Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Современные технологии проведения музыкальных занятий для детей дошкольного возраста

Тип Реферат
Предмет Дошкольная педагогика

ID (номер) заказа
2124934

200 руб.

Просмотров
1272
Размер файла
1.75 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ И
ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность современных технологий на музыкальных
занятиях для детей дошкольного возраста…………………………………7
1.2. Познавательно-исследовательская деятельность на
музыкальных занятиях……………………………………………………...17
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАРЛА ОРФА
2.1. Методика Карла Орфа, как современная технология личностно-
ориентированного подхода к музыкальному обучению и воспитанию
дошкольников……………………………………………………………….19
2.2. Рекомендации по внедрению системы «элементарного
музицирования» Карла Орфа в традиционные занятия по музыкальному
воспитанию в дошкольном учебном заведении…………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………30

ВВЕДЕНИЕ

Современные реформаторские изменения образовательного
процесса в нашем государстве требуют существенно иного отношения к
ребенку, его образованности. Первоочередной задачей образовательного
процесса является «воспитание гражданина России, формирование
личности воспитанника, развитие его способностей и дарований» [21].
Потому общеобразовательное дошкольное учебное учреждение должно
не только дать базовые знания, но и научить их учиться на протяжении
всей жизни.
Наше настоящее выдвигает общественный запрос на воспитание
творческой личности самостоятельно мыслить, генерировать креативные
идеи, принимать смелые необычные решения и требует существенных
изменений в педагогической практике, музыкальной в частности,
инновационного направления. Отсюда ориентиром содержания
образования является развитие личности ребенка. Этому должно
способствовать применение инновационных технологий в контексте
личностно ориентированного музыкального обучения и воспитания,
которые бы обеспечивали возможность переноса акцента с изучения
самого предмета на его использование как средства формирования
личности учащегося, развития его самостоятельности, творческой
инициативы, стимулирование потребности в самосовершенствовании,
выявлении нравственной позиции, ответственности за учебный процесс.
«Фантазию и способность к переживанию следует развивать в
раннем возрасте. Все, что ребенок переживает, все, что в нем
пробуждено и воспитано, проявляется на протяжении всей его жизни»,
утверждает Карл Орф [20].
Гармоничное сочетание умственного и физического развития,
нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству –
необходимые условия формирования целостной личности. Природа
подарила человеку большие возможности по музыкальному развитию.
Но они «угасают», если не развиваются. Достижению этой высокой цели
во многом помогает правильная организация музыкального воспитания
детей. Музыкальное воспитание дошкольников – важное средство
формирования их личности и всестороннего развития. Музыка напрямую
влияет на эмоциональную сферу ребенка, стимулирует познавательную
активность, пробуждает творческие способности. Музыка сопровождает
ребенка всю жизнь.
Чувство любви к кому-то, к чему-то закладывается и развивается у
ребенка из-за его переживаний, из-за эмоционального отношения к тому
или иному явлению, человеку, предмету.
Каждый период развития ребенка является основой для
следующего и отличается ведущими реакциями и изменениями. Именно
дошкольный возраст является сенситивным периодом развития
личности, в котором создаются возможности для формирования
творческих способностей и интеллекта. От того, насколько качественно и
своевременно были использованы эти возможности, во многом будет
зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Так, мы видим, что многие нормативно-правовые документы
обращают внимание педагогов на важность музыкального воспитания
детей дошкольного возраста [15, 21]. В Федеральном государственном
стандарте дошкольного образования в России подчеркивается, что
ребенок должен уметь выявлять музыкальность, умение передавать
настроение, эмоции, чувства через музыкально-двигательную и песенное
творчество, музицирование; проявлять элементарные умения
музыкальной интерпретации, варьирования, импровизации [21].
В инструктивно-методических рекомендациях «Об организации
работы по музыкальному воспитанию детей в дошкольных учебных
заведениях» определена цель музыкального воспитания - «воспитание
гармонично развитой, эстетически и творчески направленной личности
ребенка под влиянием ценностей русского и мирового музыкального
искусства, развитие общей музыкальности, способностей музыкального
исполнительства и творчества, формирование элементарных основ
музыкальной культуры» [8].
Учитывая это, возникает вопрос относительно усовершенствования
учебно-воспитательного процесса, к поиску педагогами новых форм и
методов музыкального воспитания и обучения современных детей.
В современном быстро развивающемся мире, большую
актуальность приобретает вопрос гармоничного развития личности: как
помочь ребенку быть счастливым, реализуя в жизни свой природный
творческий потенциал, и чувствовать красоту окружающего мира и
радоваться ей? Мировая музыкальная педагогика сочетает многие
музыкально-педагогические системы и концепции из разных уголков
мира. Все они связаны одной целью – воспитание целостной, гармонично
развитой личности.
Задуманное полвека назад Карлом Орфом обучение детей музыке с
помощью импровизационного музицирования в полной мере является
тем, что у нас называется «личностно-ориентированным обучением»
[20].
Личностно-ориентированное обучение ставит сегодня в центр всей
образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации
природных потенциалов [6].
К. Орф отмечал, что музыкальное воспитание – это воспитание
творческой личности. Он считал, что для этого нет более надежного
пути, чем уроки импровизации, поэтому сделал акцент на развитии
воображения, независимости мышления, умении изобретать новые
необычные пути в решении проблем, которые возникают. Здесь
развивается и особое и необходимое человеку качество, которое можно
назвать импровизацией, дети должны верить в свои силы, не бояться
пробовать и ошибаться, варьировать, пока не будет найдено верное
решение [13].
Одной из главных идей музыкально-педагогической системы
Карла Орфа есть собственное детское творчество, которое создает
атмосферу радости, формирует личность, стимулирует развитие
творческих способностей у детей. Орф-педагогика – это особый тип
музыкальной педагогики, которую называют креативной. Она основана
на понимании неразрывности музыки, движения, слова, а также на
особой организации педагогического процесса, которая дает детям
возможность проявлять себя через игру на музыкальных инструментах,
создавать собственные танцевальные композиции, петь и
аккомпанировать себе [13].
Целью данной работы является анализ применения современных
технологий музыкального образования и воспитания для детей
дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Задачи:
1. На основе изучения психолого- педагогической, научно-
методической литературы раскрыть сущность современных технологий
на музыкальных занятиях для детей дошкольного возраста.
2. На основе изучения психолого- педагогической, научно-
методической литературы раскрыть сущность познавательно-
исследовательской деятельности на музыкальных занятиях.
3. Рассмотреть и описать уникальную методику Карла Орфа, как
современную технологию личностно- ориентированного подхода к
музыкальному обучению и воспитанию дошкольников.
4. Составить методические рекомендации по внедрению системы
«элементарного музицирования» Карла Орфа в традиционные занятия по
музыкальному воспитанию в дошкольном учебном заведении.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка используемых источников.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ И
ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность современных технологий на музыкальных
занятиях для детей дошкольного возраста.

В последнее время появилось много педагогических технологий в
воспитании дошкольников, но не все они вполне новые. Передовые
технологии часто хранят в себе много элементов традиционного. Умелое
сочетание и применение традиционных и инновационных технологий в
музыкальном воспитании помогут достичь желаемого результата.
Инновационные технологии включают в себя не только
современные технологии, но и стереотипные элементы образования,
доказавшие свою эффективность на протяжении педагогической
деятельности [2, с. 15]. Какие же инновационные и традиционные
технологии применяются в музыкальном воспитании дошкольника?
1. Здоровьесберегающие технологии;
2. Проектная деятельность;
3. Развивающие технологии (технология В.В. Емельянова
«Фонопедичный метод развития голоса», мнемотехника (технология
эффективного усвоения информации, игровые технологии));
4. Коррекционные технологии (логоритмика, музыкальная терапия,
цветотерапия);
5. Информационные технологии (использование информационно-
компьютерной технологии (ИКТ) на занятиях в детских дошкольных
учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами
организации занятий);
6.Познавательно -исследовательская деятельность (технология
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), концепция Карла Орфа
«Шульверк. Музыка для детей», технологии Т. Тютюнниковой
«Элементарное музицирование с дошкольниками»);
7. Личностно-ориентированные технологии (коммуникативные
танцы и игры, технологии музыкально-ритмического воспитания
(программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А.
Бурениной, нацеленная на гармоничное развитие личности, единства
духовного и физического) [2, с. 28].
Здоровьесберегающие технологии, используемые в музыкальном
воспитании:
1. Валеологические песенки. Большое внимание на музыкальных
занятиях уделяется воспитанию и развитию детских голосов [14]. Голос-
это своеобразный индикатор здоровья человека. Когда ребенок своим
голосом, которым разговаривает, поет свободно и легко, то голос сам
естественно развивается и укрепляется. Особую роль играет правильный
подбор голосовых упражнений, в том числе валеологических песенок с
которых начинаются все музыкальные занятия. Они готовят голосовые
связи к пению, развивают звуковысотный и ритмичный слух. Несложные
тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, трезвучия -
поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на занятии,
подготавливают голос к пению. Могут сопровождаться самомассажем
биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями и
звучащими жестами.
Как разминку перед пением, используют пальчиковые,
артикуляционные и дыхательные гимнастики. Пальчиковые и жестовые
игры интересны, и не требуют много времени (1,5 – 2 мин.), легко
запоминаются, выполняются по показу взрослого. Они позволяют
отдохнуть детям в течение малоподвижных видов деятельности –
слушание музыки, и в то же время не дают детям отвлечь свое внимание
от основного вида деятельности.
Дыхательная гимнастика – способствует развитию дыхательной
системы, и певческих способностей детей [12]. Дыхательная гимнастика
А. Стрельниковой имеет комплексное лечебное влияние на организм
человека. Основной комплекс дыхательной гимнастики включает в себя
упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Большой маятник»,
«Малый маятник», «Кошечка», «Обними плечи», «Ушки», «Повороты
головы», «Перекаты», «Шаги». На музыкальных занятиях используются
упражнения дыхательной гимнастики: упражнения на развитие
диафрагмально-брюшного дыхания; упражнения на тренировку
согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной
систем. Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные
процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, способствует
восстановлению центральной нервной системы; восстанавливает
нарушенное носовое дыхание.
Артикуляционная гимнастика способствует тренировке мышц
речевого аппарата, развивает музыкальную память, способствует
запоминанию текста песен, вниманию, развивает чувство ритма. При
отборе упражнений надо придерживаться рекомендаций учителя-
логопеда. В результате этой работы повышаются показатели уровня
развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная
память, внимание и мимика.
Оздоровительные и фонопедические упражнения – для развития
интонационного и фонематического слуха, а также для расширения
диапазона речевого и певческого голоса систематически используются
развивающие игры с голосом - это подражание звукам окружающего
мира [11]. Игры звукоподражательного характера помогают
сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и
звуковысотного направленности, а также у детей формируется
определенная непринужденность звукообразования, легкость и
полетность речевого голоса. Они способствуют укреплению хрупких
голосовых связок детей, и проводятся для подготовки их к пению,
профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, корректируют
произношение звуков.
Вокалотерапия или «целебные звуки». Система вокалотерапии,
включающая в себя работу мышц и голоса-хороший путь к хорошему
здоровью без применения лекарств.
Звук «А-А-А» - стимулирует работу легких, трахеи, гортани,
оздоравливает руки и ноги.
Звук «И-И-И» - активизирует деятельность щитовидной железы,
полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.
Звук «У-У-У» - усиливает функцию дыхательных центров мозга и
центра речи, устраняет слабость, вялость, и заболевания органов слуха
[11].
На музыкальном занятии использовать такие пропевания можно
как сигнал перед сменой вида деятельности, это способствует для
сосредоточения внимания.
Вокальная мимика – выражение эмоций в интонации, тембре,
ритме, вибрато голоса.
Игровой массаж и массажные упражнения Иосиро Цуцуми также
используются на музыкальных занятиях в детском саду [11]. Они
повышают защитные свойства верхних дыхательных путей и всего
организма, нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность
вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний
верхних дыхательных путей снижается. Массируя определенные части
тела, используют поглаживание, разминание, растирание и легкие
постукивания. Упражнения проходят эффективнее, если ребенок
разговаривает со своим телом, делает ему комплименты: «Мои любимые
ручки», «Какой чудесный носик!». Самомассаж по системе А. Уманской
– одна из самых эффективных методик укрепления здоровья, которая
подходит как для младенцев, так и для взрослых! Эта методика основана
на воздействии на девять биоточек организма [11].
Выполняя самомассаж определенной части тела, ребенок
воздействует на весь организм в целом.
Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать,
массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все
внутренние органы. На музыкальных занятиях пальчиковые игры
проводятся под музыку (попевки и песни сопровождаются показом ярких
иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра). Мелодия
подбирается с учетом возраста детей. Аккомпанировать можно на
фортепиано, на металлофон, ксилофоне, или использовать звучание
шумовых инструментов. Пальчиковые игры развивают речь ребенка,
повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к
рисованию, письму) [11].
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми для
развития не только языка, но и для музыкального воспитания [9].
Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым.
Средства музыкальной выразительности: ритм, темп, тембр, динамика,
артикуляция, форма – являются характерными и для речи.
Использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с
самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных
средств музыки, развивает эмоциональную выразительность речи детей,
и их двигательную активность. В речевых играх текст поется или
ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. К звучанию
добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение,
сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у
человека происходит при участии жестов, которые могут сопровождать,
украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое
музицирование пантомимические и театральные возможности. Речевые
игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми
выразительными средствами музыки. Эффективно влияют на развитие
эмоциональной выразительности речи детей, и их двигательная
активность.
Ритмопластика – способствует развитию личности дошкольника
средствами танцевально-игровой гимнастики [9]. В ней взаимосвязаны
физическое и музыкальное воспитание дошкольников. Основная цель
ритмопластики направлена на: укрепление здоровья, развитие опорно-
двигательного аппарата, профилактику плоскостопия, формирование
правильной осанки, развитие и функциональное совершенствование
органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной
систем организма, формирование навыков эмоционального выражения
движений под музыку, раскрепощенность и творчество в движениях.
Движение и танец помогают быстро и легко устанавливать дружеские
связи с другими детьми, что дает психотерапевтический эффект [9].
Релаксационные упражнения и игры по методике Д. Джекобсона.
Применяются в целях снятия физического и психического напряжения,
создание положительного эмоционального настроя, овладение
простейшими умениями коррекции собственного психосоматического
состояния [5, 20-26].
Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих
технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных
особенностей каждого ребенка и его интересов. И, конечно же, успех
занятий невозможен без совместной деятельности музыкального
руководителя и воспитателей, которые активно помогают, организуют
самостоятельное музицирование детей в группе [12].
2. Метод проектов, как педагогическая технология – это
совокупность исследовательских, поисковых, учебно-познавательных
приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате
самостоятельных действий ребенка с обязательной презентацией этих
результатов [12]. Проектный метод - это осуществление замысла от
момента его возникновения до его завершения с прохождением
определенных этапов деятельности. Знания, которые ребенок получает в
ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно
закрепляются в системе знаний об окружающем мире. Результаты
выполненных проектов должны быть оформлены в виде видеофильма,
альбома, доклада и тому подобное).
3. Развивающие технологии. Мнемотехника – искусство
запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих
запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования
искусственных ассоциаций [12].
Алгоритм разучивания текста песни по мнемотаблице: 1) Педагог
поет песенку под фортепианный аккомпанемент. Дети определяют
характер музыки, рассказывают о чем поется в песенке. Затем можно
использовать инструментальную версию песни в сочетании со слайдами.
2) Педагог поет песенку акапельно, меняя слайды соответственно тексту.
3) Педагог работает со слайдами в режиме «стоп-кадр», объясняя детям
значение каждой картинки. 4) Дети работают по картинкам,
восстанавливают текст песни. 5) Педагог вместе с детьми поет песню за
картинками, акапельно. 6) Педагог и дети исполняют песню,
сопровождая текст песни образными движениями (без показа картинок).
Варианты исполнения - акапельно, под фонограмму [12].
Мнемотаблицы и графические изображения используют в
музыкально-ритмических движениях, как вспомогательное средство для
различных перешеек или разучивания элементов танца.
4. Коррекционные технологии. Логоритмика – это система
движений в сочетании с музыкой и словом [7]. Занятия логопедическим
ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-
мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную
осанку. С помощью занятий логоритмики дети усваивают необходимые
знания в области метроритмики, музыкальной культуры, и музыкального
восприятия. Логопедическая ритмика тесно связана с методикой
музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на
повышение качества исполнения движения (выразительность,
ритмичность, четкость, координацию, плавность, слитность),
эмоциональная окрашенность движений музыкой содействует их
свободе и непринужденности. В основу логоритмики заложенный связь
слова, музыки и движения. Поэтому выделяются следующие
направления: 1. Связь речи с движением и музыкальным ритмом: 1)
развитие дыхания, голоса, артикуляции; 2) координация движений со
словом; 3) выразительность движений и речи; 4) воспитание
координации пения с ходьбой; 5) развитие воображения и творческих
способностей; 2. Развитие у детей основных движений: 1) контроль за
осанкой; 2) ходьба разных видов; 3) умение ориентироваться в
пространстве, правильно выполнять перестроение; 4) навыки
выразительного движения; 5) развитие мелкой моторики; 3. Развитие у
детей музыкально-ритмического чувства: 1) активизация внимания; 2)
умение показать характер ритма в движении и речи; 3) определение
чувства музыкального ритма [7].
Для определения связи речи с движением и музыкальным ритмом
детям предлагается: упражнения на развитие дыхания, способствующие
выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности
выдоха, его силы и постепенности.
Арттерапия – это буквально лечение «искусством». Это метод,
связанный с раскрытием творческого потенциала человека. Он помогает
решать следующие задачи: снизить эмоциональную тревожность;
повысить самооценку; развить коммуникативные навыки;
способствовать закреплению положительных реакций поведения [14].
Ритмодекламация-это ритмичное произношение текста на фоне
музыки. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи,
особенности ритмического рисунка, содержанием текста (так, стишок
про зайчика не должно произноситься в сопровождении медленной
мелодии в низком регистре, а для образа Медведя не подойдет
скачкообразное движение высоких звуков) [14].
Музыкотерапия способствует коррекции психофизического
здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную
(двигательные импровизации под соответствующий характер музыки
словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей,
успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон)
формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с
выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает
иммунитет детей, снимает напряжение, головную боль, и боль в мышцах,
восстанавливает спокойное дыхание.
Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня –
детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под
соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий и
свободной деятельности.
Психогимнастика предназначена для развития у детей навыков
концентрации, пластики и координации движений. Упражнения
сопровождаются текстом и музыкой, помогая детям лучше представить
тот или иной образ и войти в него. Создают позитивный эмоциональный
настрой, устраняют замкнутость, снимают усталость. В дошкольных
учреждениях используют психогимнастику по методике м. и.
Чистяковой, которая направлена и на обучение элементам техники
выразительных движений, и на использование выразительных движений
в воспитании эмоций и чувств, и на приобретение навыков в
саморасслаблении [11].
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими,
овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает
детям преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других,
снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Она состоит из таких элементов: мимические этюды; этюды и игры на
выражение отдельных качеств характера и эмоций; этюды и игры,
имеющие психотерапевтическую направленность на определенного
ребенка или группу в целом.
Этюды и игры на эмоции радости должны обязательно быть на
каждом занятии. Почти каждый этюд В Г. И. Чистяковой
сопровождается музыкой, которая может опережать его, помогая ребенку
войти в нужное эмоциональное состояние, или быть фоном, который
усиливает эмоции, образные представления детей, и снимает
психоэмоциональное напряжение.
5. Информационные технологии: использование информационно-
компьютерных технологий (ИКТ) на занятиях в детских дошкольных
учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами
организации занятий.
Предоставим больше внимания одной из современных технологий
обучения дошкольников – это технологии ИКТ (информационно-
коммуникативные технологии). Компьютеры уже давно стали
неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в детском саду представить
себе работу без них уже невозможно. Никого не удивляет, что много
детей с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них
это еще один источник информации и развития. И мы, педагоги, должны
идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых
технологий [4, с. 49-62].
В современной педагогике внедрение ИКТ осуществляется по
следующим направлениям: создание презентаций к занятиям; работа с
Интернет-ресурсами; использование готовых обучающих программ;
разработка и использование собственных авторских программ, сайтов [4,
с. 49-62].
Использование ИКТ очень важно не только для усвоения
музыкального материала, но и для активизации познавательной
деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитание
интереса к музыкальной культуре, формирование духовного мира.
Таким образом, мы рассмотрели современные технологии и
описали их значение для музыкального развития детей дошкольного
возраста.

1.2. Познавательно-исследовательская деятельность на
музыкальных занятиях

Одной из инновационных педагогических технологий в
музыкальном воспитании является теория решения изобретательских
задач (ТРИЗ) и методы развития творческого воображения [2]. Умелое
использование приемов и методов ТРИЗ успешно помогает развивать у
дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение и
мышление. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить
мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Воспитывать у детей качество творческой личности, способной понимать
единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие
проблемы. Но ТРИЗ в музыкальном воспитании развит недостаточно,
хотя методы ТРИЗ (метод системного оператора, метод кодирования
информации, творчество, метод «маленьких человечков», метод эмпатии
и т. п) благодаря своей гибкости успешно применяется и с интересом
встречается дошкольниками всех возрастов [2].
Ассоциативная аналогия «Что с чем связано?» [10]
Цель: развивать самостоятельность мышления, способствовать
проявлению эстетических чувств и желание общаться с музыкой.
Пособия: карточки с ассоциативными аналогиями.
Ход игры: дети, получив карточку, должны определить
ассоциативные аналогии между объектами, изображенными на ней. Так,
если на карточке – изображение дирижера, солдат, симфонического
оркестра и барабана, то им необходимо связать между собой
изображения солдат и барабана, симфонического оркестра и дирижера.
Если на карточке изображена Крокодила Гена, гитара, барабан и
гармошку, то нужно связать Крокодила Гену с гармошкой. Если данные
изображения инструментов симфонического оркестра и оркестра
народных инструментов, то нужно объединить эти инструменты,
согласно их принадлежности к того или иного вида оркестра. Похожих
заданий можно придумать множество, исходя из поставленных вами
задач) [10].
Таким образом, познавательно- исследовательская деятельность
музыкальных на занятиях успешно помогает развивать у дошкольников
изобретательскую смекалку, творческое воображение и мышление.
Одной из исследовательских технологий является технология ТРИЗ
(Альтшуллер Г.С.). Цель данной технологии развить фантазию детей,
научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Данная технология является эффективной и ее следует применять на
музыкальных занятиях с дошкольниками.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАРЛА ОРФА
2.1 Методика Карла Орфа, как современная технология
личностно- ориентированного подхода к музыкальному обучению и
воспитанию дошкольников

Карл Орф – известный немецкий музыкант, педагог, композитор
ХХ века. Его система начального музыкального воспитания известна во
всем мире. Она направлена на развитие природных музыкальных
способностей детей и на гуманное отношение к ним [13].
Новаторство немецкого педагога и композитора особенно
проявилось в продуманном использовании «элементарной музыки».
Какой смысл вкладывался им в это понятие? Прежде всего, слово
«элементарный» означает: первоначальный, начальный, самый простой,
главный. Элементарная музыка - это совсем не примитивная музыка, она
опирается на те народные музыкальные и языковые источники, давшие
ей начало. «Элементарная музыка - это не музыка сама по себе: она
связана с движением, танцем и словом; ее нужно самому создавать, в нее
нужно самому включаться не как слушателю, а как ее участнику», -
писал К. Орф [19].
Элементарная музыка, элементарный инструментарий,
элементарные словесные тексты стали для К. Орфа главными средствами
воспитания детей. Он писал: «Элементарная музыка, слово и движение,
игры и все, что пробуждает и развивает духовные силы, создают основу
для развития личности, основу, без которой мы придем к душевному
опустошению. Фантазию и способность к переживанию следует
развивать в раннем возрасте. Все, что ребенок переживает, все, что в ней
пробужденно и воспитано, скажется на протяжении всей его жизни» [16].
К. Орф пришел к выводу, что если музицирование проводить на
классических музыкальных инструментах, то овладение сложной
техникой игры на них потребует значительных усилий, длительных
упражнений, непременно отвлечет внимание детей от музыки,
импровизации. Он отдал предпочтение элементарным инструментам,
которыми дети могли сравнительно легко овладеть. В состав орфейского
детского оркестра входят мелодические ударные инструменты
(металлофоны, ксилофоны), не мелодические ударные инструменты
(детские литавры, барабаны, тарелочки и тому подобное), простые
духовые инструменты, близкие к народной флейте (блокфлейты разного
диапазона), смычковые инструменты для игры на «пустых» струнах [20].
Отметим мягкость, чистоту и приятность звучания орфейских
инструментов, разработанных им совместно с музыковедом К. Заксом.
Творческим импровизациям детей должна способствовать опора на
движение и игру на элементарных музыкальных инструментах, на речь,
музыкальную декламацию и пение. Особое внимание композитор уделял
слову - элементу речи и поэзии, его метрической структуре, мелодико-
интонационной произношению и его звучанию (светлом или тусклом,
прозрачном или насыщенном тому подобное). В единстве слова, жеста и
мелодии он усматривал первооснову музыки [18].
К. Орф считал, что личность нельзя воспитать на случайном и
произвольном материале. По его мнению, лучшим материалом для
воспитания детей есть детские считалки, дразнилки, поговорки,
скороговорки, колыбельные песни, колядки, веснянки и тому подобное
[19]. Сегодня в западной музыке соответствие системы и материала
музыкального воспитания современной композиции коренным образом
нарушена. Нет такой системы музыкального воспитания публики,
которая кратчайшим образом привела бы ее к пониманию экспериментов
неоавангарда. Все же сохранившиеся в обиходе системы традиционные и
для новейшей музыки неэффективны.
В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт
использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью
активизации музыкального развития. Автор программы «Играем в
оркестре по слуху» М. Трубникова отмечает, что у дошкольников при
индивидуальном обучении достаточно легко может быть сформирована в
деятельности подбора мелодии по слуху на музыкальных инструментах
[20, 16]. Т. Тютюнникова создала программу элементарного
музицирования по системе Карла Орфа, синтезируя в условиях
музыкально-игрового общения ритмично звучащие жесты, движения и
мелодекламацию или пение с добавлением несложного аккомпанемента
на орфейских инструментах [16, 20].
Задачи музыкального воспитания по К. Орфу – стимулировать и
направлять творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в
процессе индивидуального и коллективного музицирования [20].
Основой музыкальной концепции Карла Орфа является активизация
музыкальной деятельности детей через их музицирование (создание
собственной музыки) [19]. Он предпочитал элементарные инструменты,
которыми дети могли сравнительно легко овладеть.
Основной принцип работы по системе К. Орфа – использование во
время музицирования «озвученных жестов» - так называемых «звуков
тела»: аплодисментов, ударов, притопов тому подобное. Все «звучащие
жесты» нужны для своеобразного сопровождения в речевых
упражнениях, в пении, в музицировании на детских музыкальных
инструментах. Голоса и артикуляционный аппарат детей тоже, как и
инструменты, могут служить для создания различных звуковых
эффектов: шипение, кряхтение, тиканье языком, вдохи-выдохи,
фонемные слоги (ш – «ша», х - " ха " и др.) [20].
Увлечение детей таким музицированием, их желание играть и петь
настолько сильное, что они не замечают большой учебной работы,
которую проводят с ними в процессе музицирования.
В музыкальной эстетике под музыкальной культурой общества
следует понимать единство музыки и ее социального функционирования
[20]. Это сложная система, объединяющая музыкал


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
140133
рейтинг
icon
3053
работ сдано
icon
1328
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
138198
рейтинг
icon
5838
работ сдано
icon
2643
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
93478
рейтинг
icon
2008
работ сдано
icon
1262
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
52 102 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
Московский Государственный Университет им.Ломоносова
Работа получилась замечательная! Второй раз обращаюсь к Ксении, и я явно не последний. Луч...
star star star star star
ВГТУ
Наталье огромное спасибо. Она меня спасла. Все сделано правильно и грамотно. Заказ выполни...
star star star star star
КГПУ
Так случилось что работа ушла на проверку после выставления оценки, так что о качественном...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

То и ремонт рабочего оборудования экскаватора...

Диплом, Устройство экскаватора

Срок сдачи к 15 июня

1 минуту назад

Задание -3- Изучите структуру сопроводительного письма о приеме на...

Контрольная, Иностранный язык в профессиональной деятельности

Срок сдачи к 10 мая

1 минуту назад

Решить 3 задачи по гидравлике

Решение задач, Гидравлика

Срок сдачи к 12 мая

5 минут назад

Найти информацию на 2-3 страницы

Поиск информации, Журналистика

Срок сдачи к 7 мая

9 минут назад
10 минут назад

Лабораторная работа 8-9 Вариант 19

Лабораторная, Программная инженерия

Срок сдачи к 12 мая

10 минут назад

Нужно сделать мат модель

Другое, Электроника

Срок сдачи к 13 мая

11 минут назад

Решить две задачи

Контрольная, Финансовая математика

Срок сдачи к 14 мая

11 минут назад
11 минут назад

Дипломная работа

Диплом, Психология и педагогика

Срок сдачи к 20 мая

11 минут назад

тема

Диплом, Банковское дело

Срок сдачи к 14 мая

11 минут назад

сделать анализ фонограммы

Другое, звукорежуссура, искусство

Срок сдачи к 11 мая

11 минут назад

Выполнить работу,предоставив графики и расчеты.

Контрольная, Финансы и кредит

Срок сдачи к 10 мая

11 минут назад

Решить 6 заданий по высшей математике

Решение задач, Высшая математика

Срок сдачи к 12 мая

11 минут назад

Организация питания на заводе на 80 посадочных...

Диплом, Технология общественного питания

Срок сдачи к 15 мая

11 минут назад

Написать курсовую по Гражданскому праву

Курсовая, Гражданское право

Срок сдачи к 12 мая

11 минут назад

Сделать анализ и рассчитать показатели

Контрольная, Финансы и кредит

Срок сдачи к 11 мая

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.