Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


задание

Тип Доклад
Предмет Культурология

ID (номер) заказа
3745540

300 руб.

Просмотров
507
Размер файла
15.92 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Географическое положение. Татарстан расположен в
центре Европейской части России на Восточно-Европейской равнине, в месте
слияния двух рек — Волги и Камы. 
Высшая точка Татарстана — возвышенность Чатыр-Тау.
Территория республики представляет собой равнину в лесной и
лесостепной зоне с небольшими возвышенностями на правобережье Волги и
юго-востоке республики. 90 % территории лежит на высоте не более 200
метров над уровнем моря.
Обычаи и обряды. Обряды бывают календарного и семейного толка.
Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая и т.д.) и
проводятся каждый год в примерно одно и тоже время. Семейные обряды
проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье
изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других
ритуалов.
Праздники, гуляния. Татарские традиции и обычаи включают в себя
внимательное и почтенное отношение татар к национальным праздникам.
Самые главные из них официально закреплены и отмечены выходными
днями. К ним относятся исторически сложившиеся – День Республики и
День Конституции Татарстана, а также национальные – Сабантуй, Курбан-
байрам, Науруз и другие.
Ислам имеет огромное влияние на общественную жизнь татар и
поэтому татарский народ делит все праздники на религиозные, они носят
название «гаете» – например Ураза гаете – праздник в честь окончания

поста, или Корбан Гаете праздник жертвоприношения, и светские или
народные «байрам», означающий «весенняя красота или торжество».
Жители региона считают своим религиозным долгом соблюдать пост
во время девятого, священного месяца мусульманского календаря, который
называется Рамаданом. Пост – одна из множества опор ислама. По сути, этот
месяц есть не что иное, как период для самоочищения верующего как в
физическом, так и в духовном плане. Пост (или же соум) предполагает
воздержание от приёма пищи, жидкостей, употребления алкоголя, курения,
интимных контактов. Запрет на это длится от рассвета до заката каждого дня
священного месяца. Все указанные меры должны подтолкнуть верующего к
отречению от греховных намерений и дурных замыслов.
Соблюдать соум обязаны все взрослые и здоровые мусульмане вне
зависимости от пола. Послабления в посте могут получить лишь
путешественники, а также женщины (по причине месячных или кормления
грудью). В качестве отплаты за поблажки они должны как-либо помочь
другому постящемуся. Татарские традиции чтят соблюдение поста.
Заканчивается Рамадан масштабным праздником под названием Ураза-
байрам.
Следующим месяцем после Рамадана является Шавваль. Первый же
его день – это праздник Ураза-байрам, торжество по случаю окончания
поста. В этот день верующий наконец-то дожидается такого долгожданного
разговенья после изнурительного поста. Как и другие религиозные татарские
праздники, Ураза-байрам представляет собой в первую очередь одну из
ступеней самоочищения для верующего и способствует становлению
крепких семейных уз. В этот день принято собираться одной большой семьей
и проводить так время с утра до вечера, ведь по древним мусульманским
поверьям, на эту встречу приходят и души умерших родственников.
В целом праздник отмечен очень радостным оттенком, всеми
возлагаются надежды, что Ураза-байрам принесёт им счастье и достаток на
весь будущий год. В день разговенья положено устраивать различные

увеселительные мероприятия, а в городах проводятся ярмарки с активной
торговлей.
Курбан-байрам отмечается ежегодно с 10 по 13 день мусульманского
месяца Зуль-Хиджжа. В его основе лежит окончание Хаджа – священного
исламского паломничества к религиозным святыням. Праздник этот
подразумевает под собой жертвоприношения в угоду Аллаху. Курбан-байрам
– самое крупное религиозное торжество не только в Татарстане, но и по
всему мусульманскому миру.
Этот праздник уходит к жизнеописанию из Корана одного из пророков
– Ибрахима. По легенде, однажды Всевышний приготовил ему испытание: в
качестве доказательства своей любви к нему Ибрахим был обязан принести в
жертву небесам своего любимого сына, Исмаила. Ибрахим был непоколебим
в своей решимости выполнить этот приказ, а потому Всевышний, поверив в
намерения пророка и не пожелав смерти его отпрыска, позволил оставить
Исмаила в живых, а вместо него принести в жертву животное.
С тех пор мусульмане в честь подвига Ибрахима на Курбан-байрам
совершают обряд заклания животного. Смысл этого ритуала состоит в
следовании образцу одного из наиболее известных религиозных пророков,
который во имя любви ко Всевышнему был готов на самую большую жертву.
Мясо животного после приношения обычно делят на три части. Одна идёт
страждущим, другая – семье верующего, а третью каждый мусульманин
может оставить себе.
Одним из самых значительных доисламских праздников считается
праздник плуга Сабантуй, который проводится весной и символизирует
окончание посевных работ. Кульминация торжества - проведение различных
соревнований и состязаний в беге, борьбе или скачках на лошадях. Также
обязательно угощение для всех присутствующих – каша или по-татарски
боткасы, которая раньше готовилась из общих продуктов в огромном котле
на одном из холмов или пригорков. Также на празднике было обязательным
наличие большого количества крашеных яиц для того, чтобы их собирали

дети. Главный праздник Республики Татарстан Сабантуй признан на
официальном уровне и проводится каждый год в Березовой роще поселка
Мирный, что под Казанью.
Новруз Байрам - 21 марта, праздник весеннего равноденствия,
древнетюркский новый год. "Новруз" переводится как "Новый день". Новруз
является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение
связано с возникновением земледельческого календаря. Праздник,
символизирующий приход весны и являющийся точкой отсчета нового года
по лунному мусульманскому календарю. Новруз – это один из самых
любимых праздников татар. Он означает «новый день» и связан с днем
весеннего равноденствия, который начинается в первый день первого месяца
солнечного года, в тот момент, когда Солнце входит в созвездие Овна. В
целом, каждый элемент новогоднего стола имеет духовный и священный
смысл. Но главный смысл празднования Навруза – это встреча Нового года в
кругу семьи.
На праздничный стол складывали круглые лепешки из пшеницы,
ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В
Навруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных,
продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк -
блюдо из пророщенных ростков пшеницы. Коз Умясы - ("Гусиное перо")
древний татарский молодежный праздник, когда татарские молодые люди и
девушки за работой (совместным ощипыванием гусей - отсюда и название)
присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить
отношения и создавать семьи.
Традиции. Следуя семейным традициям, дом у представителей данного
этноса обязательно должен быть поделен на две части. Первая
предназначается для женщины, обязательно включая печь для приготовления
еды, а вторая является мужской половиной.

Именно здесь принимаются важные гости, а напротив входа
располагаются нары, считающиеся самым почетным местом в доме. Если
жилище позволяет, то мужчина и женщина живут в отдельных комнатах. В
противном случае, части отделяются друг от друга перегородкой или
ширмой. Этикет гласит, что заходить на территорию друг друга можно
только в случае необходимости и спросив разрешения.
Из-за того, что ранее в жилище практически отсутствовала мебель, то
во время приема пищи или семейного собрания, татары располагались на
коврах, постеленных на пол. Здесь тоже придерживались особого этикета,
который до сих пор распространен в некоторых семьях. Мужчины должны
были сидеть в позе лотоса, а женщины поджав под себя одну ногу, а ступней
второй ноги упершись в пол и пододвинув колено к груди.
Огромное значение придается отношениям с родственниками, как по
своей линии, так и по супружеской. Особенно чтятся самые старшие члены
семьи, которые являются воплощением мудрости и знания. Раньше этикет
татар отличался особой строгостью и дисциплиной.
Например, женщинам не разрешалось принимать пищу вместе с
мужчинами, а в более состоятельных семьях, даже покидать жилище без
сопровождения. Касательно старших родственников мужа, жена не имела
право называть по имени, появляться без головного убора, в откровенной
одежде и с открытым лицом.
На данный период среди татар может быть распространен семейный
этикет как по старому образцу, так и более щадящий. В некоторых семьях
уже давно начали отходить от привычных татарских традиций и обычаев,
отказавшись, например, от разделения жилища на две половины. Но
большинство продолжают их соблюдать, не нарушая перечисленные устои.
Не все обряды у татар связаны с торжеством и празднованием. Если в
семье случается скорбное событие, то прощание с умершим родственником
проходит по давно установленной традиции. Сначала необходимо обмыть
покойного. Это делают люди одного с ним пола. Затем облачают в

специальную одежду — кафенлеу. Она представляет собой ткань, зашитую
вручную на теле покойного. Для этого берут белую ткань, длина которой для
мужчин составляет 17 метров, для женщин — 12 метров.
Хоронят обычно сразу в день смерти. На погребении присутствуют
только мужчины. У мусульман не принято хоронить в гробу, поэтому для
того, чтобы донести умершего до кладбища, используют специальные
носилки. На мусульманских погостах могилы направлены с севера на юг, их
роют строго в день похорон. Традиция класть покойного головой на север, а
ногами — на юг связана с подобным расположением святых мест мусульман
— Мекки и Медины. В могиле устраивают углубление, в которое трое
близких родственников-мужчин укладывают тело. По традиции, на него не
должна попадать земля. Поминки устраивают на 3, 7, 40 день и год. В первую
дату гостей мало. Это в основном пожилые мужчины, на седьмой день
приглашают женщин. На сороковину и год со дня смерти помянуть
покойного приходят все желающие.

Свадьба является важнейшим событием в татарских семьях, поэтому
практически всегда празднуется с большим размахом. Дата намечается
заранее для того, чтобы успеть завершить все приготовления и достойно
провести торжество.
Самым первым этапом является сватовство и переговоры родителей со
стороны жениха и невесты. Татарские традиции и обычаи предполагают
довольно строгие правила, где новобрачные играют не такую значимую роль,
как их отцы и матеря. Именно они одобряют брак, обсуждают все нюансы
свадебного торжества, делят бюджет.
При этом на таком семейном сборе не обговаривается приданое
невесты, а остается в секрете. Только после этого новобрачные узнают о
результатах переговоров родителей и установленной дате бракосочетания.
Организация свадебного торжества и подготовка занимает минимум
месяц. За это время жених должен успеть купить подарки невесте, ее родным

и всем близким родственникам, которые приглашены на праздник. Невеста
же вместе с родителями продолжает готовить приданое, которое в татарской
культуре имеет важнейшее значение.
Из-за того, что праздник длится не один день, многие семьи
предпочитают устраивать его у себя дома, но только если позволяют
просторы жилища. Татары не любят скованность и тесноту, поэтому в
противном случае, предпочтут не экономить на ресторане.
Касательно украшений, то чаще всего сочетаются классические
свадебные – воздушные шары, панно из цветов, серпантин, — вместе с
традиционными для татарской культуры. Это могут быть скатерти с
разнообразной вышивкой, подушки, коллажи, посуда с характерным
орнаментом.
Огромное внимание уделяется нарядам новобрачных, которые строго
подбираются в соответствии с традициями Татарстана. Образ жениха не
особо отличается от привычного европейского типа – обязателен черный или
темно-синий костюм, белая рубашка и галстук. Но обязательным является
национальный головной убор – тюбетейка.
Татарские традиции и обычаи включают в себя множество
разнообразных мероприятий, которые сопровождаются музыкой и песнями.
Они, в свою очередь, делятся на лирические и эпические.
В лирике наиболее распространены протяжные песни, благодаря
которым сразу узнается своеобразный татарский мотив. Этот жанр
формировался в течении многих веков и в итоге стал настоящим
музыкальным наследием. Тексты чаще всего имеют романтическую
направленность, но также могут быть посвящены природе, родителям, дому.
Короткие напевы противопоставляются протяжным и представляют из
себя сочетание ритмичной музыки и четкого текста, чаще шуточного или
любовного содержания. Деревенские напевы являются промежуточной
формой между двумя перечисленными. Название им дано из-за отсутствия
закрепленных текстов, которые могут незначительно изменяться.

Несмотря на то, что после 1917 года началось стремительное
вытеснение народных песен советскими хитами, татарам в итоге удалось
сохранить свое музыкальное наследие. В современном мире представители
этого этноса продолжают уделять достаточно внимания своей национальной
музыке, принимая участие в разнообразных фестивалях и концертах.
Костюмы (женские и мужские). Народный костюм является
неотъемлемой частью татарской культуры. По нему можно узнать о
приблизительном возрасте человека, его характере и увлечениях. В ходе
исторического развития сложился признак, который является общим для
мужчин и женщин – трапециевидная форма национального костюма.
Татарский национальный костюм, помимо того, что он состоит из
рубахи, распашного халата и шароваров, имеет еще одну особенность: он
шьется в довольно ограниченной цветовой гамме. В основном, это
вишневый, синий, белый, желтый и зеленый цвет.
Для наряда, головного убора и обуви характерно обильное
использование декора. Обычно, это вышивка золотыми нитями, бусинами,
монетами. Традиционным орнаментом для вышивки является растительный.
Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной
спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом)
камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и
украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола
мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым
воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще
тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время
года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы. 

Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал
информацию о возрастном, социальном и семейном положении его
обладательницы. Девушки носили мягкие белые колпаки, тканые или
вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали
легкие покрывала, шелковые шали, платки. Носили также налобные и
височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами,
подвесками. 
Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой
традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос,
закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания
фигуры и прикрывать лицо. В XIX веке на смену покрывалу пришел платок,
универсальный головной убор практически для всего женского населения
России. Однако женщины разных национальностей носили его по-разному. 
Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и
завязав концы на затылке – так его носят и сейчас. 
Наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в
женском костюме, в силу эмоциональности женщин и их внутренней
потребности к красоте. При всей цветовой экзотичности он не выпадает из
общей мировой тенденции моды: стремление к приталенному силуэту, отказ
от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного
волана, использование в отделке объемных цветов, позументов,
драгоценностей. Для одежды татар характерен традиционный
трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие
вышивок, применение большого количества украшений. Издавна татары
ценили мех диких зверей – черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра.
Костюм представляет из себя рубаху, у мужчин до колен, у женщин до
щиколоток, и штанов. В зависимости от достатка, могут использоваться
различные материалы для пошива костюма. Женские же рубахи-туники часто
украшаются лентами, вышивкой и кружевом.
Так как головной убор в культуре татар обязателен, то ему уделяется
особое внимание. В мужском гардеробе обязательно присутствует домашний
и выходной.
К первому типу головного убора относится тюбетейка, которая
представляет из себя небольшую шапочку, надеваемую на макушку.
Уже поверх нее носится «верхняя» шапка, шляпа или чалма. Для
девушек, не состоящих в браке, наиболее распространен калфак,
конусовидная часть которого отбрасывается за плечо.
Замужние женщины должны носить уже совершенно другой головной
убор. Он более объемный за счет того, что помимо головы и волос еще
закрывает шею, плечи и часть спины.
Национальной обувью татар считаются читек, а также ичиги. Первые
представляют из себя специальные сапоги из мягкого материала, на которых
чаще всего присутствуют татарские орнаменты.
Они могут быть как ярко выраженными, так и практически
незаметными. Ичиги – более упрощенный вариант для повседневной носки.
Чаще всего они имеют черный или коричневый цвет и по высоте доходят до
колена.
Ювелирные женские украшения - показатель материального достатка и
общественного положения семьи. Как правило, украшения изготавливались
из серебра, золотились и инкрустировались камнями.
Традиционно татарка одновременно надевала несколько предметов
весом до 20 килограммов - всевозможные цепочки с кулонами, часами,
причем, обязательно одна с подвешенной коранницей, дополнялись бусами и
брошками.

Особенное значение придавалось украшениям с бирюзой. Этот камень
считался символом счастья и благодатной семейной жизни. Ее символика
связана с древними восточными поверьями: будто бы бирюза - это кости
давно умерших предков, и ее правильное созерцание делает человека
счастливым.
Среди украшений известны как женские, так и мужские. Если у
мужчин в высшем сословии бытовали драгоценные перстни, перстни-печатки
и пряжки для поясов, то ассортимент женских украшений был значительно
шире, что связано с общемусульманской традицией. Состоятельность
мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных
украшений его женщины. Шейно-нагрудные украшения татарок, кроме
декоративной функции, выполняли и утилитарную роль: скрепляли или
прикрывали своими декоративными деталями традиционно глубокий разрез
женской рубахи.
Татарские танцы - это та неотъемлемая часть наследства, перед
которой ни один человек не удержится, и не станет смотреть сидя со
стороны.
Одни названия этих танцев чего стоят: «Шома бас», «Апипа», «Танец
уфимских татар», «Татарский лирический танец» (сольный), «Лирический
танец с платками», «Татарский молодежный танец», «Сабантуй»,
«Джигиты». В этих танцах девушки подчеркивали свою нежность,
показывали грацию. Парни вовсю демонстрировали мужество, быстроту и
силу.
Особенностью татарских плясок является экспрессия и резкость
движений. Исполнение этого танца неоднократно менялось в процессе
истории народа и развития его культуры. В самом начале этот танец считался
шаманским, поскольку его движения напоминали движения мага или
шамана. Также он был связан с культом птиц и животных. Движение руками

напоминало взмахи крыльев птицы. Со временем татарский танец изменился
и стал более близким простым людям, так как отображал их быт,
темперамент и культуру.
Старинные татарские танцы не были массовыми. Пляску с большим
количеством участников легко было заметить, а это могло повлечь за собой
тяжелые для танцоров последствия. Да и не просто было найти досуг для
пляски и игр, особенно тем, кому приходилось, не разгибая спины, трудиться
на «хозяев жизни».
Существовала прямая зависимость между деревенскими танцами и
временами года. Музыка, пение и танцы были излюбленным занятием
молодежи на осенних и зимних вечеринках «аулак ой», «каз омэсе» и т.д.
Весной и летом собирать такие вечеринки было трудно. Лишь во время
празднования «Сабантуя» или рекрутских наборов, когда ненадолго
ослабевала власть ишана и муллы, юноши отводили душу в играх, танцах и
песнях. Особенно большое место музыка, песни и танец занимали на
народном празднике джиен, на который муллы и «благочестивые» люди не
ходили. На этих праздниках нередко принимали участие и представители
других народов Поволжья, здесь зарождалась и крепла дружба трудящихся
разных национальностей.
Великий Октябрь, пробудив к жизни творческие силы татарского
народа, дал невиданный толчок развитию его духовной культуры, в том
числе музыкального фольклора и народного танца. Они обрели новую жизнь,
обогащались новым содержанием и значительно отличаются от старинных.
Многие современные народные танцы формировались на основе синтеза с
элементами русских народных танцев и игр, стали более содержательными и
интересными. Они проникнуты духом, свойственным мировосприятию
советского человека.
Основным источником всех новшеств и изменений в современном
татарском народном танце является колхозная деревня. Уже в первые годы
советской власти на селе получает широкое распространение танцевальный

жанр хороводно-игровых песен «Уен – жырлары». Отражая дружбу
татарского народа с русским и другими братскими народами Поволжья, этот
жанр интересен не только прямым заимствованием некоторых хороводно-
игровых движений («воротца» и др.), но также органичным вплетением в
него социального и парного танца. Особенно широкое распространение и
быстрое развитие новый жанр получает со второй половины 30-х годов.
Одновременно и параллельно с хороводно-игровым жанром успешно
развивается и собственно татарский народный танец. В результате
длительной и активной творческой работы самодеятельных коллективов и
отдельных исполнителей создано много новых танцев, исключительно
интересных в первую очередь по своей тематике. Таковы, в частности,
«Станок», «Комбайн», «Хэзмэт биюе» («Трудовой танец»), выражающие в
глубоко национальной форме образы счастливой жизни и свободного труда
советского человека.
Национальные особенности в современных татарских танцах очень
ярки, и это объясняется, прежде всего, органическим использованием
рисунков старинного танца. Обогащение традиционной основы элементами
нового особенного заметно и привлекательно в танцах «Яна сигезле» («Новая
восьмерка», на четыре пары исполнителей), «Яна алтылы», («Новая
шестерка», на три пары), «Тугэрэк уен» («Круговой танец»), «Йолдызым»
(«Звездочка»), «Кул сугып уйнау» (парный танец с прихлопыванием в
ладоши), «Дулкан» («Волна»), «Марш» (на музыку Сайдашева), «Жебегэн»,
(«Ротозей»), «Почмаклы» («Углы»), «Яулык» салыш» («Игра с платком»),
«Су буенда» («У реки»), «Очле бию» («Танец втроем»), «Дуртле бию»
(«Танец вчетвером»), «Чуплэмлэ» («Танец-отбор»), «Бау ишу»
(«Веровочка»), «Голбану» (женское имя), «Алмагачлары» («Яблони»),
«Коймэ килэ» («Лодка идет»), а также в упоминаниях уже танцах «Станок»,
«Комбайн», и «Хэзмэт биюе».
Массовость – характерная черта любого из этих танцев. Все они
примечательны с композиционной стороны и, напоминая русские кадрили,

танцуются очень просто, благодаря чему в них принимают участие почти все
присутствующие. В разных местах эти танцы варьируются и получают новые
формы.
Резким контрастом по отношению к массовым танцам является «аерым
бию» (сольный танец). В массовых танцах разнообразие движений весьма
ограниченно. Сущность «аерым бию» всегда заключается в своеобычной
импровизации, цель которой - поразить зрителей мастерством и
неистощимостью фантазии исполнителя, знанием фигур татарской народной
пляски и умением развивать их творчески свободно и даже виртуозно.
Можно указать и на ряд других общестилистических особенностей
татарского танца. Прежде всего, это танцы живые, с большим внутренним
темпераментом, имеющие преимущественно игровой характер. Элементы
шутки, желание перехитрить партнера по танцу являются их характерной
чертой.
Распространены в республике театрализованные представления, среди
которых одно из видных мест занимает татарская свадьба. В ней большую
роль играют массовые танцы («Айлан байлан», «Тугарака цен» и др.), в
которых сольные мужские, женские и парные танцы – среди них
обязательный танец жениха и невесты – сочетаются с хороводно-игровыми.
Татарские плясовые песни носят жизнерадостный характер. Они
подчеркивают танцевальные и игровые функции хороводов, отличаются
задорным ритмом, прибаутками.
Полны грации лирические женские танцы «Оч дуе» («Три подружки»),
«Язгы мон» («Весенние голоса») и игровой танец «Алтын бодай» («Золотая
пшеница»).
Женский танец – всегда стремительный, легкий, воздушный. В то же
время движения рук ограничены – нет движения кистями. Исполняя
припадание, девушка может закрываться от юноши, выводя обе руки вправо
или влево, во второй позиции, ладони открыты от себя. Часто, танцуя,
девушка придерживает за концы фартук или прикрывается от юноши

платком. Танцевали девушки обычно на посиделках. Приходили парни,
затевались игры и танцы. Часто танцы исполнялись под народный
инструмент кубыз. Танцует девушка мягко, застенчиво, со скрытым
кокетством, движения ее неширокие, скользящие, без больших прыжков.
Мужской танец – активный и мужественный. Движения танцоров
чеканные, изобилуют легкими подскоками и акцентированными притопами.
Танцуя с девушкой, юноша держит себя уверенно, гордо, напористо. Есть
еще целый ряд стилистических особенностей татарского танца. Живой,
исполненный внутреннего темперамента, элементов игры, шутки, желания
перехитрить партнера, танец, сопровождается игрой на гармони-двухрядке,
кубызе, тальян-гармони, скрипке.
Притопы и прихлопы уже не имели ничего общего с деятельностью
шамана, а начиная с ХХ века, танцы татарские даже взяли некоторые
движения из русского народного танца. Заимствования часто происходят у
соседних народов, культура ведь не может развиваться изолированно,
поэтому этот обмен абсолютно нормален. Главное, что татарский танец не
потерял своей ярко выраженной национальной принадлежности.
Зажигательный татарский танец не оставит равнодушным увидевшего
это зрелище. Столько эмоций, экспрессии! Они могут исполняться как парно
(мужчина с женщиной), так и раздельно. Татарский танец можно исполнять
сольно, смешанно и даже группою.
Женские танцы, например, отличаются женственностью, изящностью,
целомудрием. Татарский танец полон неутомимой татарской
жизнерадостности. Он рассказывает посредством движений о быте, культуре
народа.
Рассмотрим парный танец. Парень правой рукой обнимает девушку, а
левой держит ее за левую руку и отводит ее в сторону. Девушка правой
рукой поддерживает платье. Татарский танец богат на разного рода притопы
ногами, что ярко показывает этот пример. Сначала пара трижды исполняет
основной шаг прямо по линии. Затем элемент, о котором уже упоминалось:

тройной притоп. Причем туловище необходимо несколько наклонить вперед.
После трижды исполняют основной шаг, преодолевая дистанцию по
небольшому кругу против часовой стрелки. В конце этого такта пара должна
возвратиться на свое место. Если танец групповой, парни становятся в центр
круга лицом к девушкам и исполняют тройной притоп, а девушки при этом -
двойной.
Танец всегда был уникальным явлением в самобытности татарского
народа. Это древняя традиция предков, уважаемая, полюбившаяся и
сохраняемая молодыми поколениями. Интерес к этому виду фольклорного
искусства растет все больше, и больше.
Татарские народные танцы отражают отважность, гордость татар и
описывают их военную и трудовую деятельность. Есть танцы, посвященные
победе в войнах, народным героям, о трагической любви и др. Для каждого
татарского танца — свой отдельный костюм. Татарские зажигательные танцы
никого не могут оставить равнодушными.
Издревле, народные танцы танцевали только молоденькие девушки и
не при посторонних мужчинах. Они показывали картины народного быта,
маленьких повседневных радостей и забот. «Мужской танец — активный и
мужественный. Движения танцоров чеканные, изобилуют лёгкими
подскоками и акцентированными притопами». Как и в кавказских танцах,
разделение характеризует социальные отношения между мужчинами и
женщинами — их разобщенность.
В татарской культуре песня и танец тесно взаимосвязаны и дополняют
друг друга. Танец может быть иллюстрацией песни или танец может
главенствовать над музыкой. Татарский народный танец — часть жизни
народа, в котором нашли отражение радости и печали.
Вначале татарские танцы носили обрядовый характер и были связаны с
ритуалами шаманов. В каждом движении был скрыт потайной смысл.
Например, взмах рук создает образ летящей птицы. Татары создавали целые
танцевальные пантомимы, в которых ярко выражался культурно-

хозяйственный уклад. Данные обрядовые пляски передавались по
наследству, от родителей к детям.
Я. И. Ханбиков, говорит о значении в развитии детей татарских
обрядов, приводит в качестве примера свадебные обряды как наиболее
зрелищные и полные песен и плясок, а также Джиен и Сабантуй.
Следует отметить, что ислам в категорической форме запрещал танец,
как и другие виды искусства, изображающие живое существо (в основном
танцы разрешались лишь в дни празднования Сабантуя — он завершался
«хораном»), однако татарский фольклор существовал и получил широкое
развитие. В долгие зимние вечера девушки собирались на молодежные
посиделки — «кич утыру» и «аулакэи», по приходу парней устраивали
танцы.
Танец существовал не только в дни веселья, но и во время рекрутских
наборов, в данном случае он отражал боль, гнев, отчаяние.
Татарский танец представляет собой соревнование в ловкости и
мастерстве, девушка в танце скромная и застенчивая, ее движения мягкие и
плавные. Юноша, напротив, смелый, гордый, целеустремленный. Руки
девушки в танце чаще идут от фартука или платка. В народе считали, что
сорвать платок с девушки означает для нее позор. Поэтому девушка в танце
руками защищает «запретную зону». Платок в танце всегда по-разному
обыгрывается.
У мужчин руки в танце более свободны, а движения динамичные. Руки
могут находиться за спиной или лежать на поясе, либо придерживать
тюбетейку.
Татарские танцы танцуют под звуки скрипки, мандолины, тальянки,
венской однорядки. Татарский танцевальный фольклор делится — сельский
и городской. Татарский городской танец танцуют женщины. Поначалу он не
отличался чистотой, лексическим разнообразием и логикой построения.
Случайные свободные движения не были отточены.

По словам Гая Тагирова, танец этот далеко не всегда отличается
чистотой, лексическим разнообразием и логикой построения. Часто это —
набор случайных движений, где-то и когда-то увиденных исполняемых без
разбора — «все подряд» в достаточно вольной интерпретации и с некоторой
развязностью, какой-то вялостью ног и рук.
В основе городского танца, использовался мелкий бег, мелкая дробь
без быстрого продвижения, небольшие переступания ног, музыка спокойная,
в отличие от деревенского татарского танца. Вначале танец был сольный, без
лишних эмоций.
Танцовщица надевала браслеты различных форм и орнаментов, кольца,
перстни — акцент делался на руки, которые играли в танце заметную роль.
Мужчины надевали татарскую обувь — лыковую, валяную, кожаную, или
сапоги читек (ичиги). Чаще всего предпочтение отдают кожаной обуви, ведь
она более прочная и рассчитана на длительный срок службы. Женщины
надевали многоцветную и узорную обувь «винзелле читек» — зеленого,
красного, бордового, голубого, оранжевого сафьяна.
В костюмах отдается предпочтение композициям из зелёного, жёлтого,
фиолетового, синего, бордового и красного цветов. Мужчины танцуют в
длинных рубахах с прямым вырезом в вороте (калезуя, казакин, джилян,
чекмень, блимет). Мужской головной убор — тюбетейка, войлочная шляпа,
меховая шапка.
Женский костюм состоит из длинного платья с бахромой и кружевами.
В танцах используется длинное покрывало с вышивкой (тастар) и женский
головной убор — калфак.
В татарский танец в ХХ веке были добавлены элементы русского
народного танца. Татарские танцы быстрые, динамичные и с четким
действием. Движения — повороты, мягкие переступания ног, подскоки,
прыжки, выпады, застывшие позы.
Традиционные танцы казанских татар веселые и зажигательные, в них
много прыжков и поворотов. Прыжки могут быть высокими и маленькими,

но они должны быть направлены от центра вверх. В танцах много сложных
поворотов, особенно с подскоками и прыжками. Нужно уметь держать точку,
фиксировать положение взгляда и головы на одном уровне. Часто в танцах
используется эффект скольжения по полу за счет специального мелкого шага.
Под это движение необходимо тщательно подобрать костюм. Оттачивать
движение мелкого шага следует начинать с медленного темпа, а затем
наращивать темп. При выполнении некоторых движений в танце исполняется
мелкая тряска.
Татарские танцы давно танцуют не только татары, они интересны и для
представителей других этнических групп. Татарская самобытная культура
сегодня популярна и постоянно развивается. Известные татарские танцы —
Шома бас, Апипа, Танец уфимских татар, Татарский лирический танец
(сольный), Лирический танец с платками, Татарский молодежный танец,
Сабантуй, Джигиты, Аулак ой, Алипа и и.т.
Излюбленный танец «Пляска двух друзей», который исполняют два
парня. Всем нравится характерный танец «Джигиты», в котором юноши
выступают в шапках с лисьими хвостами.
По количеству фигур танцы имеют вариации от двух до пяти-шести,
музыкальный размер либо очень четкий — от 2/4 до 4/4, либо имеет
переменный характер.
В татарских деревнях осенью были распространены помочи девушек
«Каз омэсе» («Ощипывание гусей»), во время исполнения этого трудового
процесса пели народную песню «Каз канаты» («Гусиное перо») и так был
создан танец, в основе которого характерное положение рук, которые
олицетворяют крылья птиц и их грациозные движения.
Наиболее характерные движения — волнообразные движения рук,
мягкие переступания ног / топы, а также исполнение некоторых движений на
полусогнутых коленях, с согнутыми в локтях руками, топтание на месте,
повороты вокруг своей оси на 180, 360 градусов.

Рисунок танца во многом произвольный, но есть сюжетные танцы с
определенным набором движений.
Основные линии танца — точка, линия, диагональ, полукруг и круг.
Количество исполнителей в танцах — обычно от одного до шести
человек.
Танцы республики Татарстан делятся:

 хороводные,
 парные,
 сольные.
Есть ряд движений, который одинаков в различных национальных
танцах:

 «наматывание ниток», руки согнуты в локтях на уровне
груди и исполняют вращательные движения «от себя»;
 «прядение» — левая рука согнута в локте и поднята вверх,
правая выполняет волнообразные движения от кисти левой руки
сверху вниз;
 «полоскание» — руки опущены вниз, слегка выведены
вперед, одновременно переводятся слева направо и наоборот. Танец
построен на различных движениях рук.
«В целом, в хореографической лексике региона много движений,
связанных с имитацией бега лошади, ритмичных дробей, напоминающих
цокот копыт о землю, много поз, отображающих повадки животных. Все эти
подражания возникли в глубокой древности и сохраняются до сих пор.
Легкие подскоки, вытянутые руки — одна вперед, в первую позицию, другая
вверх — в третью позицию».

В настоящее время многие элементы народных танцев республики
Татарстан исчезли бесследно, они забылись, поэтому перед современными
хореографами стоит задача сохранения татарской культуры, в том числе
существенной является задача сохранения и передачи потомкам умения
танцевать народные танцы.
«Задачи этнокультурного развития должны поэтапно решаться на
протяжении всего процесса воспитания и образования ребенка. Таким
образом, можно формировать у детей историческую память и основы
этнокультурных традиций, в которых заложены народные идеалы высокой
нравственности, духовности и художественного творчества».
Делая вывод, мы можем сказать, что сегодня наблюдается интерес к
национальным танцам, многие хотят научиться их танцевать, причем не,
только дети, но и взрослые. Издревле танец являлся неотъемлемой частью
культуры. Несмотря на то, что он запрещался религией, он был очень
популярен, особенно в ХХ веке. В танце проявлялся характер народа. С
помощью танца передавали чувства и эмоции. Танец развивал эстетически,
служил средством общения, воспитывал понимание красоты и развивал вкус.
Сохранение народного танцевального искусства оказывает влияние на
общекультурное развитие.
Вот такой он, колоритный татарский народный танец! В пестрых ярких
костюмах его движения передают всю темпераментность этого уникального
народа.
Первые шаги в создании татарского сценического танца на
фольклорной основе суждено было сделать Гай Тагирову. Ещё, будучи
учащимся Татарского техникума искусств, Тагиров начинает интересоваться
народными танцами. В то время руководство Татарского государственного
театра привлекало лучших учащихся техникума  к участию в спектаклях.
Среди таких счастливчиков был и Тагиров, выступающий как драматический

актер и танцор. На гастролях он интересовался танцевальным фольклором
татар того или иного региона страны. К 1927 году относится первая
балетмейстерская работа Тагирова, выполненная, ввиду крайней
необходимости, в период гастролей. Тогда надо было подготовить
сокращенный «гастрольный» вариант постановки «Восточной сюиты»
композитора С.Сайдашева (постановка балетмейстера Юлия Муко) в
музыкально-драматическом спектакле по пьесе Фатхи Бурнаша «Тахир и
Зухра». Тагиров успешно справился с этой задачей. Закончив Татарский
техникум искусств, он был приглашен в академический театр артистом
драмы и ассистентом балетмейстера Муко. Ему сразу поручается постановка
хореографической части оперы «Сания» композиторов В. Виноградова, С.
Габаши и Г.Альмухамедова. Это первая крупная работа молодого
балетмейстера.
Начавшаяся Великая Отечественная война прервала все замыслы. Не
были показаны национальные оперы с хореографией Тагирова, не был
поставлен первый татарский балет «Шурале» Фарида Яруллина в постановке
Ленинградского балетмейстера Л. Якобсона. Но идея создания на сцене
национального балета не только продолжала жить и волновать сердца, но и
становилась все более реальной.
8 марта 1945 года впервые на татарской балетной сцене был показан
балет «Шурале», который стал венцом творческих устремлений Тагирова-
балетмейстера, создавшего профессиональный танец на фольклорной 
основе. Балетом «Шурале» завершился первый и славный этап деятельности
Тагирова-хореографа. Здесь были реализованы многочисленные данные
фольклорных экспедиций, накопленный по крупицам опыт постановщика
народных танцев, были воплощены замыслы многих предыдущих лет.  
В настоящее время к наиболее известным фольклорным ансамблям
Татарстана относятся: «Ансамбль песни и танца Республики Татарстан»,
«Казань», «Ильдан», «Акбузат», «Сабантуй», «Интизар» и другие.

Марийский танец
Марийский народ сумел сохранить и донести до наших дней свою
оригинальную, самобытную национальную культуру. Через песенное,
музыкально-танцевальное искусство народ выражал свои мысли и
переживания, мечты о счастье и думы о прекрасном. Если народные песни
назвать философским лицом народа, а его музыкальные инструменты –
олицетворением его художественно-исполнительского мастерства, то
хореографическое творчество народа без преувеличения мы можем назвать
его эстетическим лицом.
Марийский народ, как и любой другой, танцу отводил значимое место. В
танцах, как и в песнях, музыке, люди стремились отразить всю свою жизнь,
мечту в светлое будущее, радость и печаль, отношение друг с другом,
трудовую деятельность. До наших дней дошли многие марийские танцы
которые отличаются своей самобытностью, оригинальностью.
Марийские танцы разнообразны по характеру исполнения. Среди них можно
выделить танцы моркинской, серкурско- тарьялской и йошкар- алинской
групп. Кроме того выделяются танцы горномарийской группы и восточных
мари. Районные особенности, имеющиеся в марийском танце, украшают его,
делают богаче и интереснее.
Танцы моркинской группы, в основном, свадебные. Танцы серкурско-
тарьялской группы – парные, лирического характера. Танцы йошкар-
алинской группы наиболее массовые. Танцы горномарийской группы близки

к русским в рисунках хороводов. В танцах восточных мари плавные
движения перемежаются сильными дробьями.
Моркинская группа. Наиболее характерными танцами этой группы являются
свадебные. Здесь представлены и массовые, и групповые, и сольные, как,
например, танцы свахи, свата. Но самые интересные - танцы юношей-дружек
с хлыстами, отличающиеся большим темпераментам, фантазией и
импровизацией. Музыкальным аккомпанементом служат волынка и барабан.
https://www.youtube.com/watch?v=FgoOiLdYCzE
Сернурско-Торъяльская группа. Здесь в основном встречаются парные танцы
лирического характера, напоминающие любовные танцы птиц. Все чувства
выражаются необычайно мягкими движениями рук, покачиванием корпуса и
чуть слышным пристукиванием каблуков. Как правило, наполняются они под
волынку.
Йошкар-олинская группа. Чаще всего это массовые танцы,
сопровождающиеся пением частушек или же пением мелодии без текста на
возгласах «ой», «ойра» и т.д. Широко распространены парные танцы под
гармошку и барабан. Основные движения - дроби, особенно у мужчин, с
характерными резкими притопами на концах музыкальных фраз.
Восточная группа. В восточную группу входят мари, живущие в
Свердловской, Пермской областях, в районах Башкирской АССР. В
основном у них танцы массовые. Один из самых интересных - «Веревочка»,
принимать участие в котором может неограниченное количество людей. Этот
танец имеет зигзагообразное построение, где две линии танцующих как бы
заплетают веревку вокруг средней линии. Плавные движения перемежаются
через определенные промежутки с сильными дробными, особенно у мужчин.
Интересны движения кистями рук, прищелкивания пальцами.
Горномарийская группа. Горномарийские танцы, как и лугомарийские или
восточномарийские танцы, также имели форму игрового танца, или же по-
другому их называют танец-игра (модын куштумаш). На танцах горных мари
сказалось влияние русских и чувашских танцев. Особенно это проявляется в

мужских плясках, с их резкими движениями рук, ног, корпуса, с множеством
дробей, присядок и других разнообразных коленцев. Женский танец очень
плавный и лиричный с красивыми движениями, как, например, «елочка»,
«гармошка» и т.д.
https://www.youtube.com/watch?v=4k7pa1wFJB4
Лугомарийский танец по своей самобытности делится на подгруппы:
йошкар-олинский, сернурско-торъяльской, моркинско-звениговский и
уржумско - малмыжский.
Лугомарийские танцы, в основном массовые, сопровождаются пением
частушек (характерно для всех этнических групп народа мира), игрой на
гармонике и барабане (тумыр). Следует отметить, что в лугомарийском танце
сохранилось многообразие лексической основы, в отличие от
композиционный. Красотой и изяществом отличаются разнообразные
положения женских и мужских рук, богатый танцевальный орнамент
движений ног, положений в паре.
https://www.youtube.com/watch?v=y88_cKf7UNA
В женском танце, то плавные, то стремительно-игривом, главную роль
играют руки, движение которых пластически выразительно и разнообразно
по рисунку. Стремительные шаги, легкие четкие дроби и ритмичные удары
каблуками - все это исполнители сочетают с мягкими, выразительными
движениями корпуса и рук.
Мужской танец отличается от женского большей динамичностью, силой и
четкостью.
Характерной чертой переплясов является общение между танцорами и
«зрителями». Живо реагируя на танец, зрители хлопают в ладоши,
приплясывая на месте, вставляют остроумные прибаутки и обмениваются
везде, где только собирается народ, чтобы отдохнуть и повеселиться: в избе,
в клубе, на полянке во время обеденного перерыва. Танцует молодежь,
танцуют взрослые и дети. Исполняются эти пляски в сопровождении

барабана, волынки (национального музыкального инструмента мари) или
свирели и гармони.
Танец «Кандра» («Веревочка»). Бытовой танец башкирских марийцев.
«Марийцы танцуют в такт с миром и вместе с ним наслаждаются гармонией
вселенного естественным состоянием».
Марийский бытовой танец «Кандра» входит в историю бытового музыкально
- танцевального искусства как отдельное музыкально-танцевальное
произведение среди множества танцев других народов. Он вдохновлял и
вдохновляет многих простых марийцев, на одномоментно осмысленное
творчество.
https://www.youtube.com/watch?v=lc-WXnuegzQ
Основные движения марийского танца: ключ, горох, бегунец, припадание,
балянсе, елочка, гармошка, дроби, хромой ход, притопы, соскоки, дроби,
присядки.
У каждой группировки марийцев в костюме присутствуют свои особенности,
различия в украшении и орнаментации, но в целом все элементы народной
одежды у мари одинаковые. 
Обычный костюм состоит из рубахи, штанов, пояса с подвесками, головного
убора и обуви: в повседневной жизни это сплетенные лапти, а в праздничные
– ботинки из овечьей или коровьей кожи.
Модель праздничной одежды ничем не отличалась от будничной – наряд
можно было отличить только по специфическим подвескам и украшениям.
Туника – основная часть любого марийского наряда, – создавалась
следующим образом: на домашнем станке изготавливалось полотно из льна
или конопли определенной длины, затем ткань складывали пополам и

вырезали отверстие для головы. Без выкраивания проймы часть полотна
загибали вдоль и пришивали – таким образом получались рукава.
В холодное время года национальный костюм дополняли следующие
элементы: кафтаны разного типа, шуба из овчины, зимняя обувь (валенки,
реже – сапоги) и теплый головной убор.
Марийский костюм, как и наряд любой другой народности, имеет свои
характерные черты и особенности:
Основной цвет – белый с вкраплениями черной, бардовой и коричневой
вышивки. В более поздние периоды в национальной одежде стал
преобладать красный цвет – его получали в результате варения
определенных растений.
В вышивке в большей степени присутствовали геометрические и
растительные орнаменты, символизирующие принадлежность носителя
одежды к той или иной социальной группе. Кроме того, в вышивке были
зашифрованы ритуальные символы, приносящие удачу и благополучие.
Марийский костюм попал под влияние русской культуры и многое
заимствовал от нее: например, в более поздние периоды марийцы стали
изготавливать одежду из хлопка, а не из льна, как было ранее.
Под любой наряд, не важно – мужской он или женский, – надевались
штаны.
Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по
комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так,
повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у
женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали
просторные штаны, сверху кафтан.

Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из
конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся
расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот
рубахи. Традиционные узоры — кони, солярные знаки, растения и цветы,
птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки,
тулупы и шубы из овечьей шкуры.
Обязательный элемент костюма — пояс или поясная обмотка из
полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет,
бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в
болотистой местности ее снабжали специальными деревянными
платформами.
Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники,
поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или
на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От
русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то
есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем — узкой
полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный
элемент свадебного костюма невесты — объемное нагрудное украшение из
монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной
реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения
мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания,
особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно
различаться.
Неотъемлемой частью костюма был головной убор – зимой эта была
валяная шапка или шапка-ушанка, летом – белая (праздничная) и черная
(повседневная) шляпа, которую позже вытесняла фуражка.

Головной убор в составе женского марийского народного костюма играл
важную роль и делился на два основных типа – девичий и женский.
Украшение, модель и определенный вид ношения головного убора указывали
на статус и положение марийки в обществе и возраст.
В древние времена замужние женщины носили украшенные орнаментом
платки и шали, а девушки – кожаные и шерстяные повязки, щедро
украшенные бисером и монетами. Позднее платки и повязки дополнились
другими уборами: полусферической такией, на которую надевается обычный
платок, каркасной шапкой, лопатообразной сорокой, остроконечным убором
и так далее.
Что касается обуви, то у женщин она был такой, какой у мужчин – это
лапти летом и валенки зимой. Традиционная обувь марийцев
подразделяется на три типа: лыковую (будничная), кожаную (праздничная)
и шерстяную (валенки). Самой распространённой обувью марийцев были
лапти.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
138883
рейтинг
icon
3050
работ сдано
icon
1327
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
137758
рейтинг
icon
5837
работ сдано
icon
2642
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
92388
рейтинг
icon
2004
работ сдано
icon
1261
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
46 152 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
РУДН
Александр постоянно был на связи и своевременно отвечал на сообщения. Все выполнено даже р...
star star star star star
Финуниверситет
Мне повезло с профессиональным исполнителем. Спасибо! Работа выполнена отлично. Принята ср...
star star star star star
РАНХиГС
спасибо большое, Екатерина, очень выручили! И быстро, и качественно! Спасибо! если б можно...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Высшей экономика

Презентация, Информационно Коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Срок сдачи к 28 апр.

только что

Проектирование по аис проката видеокассет

Курсовая, Методы и средства проектирования информационных систем и технологий

Срок сдачи к 30 апр.

3 минуты назад

Сделать задание практика 1 с 26 по 32

Другое, Патология

Срок сдачи к 27 апр.

4 минуты назад

Презентация по природной зоне

Презентация, Биогеография животных

Срок сдачи к 28 апр.

7 минут назад

10 страниц должны быть картинки

Реферат, анатомия

Срок сдачи к 27 апр.

7 минут назад
7 минут назад

Курсовая, Ветеринария

Срок сдачи к 27 апр.

7 минут назад

Чертеж по предмету «Строительные конструкции»

Чертеж, Строительные конструкции

Срок сдачи к 2 мая

8 минут назад

Редакция первой главы и введения, написание полностью второй главы и...

Диплом, Организация работы суда первой инстанции в административном судопроизводстве

Срок сдачи к 31 мая

9 минут назад

Доработка курсовой работы

Другое, Педагогика

Срок сдачи к 28 апр.

9 минут назад
9 минут назад

Развитие маркетинга инноваций на предприятии

Курсовая, Маркетинг

Срок сдачи к 10 мая

10 минут назад
10 минут назад

Сделать

Другое, Патология

Срок сдачи к 27 апр.

10 минут назад
12 минут назад

Рассчет корреляционной связи между двумя признаками

Лабораторная, Математические методы в психологии

Срок сдачи к 1 мая

12 минут назад

Отчёт о прохождении учебной практики

Отчет по практике, туризм

Срок сдачи к 29 апр.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.