Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Изучение концепта «семья» в русской культуре на примере пословиц и поговорок

Тип Статья
Предмет Лингвистика

ID (номер) заказа
848342

300 руб.

Просмотров
1116
Размер файла
33.57 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Цель статьи – подробно изучить традиционное восприятие понятия «семья», «семейные ценности», в восприятии носителей русского языка. Проанализировать устойчивые словосочетания, которые составляют номинативное поле «семья». Было проведено предварительное исследование лингвокогнитивной сущности родственных отношений в номинативном поле «семья». Системное описание лингвокультурологической специфики понятия «семья». Особенность отражения данного понятия в русском языке, какими лексическими средствами представлено данное понятие.
Актуальность данной статьи определена тремя наиболее выраженными причинами - языковой, культурной и лингвокультурной:1) Лингвокультурный аспект: концепт «семья» является важным ориентиром поведения человека, поскольку именно в семье зарождаются основы межличностных отношений человека. Номинативное поле «семья» не достаточно изучено в лингвокультурологии, а потому является перспективным для дальнейшего исследования.
2) Культурный аспект: без понимания всякого важного аспекта жизни того, или иного народа весьма трудно строить прочные межкультурные связи. Именно поэтому так важно изучить, что возникает в сознании носителя русского языка, когда он слышит слово «семья», какие возникают образы и связи в его подсознании. Всё это весьма важно, поскольку ХХIвек – век толерантного отношения ко всем культурам без исключения. Мир становится терпимым к инаковому сознанию и миро-представлению.
3) Языковой (лингвистика): своеобразие пословиц, поговорок и фразеологизмов позволяет более четко представить систему ценностных приоритетов носителей русского языка, так называемого русского сообщества.
С точки зрения культуры, актуальность темы статьи обусловлена также логикой развития представлений о семье в современной культуре, изменением понятия образа «семьи» в сознании общества. В данном случае имеет место процесс культурных трансформаций, в ходе которого одной из первоочередных задач становится поиск основания для дальнейшего развития культуры и общества. Подобные социальные трансформации подразумевают разрушение традиционных ценностей, разрушение культурных представлений, а вместе с тем стереотипов поведения гендерном и фамильном аспекте. В свете поставленных проблем изучение семьи как концепта дает возможность выявить взаимосвязь между реальностью и сознанием.
Для исследовательского материала статьи было взято понятие «семья», а именно его содержание, совокупность русских языковых средств в номинативном поле концепта. Предмет исследования – средства репрезентации концепта «семья» в русских пословицах, поговорках и фразеологизмах, особенности номинативного содержания единиц номинативного поля в концепте «семья».
Материалом для предварительного исследования были выбраны данные из толковых, синонимических, фразеологических и идиоматических словарей русского языка, а также сборники русских пословиц и поговорок, и крылатые фразы, высказывания из художественных произведений русской литературы. В качестве единицы исследования рассматривается текстовый фрагмент, в котором обозначена или выражена одна из (или несколько) сем концепта «семья».
Основными методами, которые были использованы в работе, являются описательный метод (наблюдение, обобщение, интерпретация); методы контекстуального, семантического анализа.
СООТНОШЕНИЕ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ. КОНЦЕПТ. ВОСПРИЯТИЕ КОНЦЕПТА «СЕМЬЯ» НОСИТЕЛЯМИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Ф.И.Буслаев писал: «Язык есть выражение не только мыслительности народа, но и всего быта, нравов и поверий страны и истории народа».
Русские языковеды начала XIX – XX веков проложили путь к новой науке - лингвокультурологии, хотя само понятие не было ещё сформулировано. Подробно начали рассматриваться всё больше нарастающие и возникающие проблемы взаимоотношений языка и культуры. Именно эти взаимоотношения воспринимались как результат столкновения языка и мышления на национальной специфике языка. В результате многочисленных исследований, была выявлена способность языка отражать действительность, закреплять результаты мыслительной деятельности, особенности общественного строя, порядков, обычаев, традиций того или иного народа. Наиболее активно исследования в области лингвокультурологии начали проводиться со второй половине ХХ века.
Вместе с возникшей проблемой взаимодействия языка и культуры, возникла проблема взаимодействия языка и общества. Современная наука о языке отражает два основных, весьма противоположных взгляда на проблему языка в его взаимоотношениях с обществом. Так, с одной стороны, язык находится в зависимости от общества лишь в той мере, в какой люди говорящие на данном языке, обычно сами живут в обществе. Следовательно, многие явления (билингвизм) как благоприятные или неблагоприятные условия обучения языку, богатство или бедность литературы на данном языке, рассматриваются как результат влияния общества на язык, на его состояние. С другой стороны, социальная природа языка обнаруживается во внешних условиях его бытования и в самой природе языка (его лексике, уровне развития его различных стилей, синтаксических возможностях и т.д.). Нередко связь между языком и обществом оказывается сложной, опосредованной. И все же нельзя сводить подобную связь лишь к внешним условиям существования языка. Зависимость языка от общества – это сложный и многоаспектный процесс. Разные социальные группы общества совсем несходно пользуются языком: у каждого своя манера выражать мысли и чувства, свои лексические и синтаксические приемы обращения с родным языком. Один и тот же язык может по-разному использоваться членами определенных слоев общества, в особенности в соотношении между литературной нормой и диалектами, в семантике политической терминологии, в степени привлечения арготических элементов языка и т.д.
Таким образом, в современной лингвистике язык рассматривается с двух аспектов: как инструмент коммуникации, и как механизм, который способствует накоплению, сохранению и трансляции культурно значимой для её носителей информации. Вопросы взаимодействия языка и культуры рассматриваются сравнительно недавно, однако уже имеются значимые труды таких известных авторов, как В. фон Гумбольта, А. М. Хайдеггера, А. А. Потебни и других ученых. Понятие концепта «семья» в ХХI кардинально меняется в ряде зарубежных стран, что обусловлено несколькими причинами:
- изменение образа «семья» в массовом сознании;
- процесс культурных и социальных трансформаций в отношении парадигмы «человек – семья - дом»;
- толерантность к новым социальным аспектам взаимоотношений.
Говоря о традиционной русской культуре, следует, непременно, обратится к истокам её зарождения. Необходимо помнить, на какой почве она взрастала. Стоит подробно рассмотреть устное народное творчество, поскольку именно народ является создателем и носителем определенных культурных ценностей, знаний и представлений об окружающей его действительности в данное конкретное время.
Именно поэтому был выбран соответственный материалом для статьи - пословицы и поговорки русского народа, а также фразеологизмы, взятые из книг русской литературы, т.е. выражения, которые впоследствии стали крылатыми фразами. Этот выбор обусловлен тем фактором, что наиболее полно передает восприятие и отношение человека, вне зависимости от национальности, к мировосприятию. Это запас знаний и опыта предыдущих поколений, элементы информации.
КУЛЬТУРА И ТОЛЕРАНТНОСТЬ В XXI ВЕКЕ.
Культура является фундаментальным понятием любой цивилизации, в том числе на её национальном и локальном подуровнях. Культура всякого народа важна, поскольку является основой идентификации нации и каждого отдельного человека. Сущность культуры двойственна. Она может объединять и разъединять, и эта её уникальность и двоякость лежит в основе всякой культурной традиции. Беспрецедентный виток глобализации в последнюю четверть века поставил новые вопросы, на которые все сложнее ответить, и отчасти приходится заново пересматривать само понятие «культура» в современном контексте. Сегодня культура – это инструмент, с помощью которого можно с многократной силой транслировать собственную систему ценностей. Это инструмент приспособления в глобальном мире, инструмент самозащиты, который дает возможность сохранить свою идентичность от катка унификации и единообразия. Культура ХХI века становится глобальной, и пытается охватить как можно больше стран, стирая границы, отличия и оригинальность. В наше время речь идет о противостоянии культур «запада» и «востока», и именно поэтому так остро встает вопрос о концепте «семья». Процесс культурных и социальных трансформаций в отношении парадигмы «человек – семья - дом» совершается с неимоверной скоростью. Толерантность к новым социальным аспектам взаимоотношений позволяет по-новому рассматривать уже знакомые концепты «дом», «любовь», «брак» и т.п. Отсюда и важность проведенного исследования, которое показывает, насколько полярными стали восприятия концепта «семья» у носителей русского языка и славянской культуры в целом, от носителей западно-европейских ценностей. В своей статье «Трансформация традиционных европейских ценностей в условиях глобализации» В. А. Лось писал: «Западная модель развития, для которой характерна генетическая экофобность, стала стремиться к повышению степени своей экофильности во всех, практически, сферах деятельности.» По утверждению ученого, мировоззренческие установки европейца, т.с. западного типа, основаны на христианском антропоцентризме, который и обеспечил исторический динамизм и эффективность западно-европейской цивилизации. Русская культура является наследницей славянской культуры и праславянских воззрений на окружающую действительность. В русской культуре тесно сплелись язычество и христианство. На этой базе формируются все остальные аспекты жизни русского человека. Язык в свою очередь, как утверждает В. А. Маслова, и есть условие для формирования культуры, её основа и продукт, выражающий особую национальную ментальность. Следовательно, язык отражает картину мира в психике человека. Образуется так называемая единица памяти, сформированная поколениями. Так появляется концепт. Соответственно, всякий концепт есть исторически сформированное представление о каком-либо предмете и явлении. Одно из таких понятий, концепт «семья», который был сформирован еще на почве древнеславянской культуры, а позже, с приходом христианства, крещением Руси, обрел несколько иной смысл.
«СЕМЬЯ» В ПОНИМАНИИ СЛАВЯН
Рассмотрим для примера концепт «семья» в восприятии древних славян. Не вдаваясь в подробности, вспомним, что славяне были язычниками, поклоняющимися богу Роду. Он – высшая личность, породивший всё вокруг(Явь и Навь), и всё ему подчинено. Семья для древних славян – это семя Рода, то есть «зернышки» Бога, которые засеяны в зримом мире (в Яве). Поэтому жизнь вне семьи для славян не имела смысла, такая жизнь рассматривалась как симуляция, обман. Ни одна форма жизни не может быть познана вне своего рода. Всякое небесное тело, природные богатства, звери, птицы и сам человек – все существуют и познаются только в рамках своих родов. Таким образом, всё, что находится вне рода, теряет свою идентификацию. Всякая личность вне рода перестаёт быть сама собой и теряет своё естество. Семья – звено рода. Это очень важный момент для понимания русского языка в целом, поскольку все слова русского языка относятся к одному из трех родов. Как же воспринимали славяне семью? Мировоззрение древних славян отстаивает традиционную парную семью, так называемый союз между мужчиной и женщиной, целью которого было продолжение рода. Важный момент, семья создается только по любви! Никто не имеет права навязывать человеку семью силой. Таким образом, формируется первое определение концепта «семья» - семя Рода, то есть то, что было порождено самим богом и то, что должно примкнуть к таким же «звеньям» Рода. В это время широко развивается устное народное творчество, создаются легенды о сотворении мира, и т.п. К этому времени можно отнести появление таких поговорок:
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
Семья крепка ладом
Не вскормивши малого, не видать и старого.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
Семейное согласие всего дороже.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Горшок на всю семью большой.
Всякий мирянин своему брату семьянин.
За общим столом еда вкуснее.
Русский человек без родни не живёт.
Духовное родство пуще плотского.
Согласье в семье — богатство.
Главной особенностью высказываний о семье с давних времен является единство. Для пословиц характерны такие употребления и сопоставления слов «семья – вся, вместе – на месте», а также сопутствующие и уточняющие слова «лад, вкуснее, большой». Таким образом, выражения как бы подводят к тому, что лучше быть вместе с кем-то, чем одному, и чем больше семья, тем лучше, ведь в «в большой семье за общим столом и еда вкуснее». «СЕМЬЯ» И ХРИСТИАНСТВО
С момента крещения Руси и приходом христианства, а именно православия, происходит трансформация концепта «семья». Уместно вспомнить о том ,что семья в христианстве ассоциируется с «венчанием», поскольку только венчание позволяет называть брачные отношения мужчины и женщины «семьей». В данном случае здесь действует подсознательное стремление соблюсти заповедь Божью – «плодитесь и размножайтесь» - закон Бога и Его заповеди превыше всего.
Даст Бог детей, даст и на детей
Муж и жена – одна сатана.
В вышеупомянутых поговорках продолжается тема единства, что муж и жена – это одно целое, и в этой целостности их гармония.
Очень интересны в данном аспекте изречения известных религиозных деятелей и философов, которые подчеркивают важность понятия концепта «семья» и выделяют его суть:
«Скрепляя брачный союз супругов и удерживая их от многого дурного, дети способствуют развитию в семьянине самоотвержения, любви к другим и взаимопомощи. Необходимость переносить труды и лишения для своей семьи препятствует развитию самолюбия и холодности; желание окружить свою семью возможными удобствами и безопасностью побуждает семейного человека сближаться с другими, с соседями и сослуживцами, пользоваться их услугами и помогать им, не ограничиваясь заботами только о своей семье. Сознавая, что благоденствие его семьи тесно связано с благоденствием окружающих его людей, он становится мягче, отзывчивее на нужды других и в нём является постоянная готовность по силам помогать им. Это расположение служить другим постоянно крепнет в нём; он уже любит своих соседей, односельчан, соотечественников; он считает своим долгом заботиться о благе общества, принести ему посильное добро и пользу – и при дальнейшем развитии этого доброго направления в человеке образуется тот высокий христианский нравственный характер, при котором сделать добро другому – лучше удовольствие, и человек не останавливается ни перед чем, когда нужна помощь и услуга ближнему». Диакон И. Розанов (XIX-XX вв.)
Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа. Митрополит Сурожский Антоний
Преподобный Серафим Саровский так говорил о важности «семьи»: «Радость моя! Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы».
Всё вышесказанное позволяет сделать предварительный вывод о том, насколько важен концепт «семьи» для всякого русского человека. Особенно важен он в том случае, когда речь идет о сравнении семьи с государством. И действительно, все наши навыки в общении мы постигаем, прежде всего, в семье. Именно в семье зарождаются наши привычки, представления о тех или иных вещах. Мы смотрим на окружающий мир не только своими глазами, но и воспринимаем его через сложившийся менталитет, память народа. Глава семьи – отец – отождествляется с Богом, который буквально содержит, питает и защищает всю семью. С его словом и мнением считаются, и не перечат его воли, какой бы она не была. Однако дополнительное условие для создания христианской, в частности православной семьи – венчание, иными словами муж и жена предстают в церкви перед лицом Бога и получают от Него благословение на создание семьи. На этом фоне уместно вспомнить поговорку «Что Господь соединил, человеку не разъединить». И снова речь идёт о единстве. Соответственно можно сделать предварительный вывод, что в понимании большинства русских понятие, концепт «семья» ассоциируется с единством. Второй момент, семья – это всегда хорошо, потому что вместе – хорошо! Большая семья – хорошо, потому что она находится под защитой Бога.
Подробно об исследовании факторов, оказавших влияние на формирование концепта «семья» и связанных с ним сопутствующих понятий, рассказывается в работах Н.А. Бердяева, А.Я. Гуревича, Г. Гачева, И.В. Кондакова и В.В. Лысенко. Перечисленные авторы рассматривали сущность этнокультурного менталитета и его особенности.
Для подробного ознакомления роли мифа и ритуалов в культуре славянского, а ныне русского народа, следует обратиться к таким выдающимся ученым, как А.Н. Афанасьева, А. В. Юдина и другие.
КОНЦЕПТ И ЕГО ПОНИМАНИЕ
В полной мере концепт «семья» можно понять, если обратить внимание на историческое развитие самого понятия «концепт», его предпосылки к формированию; подробно изучить представления разных культурных восприятий концепта «семья», например в китайской языковой картине мира, противопоставить восточное восприятие концепта «семья» западному.
Следует подробно разобрать понятие концепт в современной лингвокультуре. Концепт является частью когнитивной науки, которая в свою очередь является аспектом лингвистики. Когнитология неразрывно связана с проблемами соотношений мышления, сознания и я зыка с действительностью. Понятие концепта входит в так называемое понятие концептуальной сущности, отражающей концептуальную картину мира, а следовательно и языковую картину мира. Концепт непосредственно связан с языковой личностью, носителем языка, так как отражает его представления об окружающей действительности.
Итак, что же принято понимать под концептом? Концепт есть некий смысл, либо совокупность смыслов, которыми оперирует индивид в своей ментальной деятельности. Совокупность этих смыслов отражают опыт и знание индивида, которые хранятся в его сознании в виде особых ментальных структур. Соответственно концепты и есть ментальные структуры. Важно отметить, что по природе своей концепт может стать объектом исследования разных наук. В зависимости от той дисциплины, в которой он изучается, он соответственно и интерпретируется. Поскольку в данной статье обсуждается концепт как элемент когнитивной лингвистики, и является составной частью лингвокультуры, то и воспринимается данное понятие как «связующее звено» между идеальными сущностями, представлениями, с языковыми формами.
Одно из наиболее употребительных понятий «концепт» представляет концепт как пучок представлений об окружающей действительности: понятия, знания, ассоциации, переживания, которые существуют в сознании всякого человека, определяют его национальный характер, менталитет. Таким образом, все элементы формируют так называемую культурную среду человека. Иными словами, это глобальная единица мысли, формирующая структуру знаний. Концепт есть объект идеального представления окружающего мира, который отражает представления о существующей действительности.
Концепт, таким образом, рассматривается не только с точки зрения заключенной в нем ментальной информации о том или ином объекте, либо о явлении, действительности, а также как единица культуры. В этом плане изучение всякого концепта в культурологическом аспекте ( как ментальных культурно-специфических структур) представляется весьма важным для раскрытия их основного содержания.
Концептуально-культурологическое и лингвокультурологическое направления исследований, в рамках которых ставится задача выявления культурных концептов и способов их объективации, занимают важное место в отечественной науке. Число концептуально значимой лексики, с точки зрения культурологии, ограничено, так как не всякое явление реальной действительности служит базой для образования концепта. Рассмотрим основные критерии для выделения культурных концептов в лингвокультурологии.
В современной науке бытует мнение, что культурные концепты представляют собой понятия, выражающие ценности культуры, составляют её «метаязык», и таким способом выражаются абстрактными именами существительными, в конкретной статье таким существительным является слово «семья». На вербальном уровне такие концепты выражаются ключевыми понятиями языка и культуры. По мнению Н.Д. Арутюновой, при всей значимости подобных мировоззрений, сформировавших понятия, для каждого человека немногие могут раскрыть их конкретное содержание. То есть, даже носители языка не могут определить их точные дефиниции, и соответственно с трудом узнают их по словарям. Роме того, такие понятия нередко по-разному интерпретируются, что особенно заметно в произведениях литературы, философских рассуждениях и т.д. Именно это и является причиной того, что в русле всякой науки имеется свой взгляд на концепт, своя интерпретация и понятие концепта.
Как следствие, наличием в структуре концепта ценностного компонента является его вербализация большим количеством синонимов. Концепты часто становятся лейтмотивом пословиц и поговорок, выражающих конкретную идею. Часто концепт является темой художественных произведений. Например, роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина»:
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему… » С первых строк читатель понимает, что на первый план в роман выходит семья и семейные ценности, всё крутится вокруг семьи. Ответственность перед домочадцами, перед семьёй.
Таким образом, языковая картина мира всякой народности и национальности, отражает менталитет данного народа, и концепт, который является ментальной сущностью, соответственно, имеет специфические национальные черты. Эти национальные черты, в свою очередь, соотносятся с рядом факторов специфики того, или иного народа, общества: его мировоззрением, культурой, включающей в себя традиции, обычаи ,верования, и постоянно формирующиеся в ходе истории. Поскольку всякий человек начинается в семье, где формируются его представления, умения, способы «выживания», концепт «семья» остаётся ключевым в культуре, и в русской в частности.
Тысячелетняя история человечества, по сути, является временем освоения окружающего мира и взаимодействие с ним. Результатом подобного взаимодействия становится избыток информации, позволяющий формировать определенную систему восприятия, взгляд на мир и окружающие предметы, формирование взглядов и ценностей, определять нравственность.
ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПТА «СЕМЬЯ»: ОТ ЯЗЫЧЕСТВА К ХРИСТИАНСТВУ.
Прежде чем подробно изучить понятие концепта «семьи» в русской культуре, в понимании носителей русского языка, следует изучить многовековую историю русского народа, древних славян, их представления и мировосприятие, быт, в котором они жили, атмосферу, которая их окружала. Весьма важно отметить влияние религиозных воззрений славян на природные явления, на то, как они объясняли происхождение мира видимого и невидимого («явного и неявного»). Религия древних славян – язычество. Во главе пантеона богов стоял один верховный бог Род. Об этом в статье говорилось выше. Изначально славяне были кочевниками, однако со временем начали вести оседлый образ жизни. Охота заменяется земледелием. Славяне постепенно начинают возделывать земли, вести сельское хозяйство. Труд на земле становится для славян основным источником пищи, особенно в зимнее время. С другой стороны, сельское хозяйство становится весьма обременительно для одинокого человека. Такие обстоятельства являются одной из причин, почему человек решает вступить в отношения. Вдвоем работать гораздо легче, чем одному. Помимо прагматичных причин создания «семьи» существует религиозные причины. Так называемые воззрения славян на происхождение мира, верования в древних богов, сказываются на их отношении к понятию «семья». Постепенно, передавая информацию из поколения в поколение, русский человек закладывал фундамент в понятие «семья» для будущих поколений.
Семья восточных славян не слишком отличалась от традиционного уклада западных европейцев. В славянской семье не было четкого распределения на матриархат и патриархат, поскольку между мужем и женой всегда был лад, иными словами равноправие, которое подразумевало четкое разграничение обязанностей и равные права (естественно речь идет не о конвенции прав человека, а права социальные, равенство перед богами и другими людьми). Древние славяне считали себя детьми богов, и каждый человек был в своем доме, в своей семье схож с богом: так женщина была хранительницей очага, богиней в конкретной семье. Мужчина и вовсе был подобен главенствующему богу Роду, потому как от мужчины и начинался род. К женщине в древне-славянской семье всегда относились с почтением, уважением. Сама женщина должна была соответствовать своему положению – быть хранительницей очага, чтобы всё было подчинено порядку и содержалось в чистоте. Муж и дети у женщины всегда сыты и спокойны, дом убран, а сама она считалась источником теплоты и нежности. Её мужчина – подобен богу в своем доме и своей семье: он руководит, направляет, добывает еду, обеспечивает всем необходимым и защищает от опасности. Мужчина в основном трудился в поле, ухаживал за животными, а также упражнялся с оружием, поскольку в любой момент в дом, или в поселение, могла прийти беда. Мужчина в семье у славян - воин, защитник Рода, а значит и Родной земли.
Допустима ещё одна интерпретация слова «семья» - семь членов рода: прародители, дедушки и бабушки, родители, братья и сестры, и Я – конкретный индивид, центральное звено в представленной парадигме. Отсюда следует и тот факт, что для каждого человека очень важна связь со всеми поколениями, уважение к старости, проявление терпимости. С этим положением связаны некоторые поучительные притчи, рассказывающие о том, что поддерживать старость родителей есть обязанность каждого.
Воспитанием детей в славянской семье занимались как мужчина, так и женщина, наравне. Это очевидно, потому что ребенок должен получать энергию как от матери, так и от отца, в противном случае вероятны, образно выражаясь, «перекосы» в энергетической структуре, и как следствие – в личности, в эмоциональной оболочке. Ребенок, выращенный лишь одним из родителей – не полноценен, откровенно ущербен, что отражается на его характере и рано или поздно сказывается на жизненном пути. С другой стороны еще хуже, когда ребенок растет «сам по себе», как в большинстве современных семей. Такое чадо откровенно слабо и беспомощно, конечно – не в физическом смысле. В ребенке, не получившем достаточное количество родительской энергетики, вместо любви пестуется эгоцентризм, фактический синоним разрушения.
В тоже время нужно понимать, что славянская семья – это не три-пять человек, это в среднем человек тридцать-пятьдесят. И это если говорить в современных категориях. У наших Предков понятия «семьи» не существовало в принципе, было понятие Род, а род насчитывал в самом худшем случае несколько тысяч человек. Но в рамках данного материала мы рассматриваем традиционные взаимоотношения в пределах, грубого говоря, одного дома, где в идеале живут – муж, жена и порядка девяти детей. При этом парубок, ставший мужчиной (обычно в 21 год) начинал строить собственный дом. Хотя зачастую этот момент мог быть отложен на пять-семь лет, пока молодой член Рода не завершал обучение у собственного отца (чаще всего – родовому ремеслу). Для женщины минимальный возрастной порог для перехода в чужой Род в славянской традиции равен 16-и годам (момент, когда девушка перестает быть вестой, становясь «не вестой»).
Таковы основные традиционные положения славянского семейного уклада, разумеется – исконного, а не того, о котором повествуют современные учебники истории. Конечно, здесь представлена далеко не вся информация по искомому вопросу, которую можно почерпнуть из археологических, изобразительных и письменных исторических памятников (не все из которых, увы, широкодоступны на сегодняшний день). В последующих материалах мы еще вернемся к разговору о славянской семье, важно, чтобы наши читатели осознали главное. Славянская семья является неустанным стремлением к гармонии, где царит равноправие и четкое разделение труда, взаимопонимание, которое зиждется на любви и дружбе. Именно это наши Предки называли таким простым и нежным словом – лад.
С приходом на Русь христианства, резких перемен не произошло в понимании и восприятии слова «семья», однако поменялось отношение. Семья теперь – это союз, одобренный Богом. Поэтому важный этап в момент соединения – венчание, поскольку без венчания, семья считается не совершенной, и даже грешной. Главная цель всякого христианина – Царствие Божие, поэтому, вся его жизнь должны быть подчинены главной цели. Жить по закону Божьему и соблюдать заповеди, самая первая из которых – плодиться и размножаться. Таким образом, сам Бог велел человеку создавать семьи, но в то же время эти семьи должны получить благословение Бог, стать перед Его лицом, как бы говоря «мы - семья».
Однако времена меняются. Открываются новые горизонты. Люди общаются между собой, расширяя свой кругозор и взаимодействуют, вступают в отношения более тесные, чем межкультурная коммуникация. Так появляется новое поколение, которое несет в себе отчасти два полярных понятия тех или иных концептов, в данном случае «семья» и семейные отношения рассматриваются и воспринимаются по-разному. То, что считалось нормой двадцать лет назад, является неактуальным, а то, что было нормой в прошлом веке – устарело.
Понятие «концепт» приобретает особое значение в рамках современной парадигмы гуманитарного знания, осуществляет взаимодействие между человеком и культурой, выступает в виде представлений о культурных конструктах. Концепты обладают большой обобщающей силой и представляют собой преломление объективной действительности через призму культуры, сознания человека. Данное понятие приобретает в настоящее время философский статус, являясь универсалией. Концепт выступает в качестве фокуса, в котором сходятся различные подходы к изучению культуры: психологический, исторический, лингвистический, культурологический, логико-семантический.
КОНЦЕПТ «СЕМЬЯ» В КУЛЬТУРЕ РОССИИ И ЗАПАДА.
В культурной концептосфере русского народа концепт «семья» является фундаментальным, и существует в коллективном сознании, что обусловлено рядом исторических факторов, традициями, обычаями и верованиями древнего русского народа. В ХХI веке понятие «семья» стало объектом пристального внимания в современной культурфилософской мысли, и в контексте современной социокультурной ситуации стало разительно отличаться от общепринятых в развитом, западно-европейском обществе понятием. Такое противоречие, отчасти порождает конфликт, поскольку русский народ в частности, да и представители славянского общества, придерживаются традиционных взглядов на концепт «семья». Западно-европейский мир всё больше отходит от традиционного понятия семьи, в корне меняя его структуру, историю и смысл. Между тем налаживание межкультурных отношений требует от каждого человека на низком уровне, до государства на высоком, проявления толерантности к какой бы то ни было точки зрения. Именно поэтому так важно понять и осознать суть всякого концепта в восприятии носителя языка, чтобы в будущем не возникло недопонимания и недоразумений. Более того, современное западно-европейское общество, которое по-новому рассматривает концепт «семья» на международном уровне , формирует новую парадигму взаимоотношений внутри «семьи» и за её пределами. Выстраиваются новые понятия, приобретается новый смысл, идея.
В современной Европе формируются новые семейные ценности, которые идут в разрез со многими религиозными, социальными и традиционными представлениями о семье как таковой. Та семья, которая была привычна для прежнего поколения европейцев, претерпевает существенные изменения, трансформируется в нечто новое, неопределенное. Более того, рушится фундамент, заложенный поколениями, в понятие «семья». Сегодня уже не всякая европейская женщина стремится создать семью, а больше строит карьеру. Уже не так нужен мужчина, чтобы зачать ребенка, для этого можно обратиться в специализированное место и сделать ЭКО. Более того, в традиционное представление семьи не входит союз мужчины и женщины, поскольку свободный европеец имеет право вступить в брак с тем, с кем пожелает. Европейская семья сегодня разительно отличается от русской семьи.
ВЫВОД
Понятие «концепт» приобретает особое значение в рамках современной парадигмы гуманитарных знаний, что позволяет осуществить взаимодействие человека с культурой. Концепт выступает в виде представлений о составных частях культуры. Всякий концепт обладает содержательной силой и представляет преломление объективной действительности по средствам культуры и сознания индивида, носителя культурных ценностей. Сегодня данное понятие выходит на новый уровень и приобретает философский статус, поскольку является универсалией. Концепт равно фокус, где в одной точке сходятся различные подходы к изучению культуры: психологический, исторический, лингвистический, культурологический, логико-семантический.
Концепт «семья» является одним из наиболее значимых элементов культурной концептосферы России и русского народа. Более того, все народы, входившие некогда в славянское общество, одинаково воспринимают данный концепт на собственном ментальном уровне. Здесь уместно вспомнить и о родстве языков, народов, культуры. Концепт «семья» существует в коллективном сознании в виде совокупности представлений, образов, обусловленных спецификой национальной культуры. Интерес к данной теме исследования объясняется тем, что понятие «семья» стало объектом пристального внимания в современной культурфилософской мысли. В контексте современной социокультурной ситуации, отличающейся мировоззренческой противоречивостью. В полной мере раскрыть понятие концепта «семья» в лингвокультуре русского народа становится возможным при сопоставлении данного понятия с его восприятием иных культур. Однако для всякого русского человека, носителя традиционных культурных ценностей и мировосприятия «семья» - это единство, где у каждого своя конкретная функция, где царит равноправие и взаимопонимание.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Краткий словарь когнитивных терминов // Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. - М., 1996.
Бодуэн де Куртенэ И.А. Количественность в языковом мышлении // И.А. Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию. - Ч. 1. - М, 1963. C. 312.
Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004, №1. - С. 6-17.
Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - М, 1997. - С. 271.
Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика // АСТ, Восток-Запад - 2007, 315 с.
Лихачев Д.С. К?


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
138883
рейтинг
icon
3050
работ сдано
icon
1327
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
137758
рейтинг
icon
5837
работ сдано
icon
2642
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
92388
рейтинг
icon
2004
работ сдано
icon
1261
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
47 708 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
РГГУ
Огромное спасибо, Лилии!) всем рекомендую ее, задание выполняет раньше срока и на высшем у...
star star star star star
НГПУ
Исполнитель просто волшебный! Сделал работу досрочно, учел все пожелания и даже помог! Рек...
star star star star star
Казанский государственный аграрный университет
Выполнили заказ досрочно. В общении очень комфортный человек. Надеемся на дальнейшее сотру...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Высшей экономика

Презентация, Информационно Коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Срок сдачи к 28 апр.

только что

Проектирование по аис проката видеокассет

Курсовая, Методы и средства проектирования информационных систем и технологий

Срок сдачи к 30 апр.

3 минуты назад

Сделать задание практика 1 с 26 по 32

Другое, Патология

Срок сдачи к 27 апр.

4 минуты назад

Презентация по природной зоне

Презентация, Биогеография животных

Срок сдачи к 28 апр.

7 минут назад

10 страниц должны быть картинки

Реферат, анатомия

Срок сдачи к 27 апр.

7 минут назад
7 минут назад

Курсовая, Ветеринария

Срок сдачи к 27 апр.

7 минут назад

Чертеж по предмету «Строительные конструкции»

Чертеж, Строительные конструкции

Срок сдачи к 2 мая

8 минут назад

Редакция первой главы и введения, написание полностью второй главы и...

Диплом, Организация работы суда первой инстанции в административном судопроизводстве

Срок сдачи к 31 мая

9 минут назад

Доработка курсовой работы

Другое, Педагогика

Срок сдачи к 28 апр.

9 минут назад
9 минут назад

Развитие маркетинга инноваций на предприятии

Курсовая, Маркетинг

Срок сдачи к 10 мая

10 минут назад
10 минут назад

Сделать

Другое, Патология

Срок сдачи к 27 апр.

10 минут назад
12 минут назад

Рассчет корреляционной связи между двумя признаками

Лабораторная, Математические методы в психологии

Срок сдачи к 1 мая

12 минут назад

Отчёт о прохождении учебной практики

Отчет по практике, туризм

Срок сдачи к 29 апр.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.