. Вместе с тем одновременно с возникновением международного психоаналитического движения начали нарастать трения среди самих психоаналитиков. Критика некоторых идей и концепций З. Фрейда со стороны его ближайших сторонников обернулась расколом в рядах первых психоаналитиков. В 1911 г. от З. Фрейда отошел А. Адлер, основавший индивидуальную психологию, в 1913 г. — К.Г. Юнг, создавший аналитическую психологию. З. Фрейд считал, что психоанализ переживет эту потерю и завоюет новых сторонников, что действительно имело место на протяжении последующих десятилетий. В середине ХХ века развитие психоанализа достигло, пожалуй, своего апогея, особенно в США и Англии, куда в 1930–1940-х гг. эмигрировало большинство психоаналитиков из Австрии и Германии. Исключение составляли социалистические страны, особенно СССР, где в конце 1920-х — начале 1930-х годов фрейдизм был объявлен буржуазной идеологией, и психоанализ как таковой оказался под идеологическим запретом на протяжении шестидесяти лет. В 60–70-х гг. ХХ столетия психоанализ стал интенсивно развиваться в странах Западной Европы и Латинской Америки, в то время как в США его бум сменился своеобразным спадом. Тем не менее США оставались по-прежнему цитаделью Международного психоаналитического движения. Во второй половине ХХ века появились многочисленные более кратковременные, по сравнению с психоанализом, виды психотерапии, составившие конкуренцию ему. Тем не менее он не утратил своей значимости и по настоящее время, привлекая к себе внимание части врачей, философов и художественной интеллигенцииВ начале 90-х гг. ХХ века началось возрождение психоанализа в России. Возникли различные психоаналитические общества, учебные институты, центры. Стала осуществляться психоаналитическая терапия. Наблюдался заметный рост психоаналитической литературы, включая переводы на русский язык трудов наиболее известных зарубежных психоаналитиков. К началу ХХ в. России появились первые члены Международной психоаналитической ассоциации. Современный психоанализ включает в себя различные психоаналитические школы и направления. Одни психоаналитики придерживаются теории и практики классического психоанализа З. Фрейда, другие — школы объектных отношений (Д. Винникотт, М. Кляйн, Р. Фейрбейрн), экзистенциального психоанализа (Л. Бинсвангер, М. Босс), структурного психоанализа Ж. Лакана, психоаналитической психологии Я (А. Фрейд, Х. Хартманн), психологии самости Х. Кохута, интерсубъективного психоанализа (Дж. Атвуд, Б. Брауншафт, Р. Столороу) и ряда других направлений. Наряду с Международной психоаналитической ассоциацией существуют иные психоаналитические организации, представители которых практикуют психоаналитическую терапию. Словом, начало ХХI столетия сопровождается дальнейшим развитием психоанализа во многих странах мира. Наряду с клинической практикой развивается и прикладной немедицинский психоанализ, связанный с применением психоаналитических идей в разнообразных областях социально-экономической, политической и культурной жизни людей. Основанный З. Фрейдом психоанализ оказался столь живучим, что, несмотря на постоянную критику его теории и практики с различных позиций, психоаналитические идеи продолжают оказывать заметное влияние на формирование мышления многих людей. Вместе с тем в процессе своего развития психоанализ претерпел заметные изменения, в результате чего даже в рамках Международного психоаналитического движения среди специалистов по бессознательному нет общепризнанного мнения по целому ряду проблем, касающихся как статуса психоанализа, так и специфики его теории и практики2.2 З. Фрейд, как основатель психоанализаСогласно трудам З.Фрейда, человеческая психика разделена на 2 обширных раздела: сознательное и бессознательное. Предмет изучения психоанализа – бессознательное. Это скрытые мотивы, конфликты в психике и реализации желаний, не совпадающие с понятиями привычных общественных норм. Цель психоаналитика – помочь пациенту освободиться от данных мотивов и адаптироваться в обществе. Рассмотрим этапы данного метода. Первый этап – сбор информации. На этом этапе психоаналитик должен получить как можно больше информации о бессознательном – методом «свободных ассоциаций» или толкованием сновидений пациента. Считается, что неконтролируемые ассоциации и сновидения – «ключ» в мир бессознательного, проекция внутреннего состояния человека, неосознаваемый заместитель переживаний. Психоаналитик дает конкретную установку – говорить все, что придет в голову. Затем, собрав достаточное количество информации, переходит ко 2 этапу – интерпретации. Интерпретация в данном случае – это центральный этап толкования глубинных причин, возможных проблем, обнаруженных у пациента. Сам пациент или принимает, или отвергает данное толкование. Психоаналитик может столкнуться с переносом – психическим механизмом, с помощью которого пациент препятствует проникновению в бессознательно, стараясь остановить анализ. Осознав причины патологии, пациент невольно начинает разрешать данный внутренний конфликт. Из этого следует заключительный этап – проработка. После того, как анализант признает правоту психоаналитика, запускается обсуждение всей системы травмирующих впечатлений и воспоминаний. Перестраивая свое поведение, переосмысляя причины, пациент освобождается от них. Несмотря на то, что психоанализ ориентирован на изучение психики индивидов, изначально метод заключал в себе тенденцию объяснение и раскрытие общественного сознания в настоящем и прошлом. Автор говорил: «Первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации.» [8, 87 ] «Запреты» по Фрейду считаются предметом, порождающим неврозы и являются ничем иным, как социальнообщественными нормами нравственности, морали, права, возникшими на заре человеческой истории. Они были названы культурными запретами, и целью анализа было выяснение природы их появления, утверждения и развития. В развернутом определении «человеческой культуры» Фрейд указывал, что она заключает в себе все приобретенные людьми знания, способы, методику господства над силами природы, добычи благ для удовлетворения человеческих потребностей. Сюда также стоит включить все институты, регулирующие отношения между людьми, а в особенности распределения имеющихся благ. Однако, у людей все еще живы деструктивные, антикультурные, антсоциальные традиции, настолько сильные, что они определяют вектор поведения и развития общества. Стоит отметить, что фрейдовский термин «культура» нередко совпадает с термином «общество». В целостной форме свою культурологическую теорию З.Фрейд изложил в книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» и продолжил рядом более поздних работ. В применении к анализу культур она означает, что в детстве (онтогенез, индивидуальное развитие) человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества (филогенез, родовое развитие - происхождение). На основании этого же принципа Фрейд провел параллель между психологией первобытных народов и невротиков. Тотемизм, каннибализм, отцеубиство – все сплелось воедино, сформировав основные тезисы психоанализа - Эдипов комплекс, вражду к отцу, тайное желание смерти отца, первичную травматическую ситуацию, трансформацию влечений из деструктивных в культурно-приемлемые (от убийства к ритуалу убийства). “Самые старые и важные запреты табу составляют два основных закона тотемизма: не убивать тотемное животное и избегать полового общения с коллегой по тотему другого пола” [8, 45] В подтверждение своей теория генезиса культуры Фрейд приводил примеры фобий детей к определенным видам животных. Он объяснял эти явления, распространенные в различных культурах, тем, что боязнь по отношению к отцу (первоотцу) переносится на животное. Первоначало фобий в детстве он рассматривает как повторение начала культурного процесса. Аналогичным образом З.Фрейд объясняет необходимость Бога, власти государства –большинство нуждается во власти, которой они могут восхищаться, которой они могут подчиняться, которая господствует над нимиВыводы по второй главе: Во всей истории человечества очень немногие идеи оказали столь широкое и мощное воздействие, как психоаналитическая теория. Взгляды Фрейда называют радикальными и новаторскими для своего времени, утверждая, что идеи учёного и по сей день продолжают оказывать значимое влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство. Теория критиковалась и критикуется с различных точек зрения, однако она довольно часто практикуется в настоящее время. Психоанализ также получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция.Глава 3 Структура общих и различных положений бихевиоризма и психоанализа 3.1 Сравнительный анализ бихевиоризма и психоанализаКак мы могли увидеть из предыдущего анализа, психоаналитическая и бихевиоральная психотехники возникли из одного источника. Этим источником является распад новоевропейской рациональной структуры опыта и протестантской психотехнической культуры. В этих условиях психотехника не могла существовать как нечто единое, она разделяется на несколько направлений, прежде всего — на психоаналитическое и бихевиоральное. Психоанализ реализует подход к психике изнутри, а бихевиоризм — извне, психоанализ исходит из анализа мыслей, а бихевиоризм — из анализа видимого поведения. Важно подчеркнуть, что бихевиоризм — это психотехника работы с другим, направленная на преобразование человека и его мира. Он продолжает в этом отношении линию развития европейской науки и культуры. А психоанализ изначально опирается на работу с собой, на самосознание, которое является условием возможности психоаналитической психотехники.Разделение единой психотехники на две ветви представляет собой закономерный процесс распада старой и формирования новой психотехнической культуры. Психотехнический принцип ассоциативной связи проецируется, с одной стороны, на умственную деятельность, а с другой — на тело. Это разделение психотехник опирается на достижение кульминациик XX веку разделения души и тела европейского человека. Но как в душе, так и в теле усматривается работа механического ассоциативного процесса, а также специфическая реактивность человека как на уровне мышления, так и на уровне тела. В этом общность бихевиоризма и психоанализа: оба эти направления признают онтологическое положение о реактивности человека. И методически они ориентированы на работу с реактивностью. Мы видели, что в бихевиоризме центральной психологической и психотехнической идеей становится идея подкрепления: все так или иначе подкрепляется.Анализируя психоаналитический процесс, мы также найдём то, что бихевиористы называют подкреплением, более того, этот момент является условием продуктивности аналитического процесса. В психоанализе подкрепляется прежде всего процесс осознания своего мышления, то есть другая форма человеческого опыта и способа его получения, нежели в бихевиоризме. Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой опыта и его подкрепления. Рассмотрим этот вопрос более подробно на примере психоанализа.Психоанализ является прежде всего общением, специально организованным диалогом двух людей. Но вместе с тем, для того чтобы нечто происходило, чтобы терапия была эффективной, необходимо образование некоторой новой целостности. 3. Фрейд часто называл такое общение сотрудничеством. И действительно, пациент и терапевт функционально разделены. Функции терапевта и функции пациента различны и взаимно дополняют друг друга, образуя новую целостность, функциональную структуру, внутри которой что-то и происходит. Пациент вспоминает, осознает, терапевт анализирует и интерпретирует. Эти две функции и порождаемые их работой, функционированием процессы создают новую целостность, которая ответственна за психотерапевтические изменения. Эти изменения инициирует, подкрепляет именно интерпретация.Извне идущий анализ и интерпретация переходят непосредственно в новые воспоминания, ассоциации и осознавание, то есть идущее извне переходит внутрь сознания пациента и стимулирует, организует процессы, идущие внутри него. А ассоциативный материал, материал воспоминаний не только стимулирует осознавание, но и является новым материалом для анализа. Интерпретация, основой для которой является анализ, снова присваивается пациентом и является организующим моментом для осознавания, управляет дальнейшим ходом ассоциативного процесса. Продуцируемый пациентом материал стимулирует интерпретацию, а интерпретация стимулирует продуцирование нового материала. Таков терапевтический цикл психоаналитического диалога, который является продуктивным благодаря тому, что существует специально организованное подкрепление терапевтических изменений и всего терапевтического процесса, которое должно строиться так, чтобы перейти внутрь и стать самоподкреплением.Дав пациенту «предварительные представления», Фрейд тем самым вводит некоторого интеллектуального посредника в общение с пациентом. В этом смысле психоаналитическая теория является, с одной стороны, ориентиром для аналитика, а с другой — посредником, особым языком для общения по поводу поиска вытесненных содержаний сознания и средством их интерпретации. И нити этого посредника, особая его структура ведут к профессиональному сознанию аналитика. Но вместе с тем этот посредник (схема интерпретации и организации воспоминания) должен обладать и определёнными инвариантными свойствами. В случае терапии данная схема должна быть изоморфной структурам внутренних конфликтов и внутренней динамике сознания пациента. Другими словами, структура посредника (схемы) обязана быть психотерапевтичной, то есть извне способствовать внутреннему психотерапевтическому процессу. В более широком смысле такой посредник должен обладать психотехнической структурой и формой — быть некоторым семиотическим механизмом для улавливания и структурирования внутреннего, чаще неосознаваемого, содержания сознания или же его переструктурирования. Этот механизм, всегда направленный на производство некоторого нового содержания сознания, заводящий сознание в новые его состояния, будучи экстериоризированным, эксплицированным и схематизированным, может функционировать на уровне сознания как средство и способ интерпретации его содержаний и быть основанием для самоорганизации работы сознания. Наконец, такой механизм в процессе своего воспроизводства в случае его срабатывания, достижения поставленной цели может интериоризироваться, автоматизироваться и обобщаться на предшествующем многообразии материала сознания и затем постепенно превратиться во внутреннюю, самофункционирующую психотехническую машину, которая не требует постоянного контроля и постепенно уходит из сферы ясного понимания. Так извне заданные психотехнические схемы превращаются во внутренние психотехнические орудия, организующие работу сознания и перерабатывающие энергию непосредственных его актов. И снова следует заметить, что эти психотехнические схемы изначально содержат определённую структуру подкрепления, которая последовательно переходит внутрь и становится схемой самоподкрепления.Есть и другая сторона этого процесса. Психотехническая схема в психоанализе строится внутри профессионального сознания терапевта, то есть является схемой определённой психотехнической формы, опирающейся на некоторый опыт, в том числе и индивидуальный опыт терапевта. Более того, терапия всегда опирается на самоанализ психотерапевта, его личное понимание самого себя. Поэтому психотехническая схема содержит самосознание психотерапевта, порождается им и ориентирована на самосознание пациента через его понимание и сознавание. В этом смысле психотехническая схема сохраняет интимную связь с сознанием своего автора. Поэтому терапевтическое отношение предполагает и более интимную эмоциональную связь между терапевтом и пациентом. В таком случае интериоризируется, точнее, интроецируется также и личность терапевта, и автор психотехнической схемы — терапевт — помощник, который из внешней опоры становится внутренней опорой пациента.Другими словами, источник подкрепления изначально связан с личностью терапевта, от которого исходит терапевтическое влияние. В конечном счёте этот субъективный источник подкрепления должен интроецироваться в самосознание пациента и стать его внутренним источником самоподкрепления. И на последнем этапе психотерапии, когда нужно освободиться от привязанности к терапевту, также необходимо специфическое подкрепление и его соответствующая структура, учитывающая необходимый баланс положительного подкрепления и фрустрации. Практически в самом начале развития психоанализа обнаруживается, что у пациента скоро появляется привязанность к психоаналитику, что пациент стремится передать ему ответственность за своё здоровье и жизненное благополучие, так же как ребёнок ищет опору для разрешения своих трудностей вовне, во взрослом. Тем самым обнаруживается, что внутри пациента с неврозом такой опоры нет, вместо внутренней опоры открываются пустоты, которые нуждаются в заполнении. Задача терапии и сводится к тому, чтобы, опираясь на проекции этих пустот вовне, осуществить анализ их структур и наполнить их новым опытом.Другими словами, задача состоит в том, чтобы аналитически выделить структуру внешней опоры пациента, добиться осознания пациентом характера его поведения, скорректировать структуру этой внешней опоры и, наконец, превратить её во внутреннюю опору, которая включает в себя также определённую структуру подкрепления и самоподкрепления. Эта специфическая психотехническая работа подробно раскрывается в технике анализа переноса, которая включает в себя как положительное подкрепление, так и различные формы и способы фрустрации.В этом смысле психоанализ является также техникой развития сознания, поскольку он не только реконструирует развитие, но и заново его организует, во многом «экспериментально» моделируя этот процесс, и в конечном счёте синтезирует новое сознание. Для эффективности работы этой техники важно включение в неё системы подкрепления такого «заранее намеченного» процесса развития.Таким образом, можно сделать важный предварительный (в дальнейшем мы его применим и к другим психотехникам и психологиям XX века) вывод: как всякое психическое явление имеет свою причину, как все является реакцией на определённый стимул (внешний или внутренний, но в генетическом отношении стимул вначале всегда внешний), так же всякое психическое явление имеет подкрепление, всегда подкрепляется определённым образом. Во всяком психическом явлении мы должны обнаружить вызывающий его подкрепитель, то есть всегда существует «подкрепляющая сторона». Это также и методический принцип анализа психики: для того чтобы понять психическое явление, нужно найти его подкрепитель.Таблица 1Сравнительный анализ понимания личности с позиций фрейдизма и бихевиоризмаФрейдизмБихевиоризмОсновательЗигмунд ФрейдДжон УотсонЦельОбъяснить, что в формировании личности важную роль играет трехчленная структура психики человека, представленная сознанием, сверхсознанием и бессознательнымОбъяснить механизмы зависимости поведения человека от внешних факторов, а также целенаправленное его формированиеЗадачиСформировать личность человека при помощи трехчленной структуры личностиОсновная задача - предсказание поведения человека и контроль за нимОбъект исследованияЛичностьЛичностьПредмет исследованияБессознательная часть психики человекаПредметом исследования фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиямиОсновные формулировкиОсновными движущими силами развития личности являются сексуальные и агрессивные влечения. Основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организмуПсихология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей «стимул - реакция». Поведение - это системные объективно наблюдаемые реакции организма на внешние раздражителиВыводДля всех психических актов энергии сознание служит лишь маскирующим механизмом перед лицом противостоящей индивиду социальной среды. Запреты со стороны общества, наносят душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, заболеванийБихевиоризм принципиально рассматривает внешнее окружение, как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека. Для того чтобы объяснить поведение, нужно проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиямиПоэтому для понимания всякой психологии и психотехники к ним необходимо применить указанный принцип, который позволяет значительно точнее, чем это обычно делается, описать психотехнику (существующую как внутри индивида, так и в качестве внешней программы по изменению личности). Применяя принцип подкрепления ко всякому психическому образованию, мы должны найти соответствующее ему подкрепление (и на котором данное психическое явление «живет») или найти новый искусственный подкрепитель для формирования нового психического явления или поведения. На этом принципе мы и будем основываться при дальнейшем анализе психологии и психотехник, которые возникли вслед за психоанализом и бихевиоризмом. Здесь мы увидим, что появились новые формы опыта или произошло осознание новых структур опыта, которые ранее были в тени.Вывод по главе 3: Психоанализ — направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом в конце XIX — начале XX вв. Психоанализ первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Но результаты психотерапевтической практики были интерпретированы 3. Фрейдом в психоаналитической теории бессознательного. Впервые в единой теории были поставлены проблемы движущих сил душевной жизни человека, мотивов и влечений, смысловой и энергетической характеристик психики, а также ее структурной организации и психодинамики.Бихевиоризм — направление, зародившееся в американской психологии. Его приверженцы утверждают, что психика — это различные формы поведения, совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, а все психические явления — это реакции организма, преимущественно двигательные. В основе мышления лежат речедвигательные акты, эмоции вызываются изменениями, которые происходят внутри организма. За единицу поведения принимается связь (корреляция) стимула и реакции. Законы поведения выступают как отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма.Основной метод исследования бихевиористов—наблюдение и описание реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды. В результате различия между поведением животных и человека рассматриваются с точки зрения степени сложности.ЗаключениеВ результате теоретического исследования мы пришли к следующим выводам:Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты, и проявляется его сущность, как совокупность всех общественных отношений.Для формирования личности индивиду нужно пройти определенный путь развития. Условиями для этого развития являются: биологические, генетические задатки, предпосылки и наличие социальной среды, мира человеческой культуры.Бихевиористы не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в «разуме». Напротив они принципиально рассматривают внешнее окружение, как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека. А основоположники Фрейда за ключевой фактор формирования личности взяли бессознательную часть психики человека. Они отрицали сознание, так как оно является маскирующим механизмом перед лицом противостоящей индивиду социальной среды.Личность с позиций бихевиоризма - это абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека, а с позиций фрейдизма - это психика, в которой намешано все то, что произошло, происходит с человеком на протяжении всей его жизни.Таким образом, в нашем понимании «личность» - это статус человека в обществе. Этот статус необходимо развивать, поддерживать, чтобы не возник обратный процесс - деградация личности.Список литературы«Я» и «Оно»: сборник / Зигмунд Фрейд ; пер. с нем. – Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. – 288с. – (Азбука-классика. Non-Fiction) Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения / Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. С. 233–248. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: Речь, 2001. Грюнбаум А. Сто лет психоанализа: итоги и перспективы. Послесловие от редактора // Независимый психиатрический журнал. — 1997. — № 3. — С. 17—18. Грюнбаум А. Теория Фрейда и философия науки // Вопросы философии. 1991. N 4. С. 90-100Демин М. В. Природа деятельности. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1984. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. М.: Мысль, 2001. Килстром, Джон Ф. «Фрейд все еще жив? Вообще говоря, нет.» [Электронный ресурс] : режим доступа к журн: goo.gl/Mkx3ty. Лейбин В. М. Психоанализ/ Социология: Энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Минск: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий). Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Б. Э. Мура, Б. Д. Файна. М.: Независимая фирма «Класс», 2000.Психопатология обыденной жизни: [перевод с немецкого] / Зигмунд Фрейд. – М: Эксмо, 2015. – 192с. – (Великие идеи). Райл Г. Понятие сознания: Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. Смит Н. В. Современные системы психологии / Пер. с англ.; под ред. А. А. Алексеева. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. Узнадзе Д. Н. Теория установки. М.; Воронеж, 1997. Толкование сновидений / Зигумунд Фрейд ; пер. с нем. – СПб.: Азбука, АзбукаАттикус, 2015. – 522с. – (Азбука-классика. Non-Fiction). Тотем и табу / Зигумунд Фрейд ; пер. с нем. Р.Ф.Додельцева. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 320с. – (Азбука-классика. Non-FictionФѐдоров А. А. Категория причинности в радикальном бихевиоризме // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Психология. 2007. Т. 1, вып. 1. С. 20–25. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. М.: Сов. энциклопедия, 1983. Фрейджер, Роберт; Фейдимен, Джеймс. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 704 с. Фромм.Э Величие и ограниченность теории Фрейда = Greatness and Limitation of Freud’s Thought (1979). — М: АСТ, 2000. — 448 с. — (Классики зарубежной психологии). Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997. Ярошевский М. Г. Наука о поведении: русский путь // Вопр. психологии. 1995. № 4. С. 5–18.«Я» и «Оно»: сборник / Зигмунд Фрейд ; пер. с нем. – Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. – 288с. – (Азбука-классика. Non-Fiction)


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
139923
рейтинг
icon
3053
работ сдано
icon
1328
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
138198
рейтинг
icon
5837
работ сдано
icon
2642
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
93328
рейтинг
icon
2006
работ сдано
icon
1262
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
49 489 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
МИСИС
Работа выполнена досрочно, без замечаний от преподавателя, очень рекомендую автора, не сом...
star star star star star
СИБИТ
очень приятная девушка, быстро отвечает и всегда на связи, работу сделала быстро (намного ...
star star star star star
НГАУ
Спасибо большое Ирине за помощь! Работа выполнена быстро и качественно, принята преподават...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Исполнение обязательств

Решение задач, Гражданское право

Срок сдачи к 6 мая

1 минуту назад

Задача 1 ооо «восток» приобрело в собственность земельный участок...

Решение задач, Земельное право

Срок сдачи к 4 мая

1 минуту назад

Курсовая работа на тему сестринский процесс при раке шейки...

Курсовая, сестринское дело

Срок сдачи к 8 мая

2 минуты назад

Кейс

Решение задач, Финансовое планирование и бюджетирование

Срок сдачи к 6 мая

3 минуты назад

Этапы процесса управления риском

Контрольная, Риск-менеджмент

Срок сдачи к 16 мая

3 минуты назад

тесты синергии

Тест дистанционно, Юриспруденция

Срок сдачи к 10 мая

3 минуты назад

Практическая работа

Другое, Документационное обеспечение логистических процессов, логистика

Срок сдачи к 10 мая

4 минуты назад

Лечение миомы матки на современном этапе

Диплом, Гинекология

Срок сдачи к 10 июня

4 минуты назад

Тест по химии нефти и газа

Тест дистанционно, Химия нефти и газа

Срок сдачи к 7 мая

5 минут назад

Объём (в страницах) – 3 а. л., или 120 тыс. знаков с пробелами.

Диплом, музейное дело,искусство

Срок сдачи к 9 мая

6 минут назад

Ответ на вопросы

Другое, Безопасность судоходства, судостроение

Срок сдачи к 7 мая

7 минут назад

Сделать приложение по готовой докуентации и объяснить как запустить

Курсовая, Сетевые технологии в асоиу, сети и телекоммуникации

Срок сдачи к 15 мая

7 минут назад

Решить 6 задач

Решение задач, Финансовый менеджмент

Срок сдачи к 4 мая

7 минут назад

Написать отчеты по практике

Отчет по практике, Практика

Срок сдачи к 15 мая

8 минут назад

3 лабораторных

Лабораторная, транспортная психология

Срок сдачи к 7 мая

8 минут назад

Анализ и прогнозирование финансового состояния

Диплом, Финансовый анализ

Срок сдачи к 7 мая

9 минут назад

Написать отчет по практике и заполнить дневник практики

Отчет по практике, Право и организация социального обеспечения

Срок сдачи к 6 мая

9 минут назад

Эссе по художественному фильму

Эссе, Мышление и письмо, культура речи, риторика, русский язык и литература

Срок сдачи к 13 мая

9 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.