Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Формирование у учащихся понятия «сатира» в процессе анализа комических произведений в старших классах

Тип Курсовая
Предмет Методика преподавания литературы

ID (номер) заказа
4153207

500 руб.

Просмотров
900
Размер файла
95.08 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ПОНЯТИЯ «САТИРА» 5

1.1 Определение понятия «сатира» в литературе и искусстве 5

1.2 Формирование представлений о комическом как одна из проблем преподавания теории литературы в старших классах 8

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЕ «САТИРА» В ТВОРЧЕСТВЕ М.Е. САЛТЫКОВА - ЩЕДРИНА 15

2.1 Своеобразие стиля рассказов М.Е. Салтыкова-Щедрина 15

2.2 Методические приемы изучения рассказов М.Е. Салтыкова-Щедрина в средних классах 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

 

ВВЕДЕНИЕ

Основные задачи преподавания литературы в школах и высших учебных заведениях весьма многообразны, однако, основной целью данного предмета является воспитание и всестороннее развитие ребенка. При этом, для реализации данной цели часто используются сатирико-юмористические произведения, которые в данном контексте выступают как особый способ отражения жизни людей и как средство обучения детей правильному пониманию сатиры. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что, несмотря на то, что сегодняшний день ФГОС ООО подразумевает углубленное изучение произведений русской литературы, на наш взгляд в школьной программе не в достаточном объеме представлены сатирико-юмористические произведения. Данное обстоятельство порождает следующую научную проблему, которая выражается в отсутствие единого подхода к юмору и сатире, к неоднозначности восприятия данного жанра детьми различных национальностей и в соответствии с особенностями региональных традиций, имеющих различия в менталитете и понимании самого феномена сатиры.В связи с этим, в условиях устойчивого интереса многих исследователей к вопросам специфических особенностей воздействия юмора и сатиры на воспитание и развитие школьников, все большую актуальность приобретают вопросы изучение воздействия сатирико-юмористические произведений на сознание ребенка. Соответственно, глубинное изучение данных вопросов позволяет выработать наиболее эффективные механизмы передачи содержания литературных произведений от учителя к ребенку, что позволяет в дальнейшем каждому конкретному школьнику осмыслить художественные произведения, выработать необходимые умения и навыки к проведению анализа полученной информации. Соответственно актуальность темы курсовой работы заключается в недостаточности изучения влияния сатирико-юмористических произведений, а также слабым методологическим аппаратом проблемы восприятия школьниками комического с учетом их индивидуальных особенностей. Учитывая актуальность всего вышесказанного, в курсовой работе бедует рассмотрено сатирическое творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина, изучаемое в рамках общеобразовательной программы, как основного средства формирования правильного восприятия сатиры и юмора в целом. Вопросы восприятия юмора и сатиры рассмотрены в работах О.И.Никифорова, А.Н.Леонтьева, И.Д. Левитова, Ю.Б. Борева, А.М. Макаряна, В.Г. Маранцмана, Е.К. Озмителя, И.В. Володина, В.Я. Проппа, Л.Н.Ершова, Г.Н.Поспелова, Л.И. Тимофеева, Я.Е. Эльсберга и других.Объектом исследования в курсовой работе является творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.Предметом - формирование у учащихся понятия «сатира» в процессе анализа комических произведений в старших классах (на примере произведений М.Е.Салтыкова – Щедрина). Целью курсовой работы является изучение особенностей формирования у старших школьников понятия «сатира» в процессе анализа комических произведений. На основании цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи: Рассмотреть определение понятия «сатира» в литературе и искусстве;Рассмотреть особенности формирования представлений о комическом как одна из проблем преподавания теории литературы в старших классах;Изучить своеобразие стиля рассказов М.Е. Салтыкова-Щедрина;Рассмотреть методические приемы изучения рассказов М.Е. Салтыкова-Щедрина в старших классах. Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ПОНЯТИЯ «САТИРА»1.1 Определение понятия «сатира» в литературе и искусствеОпределение «сатира» включает в себя множество не взаимосвязанных между собой компонентов, которые в совокупности представляют определенный вид комического произведения, основной характеристикой которого является способ художественного воспроизводства действующей реальности за счет специальных смеховых, обличительно-осмеивающих образов. По мнению отечественного исследователя М. М. Бахтина, слово «сатира» следует рассматривать с точки зрения следующих компонентов:«сатира – это один из типов общей эстетической категории «комическое», которое означает какое-либо смешное действие, перетекающее плавно от игровой до карнавально самодеятельной формы веселья. сатира – это специфический лироэпический жанр, имеющий стихотворную форму. Данный жанр изначально развивался в Древнем мире и получил свое распространение в Новое время представителями неоклассического течения. сатира – это смешанный, чисто диалогический жанр, который преобразовывался и менял изначальный вид, становясь объектом исследования ведущих литературоведов и философов» [Бахтин, 1986: с. 935].Исходя из перечисленных компонентов, определение сатира – это «определенное (в основном отрицательное) отношение творящего к предмету своего изображения (т.е. пафос), определяющее выбор средств художественного изображения и общий характер образов; в этом смысле сатира не ограничена указанными выше двумя определенными жанрами и может использоваться в любом роде литературы – эпосе, драме и лирике» [Коновалов, 2020: с. 25].Так проведя анализ проявления сатирических компонентов в литературных источниках, можно отметить, что он проявляется как в мелких фольклорных жанрах, таких как пословицы, поговорки, народные сказки, былины, легенды, исторические песни и др., так и в таких крупных литературных жанрах как поэмы, романы и комедии. На наш взгляд, наиболее удачным определением «сатиры» является определение Ф. Шиллера, который при определении больше опирается не на литерную конструкцию произведения, а на особое отношение автора к своему творению. По его мнению, «действительность как недостаточность противопоставляется в сатире идеалу как высшей реальности. Действительность, таким образом, обязательно становится в ней объектом неприятия» [Шиллер, 1969: с.174].Таким образом, можно сделать вывод, что сатира является образным отрицанием современной действительности в совокупности различных ее моментов, включающих в себя ряд литературных средств, с помощью которых данная действительность обретает своеобразные черты иной реальности, формирующейся под влиянием субъективного мнения автора и несущий в себе совершено противоположный смысл. Особенности сатиры как литературного и культурологического феномена заключается в бескомпромиссности суждении о предмете освещения, ее восприятия через призму собственной (чаще всего негативной) жизненной концепции, которая прямо устанавливает границы между внутренним миром автора и действующей реальности.В рамках рассматриваемой темы, было бы интересно привести результаты исследования отечественного литературоведа Ю.Б. Борева, который проследил и выделил исторические этапы восприятия сатиры на протяжении различных исторических эпох. Согласно его мнению, сатиру, несмотря на существенные различия ее восприятия всегда необходимо воспринимать с точки зрения контраста и прямого противостояния [Борев, 1997: с.117].Того же мнения придерживается и такой исследователь как В. П. Рагойша, который также выделяют природную контрастность сатиры. По его мнению, сатира с одной стороны отрицает все негативное, что существует в объективной реальности, но при этом утверждает все положительное [Рагойша, 2003: с.52]. На сегодняшний момент выделяют два вида сатиры: прямую и косвенную. Прямая сатира подразумевает высказывание автора от первого лица, то есть в том случае он может обращаться либо непосредственно к герою, как к основному объекту сатирического высмеивания, так и к читателю, для которого автор с помощью специальных литературных конструкций доводит определенное отношение к тем или иным человеческим недостаткам и формам из проявления у конкретных людей. При использовании косвенной сатиры, автор высмеивает героя за счет их собственных выражениях и действий [Покотыло, 2014: с.208]. Еще одним противоречивым моментом при исследовании сатиры как литературного жанра является проблема сущности сатиры и определение ее места среди других родов литературы. Так, по мнению одних авторов, сатиру следует разграничить с другими жанрами литературы и выделить ее в отдельный род, другие же считают, что сатирические произведения ничем не отличаются от произведений, написанных в других жанровых конструкциях. Одним из аргументов первых является предположение, что сатира в значительной степени отличается от других видов литературных жанров, так как при ее применении используется совершенно иные способы и средства представления существующей реальности. Так, например, А. Макарян, который посвятил сатире достаточно большое количество исследований, говорит о том, что сатирические произведения в основном содержат в себе специфическое содержание и отображает особое, сугубо субъективное отношение автора к современным реалиям [Макарян: 1974, С.35].Примерно того же мнения придерживается и отечественный автор Л. И. Тимофеев, который также выделяют сатиру в отдельный род литературы, говоря о том, что несмотря на то, что элементы сатиры можно встретить во многих жанровых конструкциях, таких как лирика, эпос и драма, но при этом представляет собой некий специфический литературный род, в основе которого лежит специфические способы его типизации, которые в свою очередь основываются на таких инструментах как гиперболизация и преувеличение [Тимофеев, 1955: с.72]. Представители второго подхода к феномену сатира, к которым относятся такие автора как И. Ревякин, Г. Л. Абрамович, Л. В. Щепилова, считают, что сатира может присутствовать во всех жанрах литературы, и нельзя считать, что она наделена какими-либо специфическими особенностями, которые позволяли бы выделить ее в отдельный род. Сатира весьма разнообразна в жанровом отношении, именно это составляет ее характерную особенность, именно это делает сатиру сложным явлением в искусстве. Кроме того, сатира имеет свои особые средства изображения действительности, что часто приводит к двойственному пониманию ее природы. Но это, на наш взгляд, не дает оснований выделять ее в четвертый литературный род. 1.2 Формирование представлений о комическом как одна из проблем преподавания теории литературы в старших классахПроводя анализ основных методов преподавания сатирических произведений в старшей школе, можно определить, что в истории методики преподавания литературы организация правильного процесса усвоения школьниками комических произведений по-прежнему представляет собой существенную проблему. Это связано с тем, что усвоение и правильное понимание комических произведений достаточно сложный процесс для школьников. Так как, по мнению В.Г. Белинского, сам процесс освоения комических произведений, более доступен высокообразованному человеку, достаточно зрелому и развитому в своих суждениях. Данный тип читателей воспринимает существующую действительность через призму собственного жизненного опыта, что позволяет в последствии в полной мере понять сатирические произведения [Белинский, 2010: С. 248].Соответственно, учитывая отсутствие у школьников богатого жизненного опыта, формирование представлений школьников о комическом требует определение и поиска новых форм и средств, которые позволят излагать ученый материал с учетом возрастных и иных особенностей школьников (таких как национальность, наличие у них устойчивых взглядов на те или иные процессы), а также с учетом специфических особенностей самих литературных произведений, изучение которых предусмотрено школьной программы. Анализ литературных источников позволяют выделить следующие психолого-педагогические основы работы учителя при изложении материала о комическом (рис. 1.1): Рис. 1.1 Психолого-педагогические основы преподавания комическогоПередачу и преподавание комического материала целесообразно проводить поэтапно, строго и структурировано планируя каждый конкретный урок. Можно выделить следующие этапы преподавания комического (рис. 1.2) [Подружая, 2019: с.348]:Рис. 1.2 Основные этапы преподавания комическогоНа наш взгляд, наиболее важным и значимым этапом при преподавании комического является закрепление в сознании учащихся, включая систематизацию изученного материала знаний и предположений, которые были сформированы в ходе изучения того или иного комического произведения. Также для эффективного построения учебного процесса преподаватель может опираться на уже пройденный ранее материал и при поиске наиболее оптимальных методов и средств формирования у старших школьников представлений о комическом, выбирать произведения, которые были изучены в младших классах. Кроме этого необходимо учитывать, что при построении процесса обучения комическому основной сложностью является движение от первоначального восприятия школьника комических компонентов до осознанного понимания самого сюжета литературного произведения. Для достижения данной цели, на наш взгляд, необходимо выстроить долговременный, систематический процесс преподавания комических произведений, начиная с 5 класса и заканчивая старшей школой. В связи с этим, на наш взгляд, методика преподавания комического включает в себя несколько целенаправленных этапов, среди которых [Манжелеева, 2005: с. 13]: 1-й этап (начальный) (5-й класс). На данном этапе основной целью педагогического процесса является подготовка школьников к восприятию комического. Данная подготовка осуществляется на основании читательских представлений и установок учащихся, приобретенных в начальной школе. Кроме подготовки к восприятию комического, на данном этапе преподаватель должен пробудить интерес к изучению литературных произведений комического характера, расширить литературную базу знаний за счет введения в сознание детей таких понятий как юмор, сатира, приемы изображения человека с точки зрения критического и смешного, роль художественных средств в изображении персонажей. Формирование вышеуказанных навыков, умений и знаний целесообразно реализовывать через следующие формы (рис. 1.3):Рис. 1.3 Основные формы передачи комических знаний2-й этап (6–8-й классы). На данном этапе основной целью преподавателя является углубление теоретических знаний учащихся, которое направлено на создание полного комплекса знаний и представлений о комическом. В 6-м классе происходит расширений представлений о юмористических произведениях, проводится детальный анализ личностных особенностей юмористических персонажей, основных средств формирования комического, основные структурные элементы сатирического произведения. Также на этом этапе школьники впервые знакомятся с такими понятиями как гипербола, литота, скрытый смысл текста и обратная позиция автора. На данном этапе целесообразно знакомить школьников с такими произведениями как «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Задачи сумасшедшего математика», «Столяр Кушаков», «Лимерики» и др.В 7-м классе продолжается работа по ознакомлению школьников с комическими произведениями, данная работа осуществляется как на уроках литературы, так и на уроках внеклассного чтения. Главной целью данного этапа является расширение представлений о комическом, изучение особенностей комических произведений, формирование представлений о способах выражения позиции автора, применяемых литературных средствах, которые использует автор для описания героя в комическом образе. [Кондратьева, 2021: с.3]. В 8-м классе формируется представление о таких составляющих комического, как пародия на литературные жанры, приемы пародии, утрирование, оксюморон и др. на материале рассказов А.П. Чехова «Летающие острова», «Страшная ночь», «Ночь на кладбище», «Новогодняя пытка», «Новогодние великомученики», «Восклицательный знак», «Кривое зеркало» в сопоставлении с произведениями А.А. Бестужева-Марлинского «Страшное гадание», Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». 3-й этап (9-й класс). Предполагаются обобщение и систематизация изученного, расширяется представление о теме, проблематике, сюжете комического произведения, а также обогащаются представления о комическом на основе знакомства с рецепциями чеховских произведений в современной литературе, что позволяет глубже раскрыть сатирическую направленность произведений писателя, показать типичность чеховских сатирических персонажей в современном мире. 4-й этап (10-11 класс). На данном этапе предполагается проведение углубленного анализа комических произведений, самостоятельную оценку применяемых средств и инструментов, направленных на представление главного героя в своеобразном контексте, который с одной стороны высмеивает героя, а с другой стороны отображает современные проблемы общества, олицетворенные в каждом конкретном человека. Эффективными при формировании представлений о комическом представляются формы работы, связанные с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, развитием устной и письменной речи [Коновалов, 2020: с.25]: - сопоставление комических произведений разных писателей или комических и не комических произведений, сходных по тематике;- инсценирование; - создание гипотетической ситуации; - лингвистический эксперимент, связанный с речью персонажей; - языковые игры, режиссерский комментарий, ролевая игра, словесное рисование, создание лимериков и пародий, создание проблемных ситуаций, обращение к электронным сайтам, создание проектов, проведение конференций и др.Таким образом, формирование представлений о комическом – это длительный путь от чувственного, конкретного восприятия к абстрактному мышлению. Процесс формирования представлений можно считать завершенным, когда ученик способен осуществить перенос знаний, умений, навыков, полученных на занятиях, в самостоятельную деятельность.ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЕ «САТИРА» В ТВОРЧЕСТВЕ М.Е. САЛТЫКОВА - ЩЕДРИНА2.1 Своеобразие стиля рассказов М.Е. Салтыкова-ЩедринаСалтыков-Щедрин был и остается крупнейшим мастером социальной сатиры в русской литературе. Его творчество направлено на обличение пороков общества.Салтыков-Щедрин был великим мастером иронии – тонкой, скрытой насмешки. В этой ядовитейшей разновидности юмора в русской литературе превосходил его только Гоголь.М.Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для писателя. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т.д.) наполнено все его творчество [Лебедева, 2014: с.435].Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин на завершении своего творчества писал большое количество сказок, в сюжете которых был скрыт смысл трактовки сложных политических и нравственных проблем. Несмотря на то, что его творения были довольно-таки короткими, он смог передать в них всю суть своей сатиры. Благодаря разнообразию художественных приемов и социальной значимости они помогают развеять иллюзии людей разных возрастов, которые привыкли смотреть на мир через розовые очки.Автор, объединяя в своих произведениях элементы разных жанров, смог представить читателю героев, имеющих абсолютно разные индивидуальные особенности, при этом они под маской положительных качеств часто искусно скрывают реальные лица [Постникова, 2019: с.38].В сказках Салтыкова-Щедрина противостоят две социальные силы: народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), их угнетатели – в образах хищников.Удивительная актуальность произведений Салтыкова-Щедрина порой даже пугает. Благодаря своему таланту и любви к России писатель создал произведения, которые были интересны не только современникам писателя, но и нам.В произведениях Михаила Евграфовича воедино сплетены реальность и фантастика. Так, например, рассматривая его работу «История одного города» можно увидеть и вполне возможные в нашем мире вещи, и, авторские литературные фразеологизмы, которые следует воспринимать только в переносном смысле. Так, в качестве примера можно привести его литературного героя - градоначальника Прыща, у которого по задумке автора была фаршированная голова. С одной стороны восприятие данного литературного героя происходит через призму юмора и смеха, с другой стороны постигая глубокий смысл данного литературного персонажа, можно увидеть, что он олицетворяет все негативные качестве, присущие правительству и всему общественному строю того времени [Чукуева, 2019: с.133].Автор освещает проблемы, характерные для целого общества. Он обращается к фольклору, чем ещё больше обогащает свой художественный язык. Салтыков-Щедрин понимает, что сказки любят и понимаю все, поэтому в них он скрыто, но весьма доступно призывает народ встать на защиту своих прав и начать бороться с режимом.Основная тема в произведениях Щедрина – это тема противостояния эксплуататоров и эксплуатируемых. Причём первые в его сказках настолько глупы и не образованы, что диву даёшься – как такой человек стал высокопоставленным. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» двух генералов забросило на необитаемый остров. Как оказалось, они не умели ничего – ни добывать еду, ни готовить её. Генералы никогда ничего не делали и всегда думали, что всё очень просто достаётся. Появился добрый молодец – простой мужик, какие в Российском государстве было очень много, и помог мужикам. Помимо того, что он накормил их, он ещё и показал им как вернуться обратно домой. Однако Салтыков-Щедрин в своих сказках не только восхваляет народ, но и высмеивает его тоже. Мужик из «Повести…» покорно свил себе верёвку, когда генералы сказали ему сделать это для того, чтобы он не убежал. Щедрин говорит о том, что в людях крепко сидит рабское мышление, он призывает разорвать его и стать людьми с большой буквы.Прием употребления выражений не в прямом, а в ироническом значении присущ подавляющему большинству его произведений, но особенно богаты ироническими интонациями «Помпадуры и помпадурши» (1863—1874), «Круглый год» (1879—1880), «Современная идиллия», «Письма к тетеньке» (1881—1882) и, конечно, «Сказки», где щедринская ирония блещет всеми своими красками.Важной в понимании сказки является авторская ирония, благодаря которой раскрывается позиция автора. Ирония прослеживается во всех образах, присутствующих в сказках.Сатирик, притворяясь как бы единомышленником обличаемой стороны, то восхищается преумным здравомысленным зайцем, который «так здраво рассуждал, что и ослу впору», то вдруг вместе с генералами возмущается поведением тунеядца мужика, который спал «и самым нахальным образом уклонялся от работы», то будто бы соглашается с необходимостью приезда медведя-усмирителя в лесную трущобу, потому что «такая в ту пору вольница между лесными мужиками шла, что всякий по-своему норовил. Звери — рыскали, птицы — летали, насекомые — ползали; а в ногу никто маршировать не хотел...» [Салтыков-Щедрин, 2011: с.89].Ирония, по выражению Щедрина, распространяется «в виде тончайшего эфира» и, уязвляя противника, остается неуязвимой и формально неуловимой. Недаром сатирик говорил: «... страшное орудие — ирония...» [Салтыков-Щедрин, 2011: с.15].Издевательски высмеивая носителей социального зла, сатирик возбуждал к ним в обществе чувство активной ненависти, воодушевлял на борьбу с ними, поднимал веру народной массы в свои силы, учил ее пониманию своей роли в жизни.С чувством сострадания и грустной иронии видит писатель противоречие между большими потенциальными возможностями крестьянства и безропотной его подчиненностью. Но поистине трагедийное звучание размышления о России приобретают в сказке «Коняга». Образ измученной клячонки с выпяченными ребрами, обожженными плечами и разбитыми ногами, которая «день-деньской» из «хомута не выходит», вырастает до поэтического символа всего подневольного русского крестьянства, судьбы России [Салтыков-Щедрин, 1989: с.65].«Сказки», рисующие картины жизни всех социальных слоев общества, подводящие итог собственно сатирическому творчеству писателя и представляющие собой последний звонкий аккорд щедринского смеха, могут служить как бы хрестоматией образцов щедринского юмора во всем богатстве его художественного проявления. Здесь и презрительный сарказм, клеймящий царей и царских вельмож («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), и веселое издевательство над дворянами-паразитами («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»),и пренебрежительная насмешка над позорным малодушием либеральной интеллигенции («Премудрый пескарь»).2.2 Методические приемы изучения рассказов М.Е. Салтыкова-Щедрина в старших классахОдним из литературных сатирических произведений, которое изучается в школьной программе старших классов, является роман «История одного города», который считается самым значительным сатирическим произведением в творчестве писателя. Город Глупов — символ самодержавного государства. Он достаточно условен. Это и город, и село, и вся страна, это то место, где, по словам самого Салтыкова-Щедрина, «царят насилие и произвол самовластья» [Салтыков-Щедрин, 2011: с.189].Доминирующим художественным средством в изображении истории города Глупова, его жителей и градоначальников является гротеск, прием соединения фантастического и реального, создающий абсурдные ситуации, комические несоответствия. По сути, все события, происходящие в городе, являются гротеском. Жители его, глуповцы, «ведущие свой род от древнего племени головотяпов», не умевших жить в самоуправлении и решивших найти себе повелителя, необычайно «начальство любивы» [Салтыков-Щедрин, 2010: с.65].«Испытывающие безотчетный страх», неспособные самостоятельно жить, они «чувствуют себя сиротами» без градоначальников и считают «спасительной строгостью» бесчинства Органчика, имевшего в голове механизм и знавшего только два слова — «не потерплю» и «разорю». Вполне «обычны» в Глупове такие градоначальники, как Прыщ с фаршированной головой или француз Дю-Марио, «при ближайшем рассмотрении оказавшийся девицей» [Салтыков-Щедрин, 2010: с.112].Однако своей кульминации абсурдность достигает при появлении Угрюм-Бурчеева. В нем писатель воплотил типичную для деспотического государства черту – стремление унифицировать людей, общественную жизнь, превратить человека в рядовой винтик системы. Но, попав под увеличительное стекло писателя, она доводится до логического конца и демонстрирует свою абсурдность. Так с помощью использования гротеска Салтыков-Щедрин создает логическую, с одной стороны, а с другой стороны — комически-нелепую картину, однако при всей своей абсурдности и фантастичности «История одного города» – реалистическое произведение, затрагивающее множество злободневных проблем. Образы города Глупова и его градоначальников аллегоричны, они символизируют самодержавно-крепостническую Россию, власть, в ней царящую, русское общество. Поэтому гротеск, используемый Салтыковым-Щедриным в повествовании, – это еще и способ обличить отвратительные для писателя, уродливые реалии современной ему жизни, а также средство выявления авторской позиции, отношения Салтыкова-Щедрина к происходящему в России.Описывая фантастически-комическую жизнь глуповцев, их постоянный страх, всепрощающую любовь к начальникам, Салтыков-Щедрин выражает свое презрение к народу, апатичному и покорно-рабскому, как считает писатель, по своей природе. Единственный лишь раз в произведении глуповцы были свободны — при градоначальнике с фаршированной головой. Создавая эту гротесковую ситуацию, Салтыков-Щедрин показывает, что при существующем общественно-политическом строе народ не может быть свободен. Абсурдность же поведения «сильных» (символизирующих реальную власть) мира сего в произведении воплощает беспредел и произвол, чинимый в России высокопоставленными чиновниками [Ахмадова, 2017: с. 201].Работа с текстом сказок сложного для современных школьников писателя, как М.Е. Салтыков-Щедрин, даёт возможность расширить понятие старшеклассников об условности в искусстве. Обращение к манере, формам и приёмам повествования великого мастера слова позволяет установить субъективные и объективные предпосылки его поэтики, своеобразие его художественного познания, воплощённого в концепции двух действительностей — «настоящей» и «призрачной». Основная роль при проведении уроков отводится самостоятельной деятельности учащихся. Учитель продумывает не только ход занятия-исследования, но и формы самостоятельной работы учащихся, предшествующей самому занятию.Уроки по изучению «Истории одного города» можно начать с лекционного вступления, в котором учитель обозначит особенности романа «История одного города», что поможет его адекватному восприятию и пониманию.Основные положения вступительного слова учителя (рис. 2.1) [Кондратьева, 2021: с .3]: Рис. 2.1 Основные положения вступительного слова учителяВ центре уроков – размышления об образах наиболее отличившихся градоначальников. Эту работу уместнее всего организовать в группах и предложить учащимся заполнить таблицу-характеристику правителей города.В ходе исследований школьники должны выявить приемы сатирического изображения героев, использованные Салтыковым-Щедриным в романе: типизация сатирического образа-персонажа; гротеск в изображении комических ситуаций, где действуют герои произведения; пародирование законодательных документов; стилизация повествования под слог летописцев-архивариусов; Уроки, посвящённые анализу образов градоначальников, можно построить по-разному. Возможные пути:монографический поглавный анализ (коллективно, фронтально);сообщения учащихся на основе самостоятельного анализа отдельных глав;сочетание первого и второго, например: 1-й урок — коллективный анализ главы «Органчик», 2-й урок — семинар (групповые доклады), 3-й урок — самостоятельная работа (анализ образа Угрюм-Бурчеева).Как один из вариантов урока в сильном классе возможнаролевая игра, для проведения которой требуется достаточно длительная подготовка. В более слабых классах рекомендуется провести её как внеклассное мероприятие. Частично игру можно использовать как фрагмент урока, включая одну-две театрализованные миниатюры.Рассмотрим ход работы. Повествование о каждом из градоначальников является относительно завершённым, самостоятельным (иногда в пределах одной главы можно выделить несколько частей, или несколько глав бывают посвящены истории одного градоначальника)[Кондратьева, 2021: с.3]: «Органчик» (Брудастый); «Сказание о шести градоначальниках»; «Известие о Двоекурове»; «Голодный город», «Соломенный город», «Фантастический путешественник» (Фердыщенко); «Войны за просвещение» (Бородавкин); «Эпоха увольнения от войн» (Микаладзе, Беневоленский, Прыщ); Для анализа можно использовать общую схему, достаточно традиционную: 1) конкретные черты того или иного градоначальника, яркие, запоминающиеся его особенности (параллельно рассматриваются приёмы и средства создания образа), 2) обобщённый смысл образа, его типизирующее значение. При характеристике градоначальников можно придерживаться приблизительно такой последовательности:имя;особенности внешности и характера;речь, выражение в речи взглядов и идеалов;суть административной деятельности, основные поступки;взаимоотношения с глуповцами (жизнь глуповцев во время его правления).К аналогичному результату при изучении образов глуповских градоначальников можно прийти и в ходе ролевой игры.Готовясь к «пресс-конференции», учащиеся досконально изучают текст одной или нескольких глав о «своём» градоначальнике и драматизируют его. Лучше, если подготовка начнётся заранее, возможно, за неделю-две до урока, так как необходимо будет настроиться, вжиться в образ, придумать какие-либо изюминки для выступления. Методически оправданным представляется предварить изучение «Истории» анализом сказок, несмотря на хронологическую непоследовательность. Сказки облегчат ученику путь в мир Салтыкова-Щедрина, так как знакомство с ними началось еще в 7-м классе, они относительно невелики по объёму и, главное, несут специфические черты художественного мира писателя.Работа выполняется в небольших группах, в которых один человек будет градоначальником, а остальные (2–4) — журналистами. Роли градоначальников преимущественно достаются юношам. Для пресс-конференции готовятся специальные таблички — визитные карточки с именами героев. На «пресс-конференции» «градоначальник» рассказывает о себе, о своей жизни, о своих действиях и поступках, об отношении с глуповцами и об их жизни во время его правления. На долю «журналистов» достаётся «компромат», то есть такая информация, которая не может быть высказана устами персонажа, поскольку порочит его. «Градоначальник» и «журналисты» готовятся обязательно вместе, общими усилиями они создают целостное художественное впечатление об образе щедринского градоначальника. В случае разрозненной подготовки необходимый результат не будет достигнут. Концепция такого занятия не в том, чтобы проверить знание текста и способность учащихся отвечать на неизвестные им заранее вопросы по тексту, а в том, чтобы совместно выявить особенности образов героев книги, но только достигается эта цель нетрадиционным способом. В условном мире игры участники пресс-конференции, конечно же, антагонистичны, но в реальной жизни они союзники и решают общие задачи [Манжелеева, 2005: с. 25].При использовании данной методики преподавания, происходит живое знакомство с героями Салтыкова-Щедрина, ломается барьер на пути к его книге. Это как раз тот случай, когда активизация эмоциональной сферы школьников способствует пробуждению их разума, подготавливает глубоко осмысленную дальнейшую работу над произведением.ЗАКЛЮЧЕНИЕСатира — острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки, как отдельных людей, так и всего общества или государственного строя.В сатирических произведениях для обличительного эффекта могут использоваться разнообразные комические средства, в том числе сарказм, аллегория, пародия и гротеск.Так, проведя анализ проявления сатирических компонентов в литературных источниках, можно отметить, что он проявляется как в мелких фольклорных жанрах, таких как в пословицы, поговорки, народные сказки, былины, легенды, исторические песни и др., так и в таких крупных литературных жанрах как поэмы, романы и комедии. Сатира является образным отрицанием современной действительности в совокупности различных ее моментов, включающих в себя ряд литературных средств, с помощью которых данная действительность обретает своеобразные черты иной реальности, формирующейся под влиянием субъективного мнения автора и несущий в себе совершено противоположный смысл. На наш взгляд, наиболее важным и значимым этапом при преподавании комического является закрепление в сознании учащихся, включая систематизацию изученного материала знаний и предположений, которые были сформированы в ходе изучения того или иного комического произведения. Также для эффективного построения учебного процесса, преподаватель может опираться на уже пройденный ранее материал, и при поиске наиболее оптимальных методов и средств, которые позволяют активировать и оптимизировать сам процесс формирования старших школьников о комическом. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАхмадова Т. Х. Салтыков-Щедрин – гений сатиры / Т. Х. Ахмадова // World science: problems and innovations: сборник статей международной научно-практической конференции. Пенза: Альянс, 2017. С. 198-203.Бахтин М. М. Сатира // Литературная энциклопедия терминов и понятий / ред.-сост. А. Н. Николюкин. Москва: Интелвак, 2001. С. 935–955. Борев, Ю.Б. Художественная культура XX века (теоретическая история): Учебник / Ю.Б. Борев. - М.: Юнити, 2013. - 495 c.Белинский и современность. - М.: Наука, 2010. - 356 c.Дмитренко С. Ф. М.Е. Салтыков-Щедрин после закрытия «Отечественных записок»: жизнь и творчество в культурно-историческом контексте / С. Ф. Дмитренко // Культура и текст. – 2017. – № 1 (28). С. 49-61.Коновалов С. М. О сатире / С. М. Коновалов // Art logos. – 2020. – № 2(11). С. 24-35.Кондратьева А. С. Сатира в произведениях русских классиков / А. С. Кондратьева, М. П. Русских. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 7 (48). С. 3-5.Лебедева Л. К. Особенности сатиры в национальной литературе (на примере произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина) / Л. К. Лебедева // М.Е. Салтыков-Щедрин: русская и национальные литературы: материалы международной научно-практической конференции. – Ереван: Лингва, 2014. С. 432-445Манжелеева С.И. ВПС: Методика преподавания литературы. Конспект лекций / С.И. Манжелеева. - Москва: Приор, 2005. С. 80 Макарян А. О сатире. М.: Советский писатель, 1974. С. 75–84.Некоторые особенности художественного конфликта в драматических и сатирических произведениях // Художественная литература: проблемы исторического развития и интерпретации текста: Сб. научн. трудов / Ин-т совр. знаний. – Минск, 2000. С. 16 – 27. Николаев Д. П. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина (гротеск как принцип сатирической типизации). – Москва: Изд-во МГУ, 1975. С.55.Подружая К. А. Понятие «сатира» в специальных научных источниках и художественной литературе / К. А. Подружая // Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей конференции. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. С. 345-349.Покотыло М.В. Советская сатира: феноменология, динамика развития, функции // Европейский журнал социальных наук. Москва, 2014. – №3(2). С. 206-210Покотыло М. В. Специфика эволюции сатиры в европейском литературном процессе / М. В. Покотыло // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – № 3. С. 170-175.Постникова Е. Г. Власть в политических сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина / Е. Г. Постникова // Лучшая научная статья-2017: сборник статей международного научно-практического конкурса. – Пенза: Альянс, 2017. С. 194-196. Постникова Е. Г. М.Е. Салтыков-Щедрин – редактор, писатель, публицист: монография / Е. Г. Постникова. – Москва: Флинта, 2019. С. 151. Программы общеобразовательных учреждений: литература: 5-11 классы (базовый уровень); 10-11 классы (профильный уровень)/под ред. В.Я. Коровиной. – Москва: Просвещение, 2007. 256 с.Рагойша В.П. Сатира /на пути к Парнасу. Минск: художественная литература, 2003. 123 с.Родин И.О. Сатира и социальная антиутопия в литературе 20-30-х годов. – Москва: Родин и компания, 2002. 786 с.Сатира // Литературная энциклопедия терминов и понятий / ред.-сост. А. Н. Николюкин. – Москва: Интелвак, 2001. С. 935-955.Салтыков-Щедрин, М. Е. М. Е. Салтыков-Щедрин. Избранные сочинения / М.Е. Салтыков-Щедрин. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 2011. - 610 c.Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города: Роман / Послесл., коммент., даты жизни и творчества Дмитренко С.Ф.; Ил. Алимова С.А. - СПб.: Вита Нова, 2010 – 368 с.Сомов Л.А. Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации: электронное учеб. пособие / Л.А. Сомова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. С.356Тимофеев Л. И. О систематизации основных понятий теории литературы // Литература в школе. 1955. № 2. С. 70–75.Чукуева М. В. Публицистическое творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина / М. В. Чукуева // Фундаментальные и прикладные научные исследования: инновационный потенциал развития: сборник статей международной научно-практической конференции. – Уфа: Вестник науки, 2019. С. 131-136.Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии. Москва: Художественная литература, 1969. 543 с. Щедрин, М. Салтыков - Е. Салтыков - Щедрин М. Е. Салтыков - Щедрин. Избранные сочинения / М. Щедрин Салтыков Е. - Салтыков - Щедрин. - M.: Художественная литература, 1989. - 557 c


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
140133
рейтинг
icon
3053
работ сдано
icon
1328
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
138198
рейтинг
icon
5838
работ сдано
icon
2643
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
93478
рейтинг
icon
2008
работ сдано
icon
1262
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
49 494 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
Московский технологический институт
ОКСАНА, МОЛОДЕЦ!!!!!!!:))))))))))))))))) ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА СВОЕВРЕМЕННУЮ И КАЧЕСТВЕНН...
star star star star star
УрФУ им. первого Президента России Б.Н.Ельцина
Всё суперски, спасибо огромное, исполнитель просто супер!!! И не дорого!!!
star star star star star
Педагогический
Спасибо огромное за проделанную работу! Залина всегда на связи и все просьбы выполняет. Оч...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить два варианта контрольной

Решение задач, Высшая математика

Срок сдачи к 11 мая

только что
1 минуту назад

Научна статья

Статья, Макроэкономика

Срок сдачи к 14 мая

1 минуту назад

Оцифровка топоосновы в Autocad в 10000 масштабе

Диплом, Геодезия

Срок сдачи к 8 мая

2 минуты назад

Практическое задание и контрольная семестровая работа вариант №11

Решение задач, Технологические процессы автоматизированных производств

Срок сдачи к 10 мая

2 минуты назад

Выпускная квалификационная работа (Дипломный проект) на тему Правовые...

Диплом, Правовые основы социальной защиты многодетных семей в Российской Федерации

Срок сдачи к 9 мая

4 минуты назад

Государственный надзор за безопасность дорожного...

Курсовая, Административное право

Срок сдачи к 8 мая

4 минуты назад

Русская филосовская школа. Эссе

Эссе, философия

Срок сдачи к 8 мая

7 минут назад

Выполнить аттестационную работу.

Другое, Аттестационная работа.Сестринское дело в педиатрии.

Срок сдачи к 17 мая

7 минут назад

До 11.00 по мск сегодня

Решение задач, Экономика

Срок сдачи к 7 мая

9 минут назад

Информационно коммуникационные технологии в формировании правил этикета межличностных отношений у детей седьмого года жизни

Диплом, Кафедра дошкольной и специальной дошкольной педагогики и психологии

Срок сдачи к 10 июня

9 минут назад

Онлайн-помощь по сопромату.М-01598

Онлайн-помощь, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 8 мая

9 минут назад

Нужно сделать индивидуальный проект на тему автомобиль и экология в...

Другое, Индивидуальный проект

Срок сдачи к 25 мая

11 минут назад

Тема курсовой работы технология выполнения приемов массажа

Курсовая, Косметология

Срок сдачи к 30 мая

11 минут назад

Сделать контрольную работу и решить задачи

Контрольная, Механические свойства твердых тел

Срок сдачи к 20 мая

11 минут назад

Написать раздел диплома по финансовый менеджмент. М-01597

Диплом, Финансовый менеджмент

Срок сдачи к 19 мая

11 минут назад

выполнить расчет трехфазного короткого замыкания (КЗ)

Решение задач, системы электроснабжения

Срок сдачи к 14 мая

11 минут назад

Выполнить отчет по практике согласно вариантам. по образцу

Отчет по практике, Базы данных и экспертные системы

Срок сдачи к 14 мая

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.