это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1996431
Ознакомительный фрагмент работы:
Современная культура Санкт-Петербурга представляет собой уникальное явление, удивительно своеобразное и неповторимое, которое уверенно опирается на достижения прежних лет, на опыт и традиции предшествующих поколений. Оперы представляет собой уникальный вид музыкально-сценического искусства, который сочетает в себе музыкальное, театральное искусство, отчасти изобразительное. Как известно, город Санкт-Петербург негласно называют культурной столицей России, где особенно чтут культурные традиции и сохраняют верность авторитету выдающихся представителей музыкального искусства, ценят преемственность традиций.
Санкт-Петербург, как и любой другой крупный город, является специфической формой бытия национальной культуры, такой ее формой, в которой культура становится настоящей цивилизацией. Петербург является уникальным российским городом, «лицо» которого проявляется непосредственно в ярком своеобразии его культуры.
Так, по мнению историков русской музыки, Петербург уже в первой половине XIX века являлся самым интересным и богатым по культурным событиям город России. Функционировали три театра – Большой, Малый и Михайловский, в которых выступали как отечественные труппы, так гастролеры из разных стран Европы.
Так, уже на примере знаменитого оперного театра Санкт-Петербурга – Мариинского, можно говорить о том, что оперное искусство рьяно придерживается сохранению традиций, следованию пути, проложенному выдающимися представителями петербуржской школы. Как известно, всемирно известная петербургская школа оперной режиссуры, которая состоит из последователей и учеников выдающегося В. Мейерхольда, среди которых С. Радлов, Н. Смолич, И. Шлепянов, Э. Каплан и другие, трепетно сохраняет и поддерживает высокий культурный уровень своих предшественников. Исследователи отмечают, что на разных этапах развития театра оперное искусство стремилось к музыкально-сценическому синтетизму, особой поэтике оперного спектакля, который эстетизировал оперную условность как основу мифологического, почти мистериального мышления.
От 1990-х гг. жизни Мариинского расходятся лучи в прошлое и будущее, это так называемая середина исканий, тот узел вопросов, который позволяет многое прояснить в понимании природы оперного театра в целом. Работа Мариинского театра всегда отличалась своей живостью, подвижностью и подвижничеством, находясь всегда в поисках наиболее достоверного и яркого художественного воплощения и необычных открытий.
Создание оперного произведения в современной культуре Санкт-Петербурга постоянно корректируется выработанной веками эстетической традицией и практикой, составляющими некий непрерывный художественный контекст любой творческой идеи, вольно или невольно заставляя вступать в диалог с собою. Так, в калейдоскопе имен, творческих индивидуальностей, эстетических предпочтений и художественных эпох в таких гигантах складываются особые, характерные только для конкретного театра черты стиля, в конечном счете, определяя ту определенную нишу, которую занимает данный творческий организм, вписываясь в контекст современной культуры.
Основная проблема сегодняшнего состояния национальной культуры России – это повсеместное угасание традиционного культурного наследия в ситуации отсутствия преемственности. Остро данная проблема проявляется с уходом носителей культуры, воспринявших её в естественной среде ещё в ХХ веке, а также в ситуации постепенного сокращения этой традиции. Важно отметить, что сегодняшние потенциальные носители культуры, и даже самые лучшие из них, в основном, получают свои знания о музыкальной культуре, как правило, в искусственно смоделированных условиях (в рамках образовательного процесса, или же в рамках репетиционной работы в творческих объединениях). Поэтому сегодня особенно важна и как никогда актуальна задача обеспечения преемственных связей между поколениями носителей культуры и её восприемниками.
С точки зрения философии преемственность рассматривается, прежде всего, как процесс эволюции, потому преемственность – это объективная необходимая связь между новым и старым в процессе исторического и культурного развития.
Культурология же рассматривает преемственность как понятие, которое компеллируюется с такими важными понятиями, как «традиции» и «новаторство» (лат. traditio – передача, предание). Эти понятия являются соотносительными понятиями, характеризующими передачу от одного поколения обрядов, обычаев, взглядов, норм поведения, вкусов и другое. Важно заметить, что именно благодаря преемственности культура является органическим целым, настоящим достоянием человечества.
Так, согласно Большой советской энциклопедии, преемственность – это «…передача социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации и также усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой. Преемственность понимается как особый специфический механизм «памяти общества», который осуществляет накопление и также хранение культурной информации прошлого, на основе которой создаются новые современные ценности. Еще преемственность обозначает также всю совокупность действия традиций, воспроизводящих нормы социального поведения, характерные для исторически прошедшей общественной реальности».
М.С. Кагана в своей работе отмечает, что в духовной жизни Петербурга на протяжении всей его истории художественная культура и искусство занимали особое место. На современном этапе развития города можно отметить способность искусства быть самосознанием культуры, то есть гораздо раньше и полнее других форм духовной деятельности содержание протекающих в культуре процессов. На современном этапе развития истории это выразилось в ликвидации цензур и обретения художниками свободы творчества, которые породили небывалый размах художественно-творческой деятельности. Также важно отметить, что художественная жизнь города стала развиваться не только вширь, но и вглубь, реализуя дарованными ей социальными переменами ничем не ограниченную свободу творчества, что сразу же привлекло деятелей культуры и искусства к интенсивному развитию разнообразных стилей, течений, направлений. Однако следует отметить, что эта полученная свобода не может являться абсолютным благом, так как, наряду с подлинными художественными ценностями, созданием произведений высокого уровня, эта свобода открыла доступ в культуру также и всяческим проявлениям пошлости, безвкусицы, бездарности, которые часто скрываются за мнимым новаторством. Эта ситуация, связанная с произошедшими в обществе изменениями, позволила выдавать за индивидуальный стиль отсутствие профессионального мастерства, эпатировать оригинальностью формы, вовсе не обеспеченной оригинальностью мысли и чувства. Явное падение общего эстетического уровня искусства получило материальную опору в превращении художества в товар, его подчинение законам рынка в такой же мере, как всех других товаров, следовательно, рыночные отношения подчинили себе интересы творчества. В этом ситуация напоминает ту, что произошла на Западе в процессе становления капитализма. Конечно, описанная ситуация происходит не только в Петербурге, однако именно здесь подчинение творчества рынку ощущается особенно болезненно, так как вступает непримиримое противоречие с традиционным отношением петербургской интеллигенции к искусству.
Однако при многих противоречиях современной жизни города определяющим следует считать возрождение той духовной основы его исторического существования, которая и побудила Петра Великого создать новую столицу российского государства, ориентировав ее на освоение достижения европейской цивилизации, определила политику Екатерины Великой, сознававшей себя преемницей дел Петра, которая также воплотилась в творчестве Александра Пушкина, воспевавшего деяния Петра, которая определила формировавшуюся здесь идеологию «западников», которая позволила Федору Достоевскому, резюмируя спор «западников» со «славянофилами», вывести из анализа творчества Пушкина характерную черту русской ментальности – «всечеловечность» национального восприятия. Еще также возрождение той духовной основы исторического существования города получила своеобразное преломление в интернационализме русского марксизма, подавленного Сталиным и возрождающегося ныне в политику российского государства, символическим выражением которой стало по-настоящему интернациональное празднование 300-летия Петербурга.
Так, в разных исторических контекстах мировоззренческое качество петербуржцев называлось общечеловечностью, космополитизмом, интернационализмом, планетарностью, глобализмом, но суть его всегда оставалась неизменной – оно преодолевало стародавние изоляционистские идеи самодовольной «домостроевщины» и самообольщения мифической «национальной идеей», не жертвуя при этом, однако, национальной самобытностью.
Важно подчеркнуть переходный характер протекающих в городе на сегодняшний день процессов, и не совсем верного понимания властями самой сути феномена «Петербург» как уникального явления в жизни России.
Многогранность жизни города и неблагополучие в большинстве сфер его бытия в результате семи десятилетий господства советской власти и также бедствий, причиненных ему блокадой военных лет, делают необходимым решение множества задач, экономических, хозяйственных и многих других. Конечно же, важным является и решение вопросов в области культуры. Перспектива всей жизни «культурной столицы» России XXI века должна быть связана с созданием условий для расширенного воспроизводства петербургской интеллигенции, которая способна своим творчеством активно развивать доставшееся нам культурное наследие.
Традиции петербургской культуры и сохранившаяся в нем особая интеллектуальная атмосфера, которую любят и восхищаются многие выдающиеся культурные деятели других городов России и также других стран, дают вполне достаточно оснований для того, чтобы Петербург получил право заложить основы антропоцентристского типа культуры.
Таким образом, на современном этапе развития культуры в городе Санкт-Петербург, проблема преемственности является чрезвычайно важной и актуальной, так как, имея богатый культурно-исторический опыт и многовековые традиции, в современных условиях культура часто подвергается переосмыслению, неправильному трактованию, подмене мастерства и профессионализма дилетанством, нарочитостью, безвкусием. Нельзя забывать об опыте и традициях знаменитой, одной из лучших музыкальных школ в мире, законы которой помогают исполнителям и режиссерам воплощать на оперной сцене подлинные шедевры. Культурные традиции и преемственность должна стать той необходимой базой и основой, на которой будет дальше развиваться профессиональное оперное искусство Санкт-Петербурга, а дань традициям, уважение к опыту предшественников, использование их принципов и методов работы с музыкальным материалом должно стать фундаментом для раскрытия действительно талантливых и профессиональных музыкантов, настоящей опорой для реализации их возможностей в современных условиях. Именно поэтому проблема преемственности является столь важной и вызывает много дискуссий и споров.
Список литературы:
Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article092423.html. – (Дата обращения: 11.03.2020).
Каган, М.С. Град Петров в истории русской культуры : учебное пособие для вузов / М.С. Каган. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 515 с.
Мартишина, В.В. Принцип преемственности традиционной культуры как основное условие её возрождения в современной социокультурной среде / В.В. Мартишина // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Сборник докладов VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 4-х томах / Ответственный редактор И.Е. Белогорцева. 2018. Том 4. – С. 29-32.
Чепуров, А. Стиль Мариинской сцены / А. Чепуров // Мариинский театр. Оперные спектакли 1990-х гг. : сб. науч. ст. – СПб. : ГНИУК РИИИ, 2005. – С. 5-26.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Высшей экономика
Презентация, Информационно Коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Срок сдачи к 28 апр.
Проектирование по аис проката видеокассет
Курсовая, Методы и средства проектирования информационных систем и технологий
Срок сдачи к 30 апр.
Тема диплома: Физические основы рентгенографии при малых дозах...
Диплом, Физика
Срок сдачи к 12 мая
Редакция первой главы и введения, написание полностью второй главы и...
Диплом, Организация работы суда первой инстанции в административном судопроизводстве
Срок сдачи к 31 мая
Реализовать и исследовать генератор псевдослучайных чисел по алгоримту...
Курсовая, Программирование
Срок сдачи к 5 мая
Курсовые работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями
Курсовая, Менеджмент
Срок сдачи к 20 июня
Планирования работы предприятия в плановые и рыночные экономики.
Курсовая, Менеджмент
Срок сдачи к 6 мая
Профессиональная деятельность медицинской сестры при оказании медицинской помощи пациентам с фронтитом
Диплом, сестринское дело
Срок сдачи к 29 апр.
Рассчет корреляционной связи между двумя признаками
Лабораторная, Математические методы в психологии
Срок сдачи к 1 мая
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!