Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Значение соотношения логического и эстетического в современном мире и специфика его восприятия в художественном образе

Тип Доклад
Предмет Философия

ID (номер) заказа
3983943

300 руб.

Просмотров
975
Размер файла
26.56 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Соотношение логического и эстетического в вопросе восприятия
художественного образа имеет под собой философско-эстетическую область
проблем. Это связано с тем, что логика и эстетика представляет собой
философские, независимые дисциплины, имеющие свою специфику, в том числе
и в области художественного образа.
Современная наука, при анализе данной темы выделяет несколько точек
зрения:
Принципиальное различие явлений логического и эстетического;
Тождественность явлений логического и эстетического ( имеется ввиду
одинаковые художественные образы, но разная их трактовка);
понимание логического частью, составным компонентом эстетического;
понимание логического и художественного как явлений, имеющих как общие,
так и отличительные признаки;
Возникает вопрос, как же абсолютно разные области могут иметь общие черты?
Современная наука выделяет несколько сходств:
Источник происхождения художественного образа;
Чувственно-эмоциональная основа;
Рационально-аксиологическая основа;
Изоморфность структур, которая также подразделяется на процессы восприятия,
познания, оценивания и преобразования;
Они не имеют собственного предмета;
Для наглядности мной представлена таблица, в которой отражены отличительные
особенности логического и эстетического восприятия:

Логическое Эстетическое

Обобщенная категория логики Обобщенная категория эстетики
Обобщенное выражение
исторического, оно есть
историческое, очищенное от
случайностей и взятое в его
существенных закономерностях

Родовое понятие, выражающее
родство всех эстетических
категорий

Свойственно интеллектуальной
деятельности человека

Свойственно природе, обществу,
человеку, продуктам его
деятельности, в том числе и
искусству

Также не является
самостоятельным видом
деятельности, но логический
компонент существует только в
мыслительной деятельности
человека

Не является самостоятельным
видом деятельности. Эстетический
компонент может присутствовать в
любом виде человеческой
деятельности

Проявляется в мыслительной
деятельности человека в форме
законов мышления

В природных явлениях, в продуктах
человеческой деятельности, в
самом человеке эстетическое
проявляется лишь в форме

И логическое и эстетическое представляет собой самостоятельные области
в сфере восприятия художественного образа, но на протяжении времени они
могут как пересекаться, так и идти не зависимо друг от друга.
Стоит отметить исследователей, которые занимались вопросом
соотношения логического и эстетического восприятия художественного образа в
современном мире:
Л.Г.Юлдашева;
Е.М.Торшилова;
М.З.Дукаревич;
М.Д.Назарова ;
О.И.Никифорова и т.д.
Феномен «логического» восприятия довольно сложно анализировать,
поскольку оно представляет собой сферу относительного и субъективного,
некоторые исследователи отмечают и вовсе отсутствие подобного восприятия.

Однако полностью отказаться от него невозможно, поскольку логика
представляет собой большую часть нашего мыслительного процесса.
Безусловно, при анализе художественного образа делается упор на
формально-логическое мышление, поскольку искусство человек мыслит
образами, следовательно и воспринимающий должен обладать развитым
образным мышлением, которое формируется благодаря симбиозу логического и
эстетического восприятия. Неоспоримым фактом является то, что
художественный образ безграничен, поскольку, как указывалось уже выше,
восприятие его довольно субъективно и оно требует соответствующего кругозора
воспринимающего для понимание истинного смысла, который возложил творец.
И логическое и эстетическое восприятие требует определенных навыков:
Наличие художественного-эстетического опыта ( чем он больше, тем больше
насмотренность, и тем больше понимания) ;
Способность к сопереживания и наличие эмоциональной отзывчивости ;
Наличие художественно-эстетических знаний ( о специфике, структуре
искусства, языке и художественного образа)
Процесс восприятия как логического, так и эстетического проходит несколько
этапов:
Первичное( элементарное) восприятие, в котором задействованы механизмы
сопереживания ( первичные эмоциональные проявления, в том числе
идентификация и эмпатия);
«Улавливание» настроение произведения искусства;
Осмысление идеи произведения;
Осмысление техники мастера;
Вторичное эмоциональное восприятие ( уже с пониманием форм, идеи и
техники);
Видение целостного образа в единстве эмоционального и интеллектуального,
формы и содержания, во взаимосвязи всех элементов художественного образа и
его выразительности;

Наличие логического и эстетического восприятия художественного образа
не являются врожденными, они нарабатываются со временем, благодаря
насмотренности и опыту.
Область эстетического восприятия анализируют уже длительное время,
поскольку она представляет собой довольно многогранное понятие, включающее
в себя опыт всего человечества. Например, философ Л.С.Выготский утверждает,
что «эстетическое восприятие значительное отличатся от понятие «восприятие»,
так как выступает как психический процесс, который протекает под воздействием
произведения искусства.
Эстетическое восприятие тесно связано с психоэмоциональным состоянием
человека, поскольку оно, в первую очередь, направлено на то, чтобы пробудить в
человеке эмоции. Спектр эмоций может быть абсолютно разный, в зависимости
от настроения, которое пытался передать художник и от настроения
воспринимающего. Из этого можно сделать вывод, что эстетическое восприятие
это сотрудничество между творцом и воспринимающим, итогом которого может
получится вторичный образ, совсем далекий от задумки художника. Человек
вносит в эстетическое восприятие свое понимание, которое изначально не было
задумано автором.
Одним из первых проблематику эстетического восприятия рассмотрел
античный философ Аристотель, в своем учение о катарсисе, то есть очищении.
Он анализировал эмоциональную реакцию, появляющуюся у человека в процессе
восприятия произведения искусства. В своем учении он говорил о том, что «не
каждое произведение искусства оказывает влияние на человека, а лишь то,
которое отражает характер человеческого мира, лишь то, которое потрясает
правдой.» 1
Аристотель отмечал, что после общения с искусством человек
освобождается от мрачных, тяготящих его, переживаний. «Подобно устранению
необузданного пафоса как и субъективного буйства – следовательно, обновлению
моральных критериев, а именно: обособившийся в своих страданиях от жизни
1 Аристотель. Сочинения в 4-х тт. — М., 1981. — Т. 3, стр.12

общества индивид поднимается от своей частной единичности до всеобщности,
последнее идентифицируется с жизнью и устремлениями общества» 2

Для того, чтобы действительно воспринимать первоначальный замысел
художника, нужно обладать как логическим, так и эстетическим восприятием.
Необходимо иметь навыки насмотренности и необходимого художественного
беграунда. Интересным моментом будет являться то, что эти навыки развивает
именно социум в человеке, поскольку художественный образ является творением
человека.
Содержание художественного образа многослойно, и порой анализ его в
разные временные отрезки может спровоцировать новое видение, которое раньше
не было доступно взору. Из этого следует, что жизненный опыт также имеет
место быть в анализе художественного образа. Многие художники, писателя
сочетают в своих произведениях не только занимательную сторону, но и
отражают ими интеллектуальную глубину. Потому, чтобы получить
полноценный смысл, который пытается передать автор, необходимо подключать
как логическое, так и эстетическое восприятие художественного образа.
Восприятие не может быть отделено от элементарных эмоций, от
формирования не осознаваемой реакции на звук, цвет или формы, которые
находятся в пространстве. Оно направлено на созерцаемый предмет, а именно:
Форму;
Фактуру;
Объем;
На духовную сферу;
На личностную сферу;
На образную сферу;
Как в логическом, так и в эстетическом существует определенные категории:
1.Красота;
2.Выразительность;
2 Аристотель. Сочинения в 4-х тт. — М., 1981. — Т. 3, стр.63

3.Соразмерность;
4.Целостность;
Однако эстетическое восприятие, в отличие от логического, неспособно
уйти в сферу познавательного и ценностного содержания художественного
образа, оно, по больше части поверхностно и затрагивает категории прекрасного.
Логическое восприятие художественного образа затрагивает глубокие
стороны духовной составляющей человека, поскольку может раскладывать
смыслы с точки зрения механизмов мышления, составлять логические цепочки и
взаимосвязи. Иногда искусство считают бессмысленный или весьма
абстрактным в своем понимании, однако это не так.
Логическое восприятие вбирает в себя множество механизмов:
Воображение;
Интуиция;
Концентрация внимания;
Самоотдача;
Духовный труд;
Для того, чтобы анализировать художественный образ с помощью
логического восприятия необходимо понимать и знать язык искусства, уметь
различать жанры и виды, иметь навыки, которые человек приобретает, обращаясь
с искусством.
Логическое восприятие:
Ориентировано на постижение содержательного контекста произведения
искусства;
Имеет нравственную, мировоззренческую направленность ( в данном аспекте
наиболее полно прослеживается образ мысли античного философа Аристотеля);
Предполагает знание языка искусства, умения различать жанры и виды, навыки
опыта общения с искусством;
Активизирует познавательные процессы( внимание и воображение);
Требует напряженной внутренней работы;

Логическое восприятие сопровождает человека на всех этапах его
взросления, оно является неотъемлемой частью формирования личности, в том
числе его творческих навыков насмотренности. Логическое восприятие позволяет
по новому взглянуть на объект, тем самым расширяя знание воспринимаемого о
мире.
Благодаря логическому и эстетического восприятию у человека происходит
накопление опыта общения с художественными произведениями, формируется
художественный вкус, пробуждается интерес к художественному познанию.
Эмоциональная реакция, которая возникает при анализе художественного
образа, по большей части является прерогативой эстетического восприятия.
Результатом эстетического восприятия является создание аффективно-
когнитинового комплекса представлений о себе и мире на основе интеграции
двух субстанций:
Художественного образа;
Воспринимаемого;
В эстетическом восприятии художественный образ предполагает у
воспринимающего умение выявить материально-чувственный компонент, в
основе которого содержится:
1.Ассоциативное мышление;
2.Творческий потенциал воспринимающего;
Из истории мы можем видеть, что художественный образ, как объект
анализа, не выделялся в античности или в средневековье, даже в Новое время он
придавался анализу незначительно. Немецкий философ Фридрих Гегель, только в
восемнадцатом веке, формирует понятие художественного образа: он «... ставит
перед нашим взором вместо абстрактной сущности конкретную ее реальность»  3
Интересным является и анализ форм выражения художественного образа,
он может выражаться во всех известных сферах искусств:
Музыка. Наиболее удобный и легкий для копирования, поскольку звук –
наиболее абстрактный вид материи. Данная сфера искусств поддается анализу
3 Гегель Ф. Сочинения: в 14-ти томах. М. - Л.: Соцэкгиз, 1934. Т. 2, стр194

больше эстетическим восприятием, поскольку музыка воздействует на
субъективную составляющую психики человека, особо не взаимодействуя с
умственной;
Живопись;
Архитектура;
Художественный образ воспроизводит объект в целостности. Однако,
художественным образом может являться не только целостное художественное
произведение, но и его мельчайшие единицы, например:
Образ предмета;
Событие;
Образ человека;
Эмоции;
Именно мельчайшие единицы требуют работы как эстетического, так и
логического восприятия, поскольку задействуется работа и категорий
прекрасного и категорий мышления.
Важное свойство художественного образа является синкретизм, то есть
симбиоз данных, благодаря которому возможно его познание. Синкретизм
достигается с помощью:
Зрения;
Слуха;
Обоняния;
Осязания;
Всякий материальный объект имеет:
1. Цвет;
2. Форму;
3. Объем;
Однако не всякий объект можно образно представить. Бесспорным является
тот факт, что образ синтетичен, так как объединяет разные аспекты чувственного
восприятия всего объекта: размер, форму, облик и т.д. Названные выше признаки
предмета существуют объективно и не зависят от воспринимающего их сознания.

Доказательством этого может служить то, что о данных признаках, как правило,
не спорят. Совсем иначе обстоит дело с образами, которые очень часто разными
людьми интерпретируются по-разному. Происходит это потому, что образ - это
категория сознания, а не признак объекта и окружающей действительности.
Человек различает объекты окружающей действительности спонтанно, не
задумываясь при этом об образах вещей, которые хранятся в его памяти, причем
последние, как правило, возникают не в процессе, а в результате их восприятия.
Зеркало воспроизводит образ только при присутствии образа, а сознание
человека - только при его отсутствии, поэтому образ можно представить лишь
мысленно. Иными словами, объект восприятия и его образ дополняют друг друга.
Важна сама возможность представления в сознании человека образа объекта при
его материальном отсутствии. Она как бы предполагает отдаление образа от
реальной действительности. Образ объекта и его оригинал не могут быть
идентичны хотя бы по той простой причине, что первый существует в
пространстве субъективного сознания, а второй - в реальной жизни.
Своеобразие образа заключается в сохранении в нем чувственной формы
отражаемой действительности. Писатель выражает свое отношение к какому-
либо явлению действительности таким образом, что само это явление
обрисовывается очень живо и представляется читателю совершенно конкретно,
со всеми своими индивидуальными особенностями.
Анализ своего восприятия художественного образа крайне важен,
поскольку таким образом возможно отследить, какая из областей мозга работает
именно в данный момент. Первично всегда будет являться эстетическое
восприятие художественного объекта, поскольку изначально идет зрительный
контакт между воспринимающим и объектом искусства. Однако, чтобы в
действительности понять истинные смыслы, которые заложил художник в свое
произведение обязательно нужно использовать логическое восприятие, которое
позволит хоть и не понять, но приблизиться к замыслу творца.

Список использованной литературы:
1. Аристотель. Сочинения в 4-х тт. — М., 1981. — Т. 3
2.Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б.Г. Ананьев, М.:
издво АПН РСФСР. – М.: 1960. – 165 с
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества: сб. избр. тр. М.: Искусство,
1979.
4.Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Выготский Л.С., Ростов н/Д:
издво «Феникс», 1998. – 480 с.
5. Гегель Ф. Сочинения: в 14-ти томах. М. - Л.: Соцэкгиз, 1934. Т. 2.
6. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: «Искусство - СПб», 2005. C. 20.
7.Каган М.С. Эстетика как философская наука [Текст] / М.С. Каган – СПб.:
Петрополис, 1997. – 554 с.
8. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура //Социологические
исследования. 1992, С. 104-114 Режим доступа:
http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/17992069.html
9. Мелик-Пашаев А. Что сделал художник, чтобы мы его поняли? // Искусство в
школе. 2009. № 4. С. 4.
10. Пирс Ч. С. Логические основания теории знаков. СПб.: Лаборатория
метафизических исследований философского факультета СпбГУ; Алетейя, 2000.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
140133
рейтинг
icon
3055
работ сдано
icon
1328
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
138394
рейтинг
icon
5840
работ сдано
icon
2644
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
93478
рейтинг
icon
2010
работ сдано
icon
1262
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
46 160 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
НовГУ
Майя сделала работу быстро, качественно и недорого. Огромное спасибо! Отличный исполнител...
star star star star star
Лгу Имени Пушкина
Спасибо исполнителю. Досрочно выполнила. В общение гибкая , и есть подход. Спасибо.
star star star star star
Тэи СФУ
Огромное спасибо Наталье за велеколепно выполненную работу все точно в срок и без замечаний
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Реферат, Конституция Турции

Реферат, конституционное право

Срок сдачи к 10 мая

только что

Лабораторная работа в SimInTech

Лабораторная, Автоматизация технологических процессов и производств

Срок сдачи к 14 мая

только что

Практика сельхоз и сббж

Отчет по практике, Ветеринария

Срок сдачи к 15 мая

только что

Проектирование участка механической обработкидетали «Корпус редуктора»...

Диплом, технолог металлообрабатывающего производства, металлургия

Срок сдачи к 7 июня

1 минуту назад

Сделать задания по философии

Решение задач, Философия

Срок сдачи к 22 мая

1 минуту назад
1 минуту назад

Достаточно обьемное задание

Курсовая, Детали машин и основы конструирования

Срок сдачи к 30 мая

1 минуту назад

Построить третью проекцию конуса

Чертеж, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 10 мая

2 минуты назад

Написать реферат

Реферат, Количественные и качественные методы в социальных исследованиях, социология

Срок сдачи к 19 мая

2 минуты назад

Курсовая, Ремонт автомобильного транспорта

Курсовая, автомобильное хозяйство

Срок сдачи к 15 мая

2 минуты назад

Ответить на вопросы и решить задачи

Контрольная, Автоматизация технологических процессов и производств

Срок сдачи к 11 мая

2 минуты назад

Написать контр работу

Контрольная, Социалка, социология

Срок сдачи к 14 мая

2 минуты назад

Расчёт предприятия

Курсовая, Производственно Техническая база, механика, инженерия

Срок сдачи к 1 июня

2 минуты назад

Решить задачу в программе foundation

Решение задач, Информационное обеспечение и Проектные основы, информатика

Срок сдачи к 8 мая

2 минуты назад

4. Мама Вадима (8 лет) обратилась к учительнице по поводу нежелания...

Ответы на билеты, Педагогика

Срок сдачи к 8 мая

3 минуты назад

Во вложении

Отчет по практике, Финансовый менеджмент

Срок сдачи к 26 мая

3 минуты назад

Определить эквивалентное сопротивление Rab, если R,=3 Ом,

Решение задач, Электротехника

Срок сдачи к 8 мая

3 минуты назад

Перечень вопросов 18 шт.

Ответы на билеты, Мдк.электрическое и электромеханическое оборудование, электротехника и электроника

Срок сдачи к 10 мая

3 минуты назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.