Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


«Религиозное положение в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв»

Тип Доклад
Предмет История россии

ID (номер) заказа
3013997

300 руб.

Просмотров
607
Размер файла
99.86 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Российская империя – это великая держава, у которой очень большая и
интересная история. Её развитие началось ещё с давних времен и идёт по сей
день. Для образования нашего государства потребовалось множество
различных важных факторов, одним из которых является религия.
Как правило, русский народ – это православный народ, ведь одним из
важнейших фактов истории является Крещение Руси в 988 году, то есть
принятие христианства благодаря киевскому князю Владимиру
Святославичу. Данное событие в первую очередь несло укрепление и
расширение Руси. Но на территории нашего государства также имелись и
иные религии и убеждения. Более подробно рассмотрим период
религиозного положения в Российской империи во второй половине XIX -
начале XX вв.
В указанный период имеется множество конфессий 1 , проживающих на
территории Российской империи, перечислим наиболее известные из них:

 православные;
 мусульмане;
 римско-католики;
 иудеи;
 лютеране; 
 старообрядцы; 
 армянские христиане;
 буддисты и ламаисты;

1 https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-deyatelnosti-konfessiy-v-rossiyskoy-
imperii-v-kontse-xviii-nachale-hh-v/viewer - Статья «Правовое регулирование деятельности
концессий в Российской империи в конце XVIII – начале XX вв.», автор Ф.М. Кулиев;

 сектанты;
 реформаты; 
 меннониты; 
 армяно-католики;
 баптисты; 
 караимы; 
 англикане; 
 и прочие менее известные с небольшим количеством
последователей.
Согласно законодательству Российской империи, ведение метрических
записей о рождении, браке и смерти было предоставлено духовенству
соответствующих исповеданий, в том числе неправославных и
нехристианских. На практике это означает, что статистика империи 2 , как
правило, учитывает не рождения, а крещения, и не смерти, а погребения по
обряду. В результате, в большинстве случаев, в статистику рождений не
попадают младенцы, умершие до крещения, или мертворождённые, а в
статистику смертей — самоубийцы и пропавшие без вести.
Разные религиозные конфессии вели метрические записи с разной
точностью; самими неточными в империи считались метрики иудеев и
мусульман, а у старообрядцев метрики велись полицией, фактически с ещё
меньшей точностью.
Признавались только религиозные формы брака, с ограничениями
брака между представителями разных исповеданий; так, по состоянию на
1898 год запрещались браки христиан с не христианами. Исключением
являлись браки лютеран с иудеями и мусульманами — они разрешались, но
при соблюдении ряда условий, как то: венчание только в лютеранской
церкви, крещение детей и отказ жениха от многожёнства. В случае

2 http://wikiredia.ru/ - Религия в Российской империи;

смешанных браков метрические записи о них дублировались для двух
вероисповеданий.
Ряд ограничений были наложены на переход из одной веры в другую:
христианам запрещалось переходить в нехристианскую веру, православным
— выходить из православия. Рядом ограничений был обставлен переход из
одного «инославного» вероисповедания в другое, а не иметь никакой веры
совсем запрещалось.
Вплоть до 17 апреля 1905 года выход из православия считался
уголовным преступлением («совращение из православия», что каралось
оскоплением и каторгой до 10 лет), что и было отменено Указом об
укреплении начал веротерпимости 3 . Менее тяжким преступлением считалось
кощунство, то есть неуважение к христианству и его священным предметам,
«непристойные насмешки» над верой и священными предметами.
Богохуление христианской веры наказывалось вплоть до каторги, если оно
было совершенно в церкви, в то время как богохуление иудейской,
исламской, буддистской веры наказывалось, как правило, штрафом. Кроме
того, преступлениями считалось «воспитывание малолетних по правилам не
той веры, к которой они должны принадлежать по условиям рождения», и
воспрепятствование принятию православия.
Одним из основополагающих законов в государстве во второй
половине XIX в. «Свод законов Российской Империи» 4 , который являлся
официальным собранием действующих законодательных актов Российской
Империи, расположенных в тематическом порядке. Первые версии от 1832
года, а далее все тома Свода были переизданы в 1842 и 1857 годах. В
религиозном плане данный свод устанавливал то, что в Российской империи
по вступлению на престол, совершается священное коронование и
3 Уголовное Уложение о преступлениях религиозных, вступившее в силу 14 марта 1906;
4 «Свод законов Российской Империи» первое издание 1832 год, Манифестом 31 января
1833 года "Свод законов" был объявлен действующим источником права с 1 января 1835
года;

миропомазание по чину Православной Греко-Российской Церкви.
Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть
Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания, а также
то, что Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может
исповедовать никакой иной веры, кроме Православной.
Из этого можно сделать вывод, что ещё во второй половине XIX в
одной из главных религий на территории Российской империи являлось
христианство.
Обратим внимание также на политику Российской империи во второй
половине XIX - начале XX в. в отношении мусульманского населения.
Сложившаяся в рассматриваемый период четырехуровневая система
государственно-конфессиональных отношений во главе с Русской
православной церковью относила мусульман, наряду с католиками,
протестантами, буддистами и иудеями, ко второму уровню, так называемых
признанных терпимых конфессий. Указанное обстоятельство во многом
предопределяло противоречивость и непоследовательность государственной
политики по отношению к мусульманским общинам. Несмотря на
вмешательство во все сферы общественной жизни, правительству так и не
удалось полностью русифицировать мусульманское население империи. В
Российской империи в рассматриваемый период не сложилось
концептуальных представлений на систему конфессионального образования.
Стремление к контролю мусульманского населения с помощью назначения
приходского духовенства привело к нехватке лиц мусульманского духовного
звания в российской армии. Не удачна была попытка и христианизации
инородческого населения, чему свидетельствуют процессы массового
перехода с конца XIX в., а особенно после Указа 1905 г. 5 , в мусульманскую

5 Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка (Октябрьский
манифест) — законодательный акт Верховной Власти Российской империи,
обнародованный 17 (30) октября 1905 г., разработан С. Ю. Витте по поручению
Императора Николая II;

веру. Не способствовало укреплению позиций государства в мусульманской
среде и назначение высшего духовенства, поскольку подобного рода
действия способствовали в определенной мере обострению государственно-
конфессиональных отношений. В конечном итоге проводимая государством
конфессиональная политика в отношении мусульманских народов привела в
начале XX в. к активному отстаиванию ими своих прав и своеобразному
положению в государстве.
Как свидетельствуют статистические данные всероссийской переписи
населения 1897 г. 6 , лица православного исповедания (вместе со
старообрядцами) составляли 71% населения страны. Следовательно, Русская
Православная Церковь являлась крупнейшей религиозной общиной
Российской империи, существование которой определялось своеобразным
правовым статусом, сочетавшим элементы протестантской доктрины
территориализма и государственной церковности с элементами
традиционной, унаследованной от Византии симфонии.
Следует добавить, что государственная церковность синодальной
эпохи, складывавшаяся на протяжении XVIII–XIX вв., сохраняя черты
византийско-московского наследия 7 , привнесла в систему церковно-
государственных взаимоотношений ряд существенных изменений, в
частности, законодательное оформление принципов новой имперской
веротерпимости.
Поэтому, не отвергая специфически протоимперской практики
религиозной толерантности, свойственной Московскому царству по
отношению к инославным христианам и иноверцам, императорское
правительство как субъект веротерпимости сохраняло и модернизировало
6 ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ 1897 (ВПН), единственная всеобщая
перепись, проведённая в Рос. империи. «Положение» о ВПН разработано в 1893–94
Статистич. советом МВД (пред. – П. П. Семёнов), утверждено имп. Николаем II
5(17).6.1895;
7 https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-i-gosudarstvo/1_1 -
В. А. Федоров «Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период»;

традиционное отношение к религиозным верованиям этнических групп,
племён и диаспор включаемых в состав России на протяженности XVIII–XIX
вв.
Принципы веротерпимости, провозглашенные в XVIII веке и
законодательно закрепленные в Своде законов 1832 г., осуществлялись в
тесном единстве с принципами национальной политики Российской империи.
Это единство покоилось на общей прагматической основе, причем
веротерпимость в ее традиционно московской, а затем имперской
интерпретации распространялась в соответствии с церковно-
государственным законодательством, прежде всего на этнические группы и
диаспоры, представляющие для монархии как субъекта веротерпимости
религиозные общества и союзы. Такой исторически сложившийся подход
отношений с объектами веротерпимости свидетельствует о том, что
религиозный фактор рассматривался в качестве главного отличительного
признака наций, этнических групп и диаспор, населявших территорию
Российского государства.
Правительство Российской империи в своей вероисповедной политике
исходила из того, что всякое христианское государство обязано уважать
религиозную самобытность населяющих ее народов со всеми их
характерными чертами, и практически (за исключением ряда случаев в
первой половине XVIII века) не применяла принудительных мер с целью
религиозной ассимиляции своих неправославных подданных.
Одним из важных моментом по данной теме является развитие
образования 8 . В данной области можно отметить существование церковно-
приходских школ 9 . Еще в первой половине XIX века согласно уставу 1804
8 https://cyberleninka.ru/article/n/prihodskie-i-missionerskie-shkoly-v-xix-veke/viewer - Статья
«Приходские и миссионерские школы в XIX в», автор Г.Л. Бимбаев;
9 https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-i-gosudarstvo/4_6 -
В. А. Федоров «Русская Православная Церковь и государство», Церковно-приходская
школа;

года приходские училища рассматривались как низшее звено светских школ,
подчиненных министерству народного просвещения, однако преподавали в
них главным образом священники и причетники. Начальные школы, ранее
открытые духовенством, остались в ведении Священного Синода. С 1836
года по распоряжению императора Николая I начали создаваться школы при
церквах и монастырях 10 (к 1851 г. насчитывалось свыше 4,7 тыс. таких школ).
К 1861 году духовенством было основано свыше 18 тысяч начальных
училищ, за которыми закрепилось название «церковно-​приходских школ»
(употреблялись также названия: «священнические школы», «церковные
школы», «школы для поселянских детей»). Сторонники церковных школ
утверждали, что лишь религиозное просвещение близко народу и способно
дать прочное нравственное воспитание. Видную роль в церковно-​школьном
движении 1860—70-х годов сыграл С. А. Рачинский.
Распространение церковно-​приходских школ вызвало недовольство
как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны многих земств. В
1870-е годы министерство народного просвещения фактически подчинило
церковные школы своему административному управлению. Многие
церковные училища перешли в ведение земств.
Отношение к церковной школе стало меняться на рубеже 1870-80-х
годов, в период общественных потрясений. В 1884 году были утверждены
Правила о церковно-​приходских школах 11 , выводившие их из подчинения
министерства народного просвещения. Для заведования школами при Синоде
учреждался Училищный совет. При духовных семинариях учреждались
образцовые начальные школы. Духовному ведомству были также подчинены
общинные элементарные «школы грамоты» и воскресные школы для
взрослых. Предусматривалось создание одноклассных и двухклассных
10 https://aftershock.news/?q=node/489027&full - Статья «История: Церковно-​приходские
школы»;
11 «Правила о церковно-приходских школах», разработаны Св. Синодом на основе проекта
комиссии, были утверждены Александром III 13 июня 1884 г.;

училищ со сроком обучения 2 и 4 года (в начале ХХ века курс был увеличен
до 3 и 6 лет соответственно).
В программу обучения входили Закон Божий, церковное пение,
церковно-​славянское чтение, русский язык, арифметика, чистописание. В
двухклассных школах преподавались также начала русской и церковной
истории. Все предметы, кроме арифметики, рассматривались как развитие и
дополнение Закона Божьего. Руководил обучением священник.
В связи с началом русско-​японской войны 1904-1905 годов
государственные ассигнования на церковную школу сократились.
Количество школ стало уменьшаться. После 1917 года церковная школа была
ликвидирована Постановлением Совета народных комиссаров 12 .
Постепенно в российском обществе (и в гражданском, и церковном)
происходит осознание необходимости религиозного просвещения и
миссионерской деятельности на всех уровнях.
С середины 1880-х гг. началось формирование епархиальных структур,
специально предназначенных для осуществления внутренней миссии: с 1888
г. повсеместно вводились должности епархиальных, окружных и уездных
миссионеров, с 1908 г. – епархиальные миссионерские советы, а с 1913 г.
руководство миссией было поручено Миссионерскому совету при Св.
Синоде.
Положительный миссионерский импульс дали церковные реформы
Александра II, направленные прежде всего на возрождение приходов.
Пробуждение самостоятельности приходских общин привело к активному
участию в миссионерском служении Церкви не только духовенства, но и
мирян: учреждались миссионерские братства, религиозно-просветительские
и миссионерские общества, попечительства, расширялась церковная
12 Постановление Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела
воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по
просвещению»;

благотворительность и школьное просвещение. Началась борьба с
сектантством и старообрядчеством, социализмом и атеизмом. Стали
проходить миссионерские съезды на различных уровнях: всероссийском,
епархиальном, благочинническом, уездном. Миссионерские крестные ходы с
наиболее почитаемыми святыми иконами епархии поднимали церковную
жизнь православного народа на новый духовный уровень.
К концу XIX в., согласно отчету обер-прокурора за 1896–1897 гг. 13 ,
основными средствами для укрепления православия были: устройство
церквей и открытие новых приходов, торжественные богослужения,
внебогослужебные собеседования, церковно-приходские школы и церковные
братства.
Конец XIX в. характеризуется значительными изменениями в
экономической, политической, культурной и религиозной жизни народа:
происходило быстрое разрушение сельского уклада жизни, росла
промышленность – и вместе с ней промышленные города. При этом
значительно оживилась жизнь приходов, выделялись новые епархии, в
которых усилиями архиереев, духовенства и церковного народа постепенно
стали возникать разнообразные формы приходской жизни,
благотворительности и церковного просвещения. Миссионерское служение,
обращенное к многочисленным нерусским неправославным народам
расширялось и углублялось. Однако стремительно нараставшие
разрушительные тенденции, среди которых – разнообразное сектантство, а
также социалистические учения, почти все основанные на откровенном
атеизме, становятся главной опасностью для православного народа. В
многочисленных письмах, сочинениях духовно чутких людей того времени
его состояние расценивается как критическое.
13 https://cyberleninka.ru/article/n/otchety-ober-prokurorov-svyateyshego-pravitelstvuyuschego-
sinoda-epohi-imperatora-nikolaya-pavlovicha-kak-istochnik-po-istorii/viewer - Статья «Отчеты
Обер-прокуроров Святейшего Правительствующего Синода эпохи императора Николая
Павловича, как источник по истории Православной Российской Церкви», автор С.Л.
Фирсов, 2020 г.;

Особенно тревожным положение становится начиная с 1905 г.
«Религиозная революция» 1905 г. привела к изданию в апреле высочайшего
указа Правительствующему Сенату об укреплении начал веротерпимости, а в
октябре, в условиях всеобщей политической стачки, император вынужден
был издать Манифест 17 октября – «Об усовершенствовании
государственного порядка» 14 . По настоянию председателя Совета министров
С. Ю. Витте обер-прокурор К. П. Победоносцев был отправлен в отставку 19
октября. Новые положения о свободе совести и вероисповедания разрешили
действовать сектам, иноверию и инославию почти совершенно свободно.
Результатом этого стали массовые отпадения от православия.
Силы и средства Православной Церкви в этот период направляются в
основном на охранение и укрепление в народе православной веры и его
нравственности. При этом пути и способы утверждения веры и благочестия
оказываются несколько различными в зависимости от местных условий.
Так, духовные нужды русского народа в Сибири значительно
отличались от условий и нужд Европейской России. В Сибири на первый
план выступают церковное строительство, подготовка пастырей и
увеличение числа приходов и школ.
В поволжских и приуральских епархиях шло наступление ислама.
Только в одной Казанской епархии проживало около 600 тыс. крещеных
татар и других инородцев. По «Всеподданнейшему отчету обер-прокурора
Св. Синода за 1905–1907 гг.» 15 в 14 поволжских, приуральских и
западносибирских епархиях перешло в ислам 36299 человек (по-видимому,
данные занижены). Строились мечети и школы, деятельность которых была

14 Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка
(Октябрьский манифест) — законодательный акт Верховной Власти Российской империи,
обнародованный 17 (30) октября 1905 г., разработан С. Ю. Витте по поручению
Императора Николая II;
15 https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ocherki-po-istorii-missionerstva-russkoj-
pravoslavnoj-tserkvi/2_19 - Очерки по истории миссионерства Русской Православной
Церкви, автор Андрей Борисович Ефимов;

направлена на исламизацию народов Поволжья и Приуралья. Экономическое
давление более многочисленных мусульман – татар – наносило ущерб не
только Церкви, но и государству. В результате Поволжье представляло собой
«едва ли не самый крупный и в то же время опасный, хотя и забытый очаг
сектантства как рационалистического, так особенно мистического; был силен
в этом крае старообрядческий раскол».
Таким образом, постепенно раскол христианской церкви 16 привел к
образованию не только определенных разновидностей христианского
исповедания (православие, католицизм, протестантизм), но и сектантских
организаций, ставших массовым явлением в условиях функционирования
официальной религии.
Секты занимают видное место в истории христианства 17 .   После 1861 г.
сектантство получило чрезвычайно широкое распространение и обнаружило
целый ряд новых форм и видоизменений, обусловленных пореформенной
экономикой и бытом города и деревни. Многочисленные секты
пореформенного периода резко распадаются на две группы — на секты чисто
крестьянского характера, возникшие в связи с проведением реформы 1861 г.,
и на секты мелкобуржуазные, смешанного состава, вбиравшие в себя
мелкобуржуазные и полукапиталистические элементы деревни и города и
возникавшие в связи с быстрым ростом капитализма после 1861 г., который
разлагал деревню на противоположные полюсы и питал на первых порах
мелкую буржуазию города — кустарей, лавочников, мелких хозяйчиков
ремесленных мастерских и небольших фабрик и заводов 18 . Их культ,
вероучения, особенности быта верующих, психология, общественно-
политические взгляды во многом отличаются от православия и католичества.
16 История русского раскола старообрядства / [П.С. Смирнов]. – 2-е изд., испр. и доп. –
Санкт-Петербург : тип. Гл. упр. уделов, 1895. – 276, 34, IV с.;
17 https://cyberleninka.ru/article/n/rasprostranenie-sektantstva-v-velikorusskoy-derevne-na-
rubezhe-xix-xx-vv-1/viewer - Статья «Распространение сектантства в Российской империи
на рубеже XIX в.», автор И.С. Свиридов;
18 https://royallib.com/read/nikolskiy_nikolay/istoriya_russkoy_tserkvi.html#1500602 -
Н. М. Никольский и его «История русской церкви»;

Немало различий и между отдельными сектами. Поэтому невозможно вести
серьезную, конкретную борьбу с антиобщественными и преступными
проявлениями их деятельности, если не учитывать всего разнообразия сект,
их вероучений и культа, особенностей их влияния на верующих.
Под сектантством вообще понимается обособленность, замкнутость
узких групп единомышленников в какой-либо области идеологии, в
политике, литературе, отделяющихся от основного или господствующего
течения. В религии сектантство представляет собой организационное и
культовое отделение групп верующих, по-своему толкующих традиционные
догмы, отвергающих господствующее или наиболее распространенное
вероучение. Под сектой понимается «религиозная община, группа,
отколовшаяся от господствующей церкви» либо «обособленная группа лиц,
замкнувшаяся в своих узких групповых интересах».
Религиозная секта характеризуется им как один из типов религиозных
объединений, отличающийся рядом признаков. В качестве одного из таких
признаков выделяется то, что секта «возникает как религиозное
оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным
направлениям». Она может выступать как организация, являющаяся
выразителем протеста отдельных социальных групп, недовольных своим
положением в обществе. Для сект характерна претензия на
исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей и
установок. С этим связаны тенденции к изоляции, настроения
избранничества, резко выражено стремление к «духовному перерождению»
ее членов, признаком которого считается строгое соблюдение определенного
нравственного кодекса и ритуальных предписаний, что нередко приводит к
крайнему фанатизму и экстремизму.
Таким образом, секта возникает как оппозиционное течение по
отношению к тем или иным религиозным направлениям. Сектантские
догматы просты, но тяготеют к основам учения той исходной религии, из

которой возникла секта. Самобытность сектантского вероучения сводится к
тому, что некие второстепенные элементы веры, уже существовавшие в
исходной религии, здесь возводятся до положения центральных. Секта,
таким образом, представляет собой тоталитарную религиозную организацию.
Также важно отметить, что в ХХ веке в России произошли
жесточайшие гонения на Православную Церковь 19 . По своему масштабу,
изуверству и жестокости они сопоставимы с гонениями первых веков
христианства, происходившими на территории Римской Империи. Перед
революцией и Гражданской войной Православная Российская Церковь (так
она официально называлась в то время) представляла собой крупнейшую
религиозную организацию Российской Империи, фактически неотделимую
от государственно-бюрократической машины страны. 
Традиционно принято считать, что гонения на Православную Церковь
начались в России после большевистского переворота октября 1917 года.
Однако это не совсем так. Первые признаки гонений мы можем наблюдать
начиная с февраля того же года, когда пришедшее к власти Временное
правительство решило, что имеет право, как угодно, коверкать жизнь
Церкви, вмешиваться в ее внутреннюю жизнь. Российское государство после
Февральского переворота лишилось законного Царя – Помазанника Божьего,
удерживающего мир от сил зла. Временное правительство, однако, незаконно
решило присвоить себе царские функции, откровенно вмешиваясь в жизнь
Церкви.
Распустив старый состав Святейшего Правительствующего Синода,
Временное правительство отстранило от своих кафедр 12 архиереев, которые
подозревались правительством в нелояльности новой власти. Фактически во
всех епархиях власть передавалась от архиереев к церковно-епархиальным
19 https://cyberleninka.ru/article/n/polozhenie-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-i-duhovenstva-
nakanune-i-v-hode-revolyutsii-1917-g-na-primere-vladimirskoy-gubernii/viewer - Статья
«Положение русской православной церкви и духовенства накануне и в ходе революции
1917 г.», автор Ю.В. Федосова, 2007 г.;

советам, что являлось грубым нарушением канонического права. К 1917 г. в
России было три митрополита, однако ни один из них по воле Временного
правительства не вошел в состав нового Святейшего Синода. Вместе с тем, в
угоду новым «демократическим» веяниям Временное правительство ввело в
состав Синода четырех священников. Это являлось прямым нарушением
канонического права и церковной дисциплины. Как подчеркивает в своей
работе Д. Соколов, «эти действия правительства грубо нарушали церковные
каноны».
Церковно-приходские школы, находившиеся ранее в ведении
Православной Российской Церкви, теперь лишились ее опеки. В итоге более
37 000 церковно-приходских, второклассных и церковно-учительских школ
оказались в ведении Министерства народного просвещения. Их общее
имущество оценивалось в 170 миллионов рублей.
Для того, чтобы уменьшить степень влияния православного
духовенства, Временное правительство направило в отдельные епархии
церковных комиссаров, что также являлось грубым вмешательством в дела
Церкви. Кроме того, «демократическая» власть инициировала проведение
нескольких старообрядческих съездов. Цель такого шага – ослабить позиции
официальной Церкви. 
21 октября 1917 г. произошло трагическое и по-своему знаменательное
событие, предзнаменовавшее дальнейшие жестокие гонения на Церковь.
Пьяная обезумевшая солдатня осквернила в самом сердце Москвы
величайшую святыню – честные мощи Святителя Гермогена, Патриарха
Московского и всея Руси. Это кощунство произошло в Успенском соборе
Московского Кремля и, буквально через четыре дня после этого трагического
события в Петрограде произошел революционный переворот, положивший
начало неслыханным дотоле большевистским гонениям на Церковь. 

Первыми шагами новой власти явились декреты, прямо или косвенно
направленные против позиций Православной Церкви. Так, уже 4 декабря
1917 г., то есть практически через месяц после переворота, большевистское
правительство приняло «Положение о земельных комитетах» 20 , в котором
содержался пункт о секуляризации церковных земель. Вскоре, 11 декабря,
был принят декрет, по которому были закрыты все духовные учебные
заведения, а их здания, имущество и капиталы конфисковывались. Этот
декрет фактически ликвидировал всю систему духовного образования в
России.
В новом 1918 году антицерковная политика новой власти имела свое
логическое продолжение. Так, уже в начале января 1918 г. у Церкви была
изъята Синодальная типография, вслед за придворными храмами были
закрыты многие домовые церкви. Несколько позже, 13 января 1918 г.,
большевиками был издан декрет о конфискации Александро-Невской Лавры
в Петрограде. Для того, чтобы исполнить этот декрет, боевики Красной
гвардии осуществили вооруженное нападение на святую обитель. В ходе
вооруженного конфликта был смертельно ранен настоятель Скорбященской
церкви протоиерей Петр Скипетров (ныне прославлен Русской Православной
Церковью в сонме священномучеников), пытавшийся устыдить
распоясавшихся революционных головорезов.
Наконец, 23 января 1918 г. большевистская власть принимает декрет
«Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Как отмечает в
этой связи публицист Д. Соколов, Церковь в соответствии с этим законом
«фактически была лишена права юридического лица». Ей запрещалось иметь
какую-либо собственность. Все имущество существовавших в России
религиозных обществ было объявлено народным достоянием, то есть
национализировалось государством. Новая власть поспешила

20 "Положение о земельных комитетах и об урегулировании ими сельско-хозяйственных
отношений" (утв. СНК РСФСР, Наркомземом РСФСР 04.12.1917);

воспользоваться данным декретом. Практически сразу же было
конфисковано около шести тысяч храмов и монастырей, а также закрыты все
банковские счета церковных приходов и монастырей. Большевистская власть
запретила преподавание Закона Божия в школах. Кроме того, в стране
запрещалось преподавание религиозных учений в храмах и на дому. Следует
отметить, что фактически, под предлогом отделения Церкви от государства,
большевики пытались поставить вне закона само понятие русского
Православия. 
Первым практическим результатом претворения нового декрета в
жизнь стало закрытие в 1918 году духовных учебных заведений 21 , включая
епархиальные училища и храмы при них. Исключение составила только
Казанская Духовная академия. Она, благодаря стараниям ее ректора епископа
Чистопольского Анатолия (Грисюка), продолжала свою работу до 1921 года,
когда епископ Анатолий и преподаватели академии были арестованы по
обвинению в нарушении декрета. В стране фактически с 1918 года были
прекращены духовное образование и научная церковная деятельность. То же
самое можно сказать и о книгопечатании, так как с 1918 года любое издание
православной литературы оказалось практически невозможным. Все
основное имущество Православной Церкви уже к лету 1920 года было
национализировано большевиками.
В 1921–1922 гг. в истерзанной и изможденной после кровопролитной
Гражданской войны России вспыхнул искусственно созданный голод. Он
охватил в целом 35 губерний Европейской России с населением около 90 млн
человек. Последствия голода были использованы большевистской властью
для инициирования очередного витка гонений на Православную Церковь.
Так, уже 23 февраля 1922 года был обнародован декрет ВЦИК РСФСР «О
порядке изъятия церковных ценностей». Согласно этому документу Церковь

21 «Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период» игумен Дамаскин
(Орловский);

должна была передать специальным уполномоченным органам советской
власти все имеющиеся у нее в распоряжении ценности, а также
богослужебные предметы. 
Естественно, верующие православные христиане крайне болезненно
отреагировали на очередное большевистское нововведение, направленное
против Православия. В частности, 15 марта 1922 г. в городе Шуе произошли
массовые волнения народа. Размах народного выступления верующих в Шуе
поражал своими масштабами: только по официальным по данным ГПУ
(скорее всего, заниженным), на площадь вышла примерно четверть жителей
города. 
Главным итогом большевистских гонений на Церковь в годы
Гражданской войны и в первые послевоенные годы явилось невиданное
дотоле разорение Церкви. Так, к примеру, целые уезды ряда епархий, таких
как Пермская, Ставропольская, Казанская, оказались вообще лишенными
священнослужителей. 
Лютые гонения на Православную Церковь продолжились и
впоследствии, в 1920–1930-х гг. Говоря в целом, тяжелые времена для
Православия в России продолжались вплоть до второй половины 1980-х гг.
Церковь, тем не менее, несмотря на гонения, выстояла и явила миру своих
новомучеников, принявших смерть за Веру Православную. Даже посаженные
за колючую проволоку, оклеветанные и оболганные, священнослужители из
мест лишения свободы продолжали нести Слово Божие людям, вселяя
надежду в их дрогнувшие вследствие невиданных гонений сердца. В итоге
даже в атмосфере невероятных репрессий Русская Православная Церковь
сумела сохранить в целости духовное ядро.

Заключение

В заключение следует сказать, что на основании вышеизложенного
материала религия – это феномен духовной жизни человека, неотъемлемая
часть человеческой культуры. Религия является естественным компонентом
жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.
В Российской империи господствующим вероисповеданием
было православие. К остальным религиям, которые исповедовали
"инородцы" - исламу, иудаизму, католицизму и буддизму относились
терпимо. А вот к старообрядцам и сектантам применялись различного рода
наказания.
Религиозная деятельность официальных религий определялись
Уставами церквей неправославных исповеданий. В православии со второй
половины XIX века произошли коренные преобразования.
По отношению к старообрядчеству правительство проводило жесткую
политику их унификации. Это плохо получалось, но священный Синод
продолжал проводить политику репрессий против старообрядцев. Считалось,
что старообрядчество готово присоединиться к официальной православной
вере, но мешают только некоторые совратители, своим фанатизмом
увлекающие массы.
Довольно жестко поступали с мусульманскими и с римско-
католическими духовными учреждениями. Так, все сношения с папским
Римом проводились только через министерство внутренних дел. А
постановления от Папы Римского могли осуществлять на территории
Российской империи только, после получения разрешения от российского
императора.
Таким образом, все церкви (в том числе и православная) находились
под плотной опекой государства. Поэтому императору Николаю II поступали
просьбы освободить православную церковь от чрезмерной опеки

государства, мешающей ее преобразованию в соответствии с изменениями в
духовной жизни большинства православных. Какие-то попытки по
преобразованию отношений государства и церкви делались, но они были
неэффективными.
Одной из попыток реформации духовной жизни россиян был
Манифест от 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании
государственного порядка", который даровал свободу выбора веры (и
неверия). Правда после этого возникла правовая коллизия, когда Русская
Православная Церковь (как государственная религия) попала в зависимость
от Госдумы, где заседали депутаты разных вероисповеданий. И мусульманин
с иудеем могли решать, какие законы от православной церкви одобрить или
нет. Другие церкви при этом были свободны от депутатской опеки и
руководствовались своими внутренними установлениями. А после великого
переворота 1917 года православная церковь на долгое время начала уходить
на второй план, поддаваться гонениям, разорению и в итоге запрету для
граждан. Верующие были вынуждены скрывать свою веру, так как она шла
вразрез с политической установкой в государстве. Но, несмотря на все
трудности истинно верующие остались верны своим убеждениям.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
139923
рейтинг
icon
3053
работ сдано
icon
1328
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
138198
рейтинг
icon
5837
работ сдано
icon
2642
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
93328
рейтинг
icon
2006
работ сдано
icon
1262
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
46 156 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
МПГУ
Спасибо большое Светлане! Работа выполнена очень быстро и качественно. Вы меня очень выруч...
star star star star star
ЯрГУ им.П.Г.Демидова
Отличный исполнитель! На все доработки и просьбы быстро реагирует. Заказ делает во время с...
star star star star star
университет
Спасибо Ольга, работа выполнена досрочно, без замечаний. Все очень профессионально)
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Исполнение обязательств

Решение задач, Гражданское право

Срок сдачи к 6 мая

1 минуту назад

Задача 1 ооо «восток» приобрело в собственность земельный участок...

Решение задач, Земельное право

Срок сдачи к 4 мая

1 минуту назад

Курсовая работа на тему сестринский процесс при раке шейки...

Курсовая, сестринское дело

Срок сдачи к 8 мая

2 минуты назад

Кейс

Решение задач, Финансовое планирование и бюджетирование

Срок сдачи к 6 мая

3 минуты назад

Этапы процесса управления риском

Контрольная, Риск-менеджмент

Срок сдачи к 16 мая

3 минуты назад

тесты синергии

Тест дистанционно, Юриспруденция

Срок сдачи к 10 мая

3 минуты назад

Практическая работа

Другое, Документационное обеспечение логистических процессов, логистика

Срок сдачи к 10 мая

4 минуты назад

Лечение миомы матки на современном этапе

Диплом, Гинекология

Срок сдачи к 10 июня

4 минуты назад

Тест по химии нефти и газа

Тест дистанционно, Химия нефти и газа

Срок сдачи к 7 мая

5 минут назад

Объём (в страницах) – 3 а. л., или 120 тыс. знаков с пробелами.

Диплом, музейное дело,искусство

Срок сдачи к 9 мая

6 минут назад

Ответ на вопросы

Другое, Безопасность судоходства, судостроение

Срок сдачи к 7 мая

7 минут назад

Сделать приложение по готовой докуентации и объяснить как запустить

Курсовая, Сетевые технологии в асоиу, сети и телекоммуникации

Срок сдачи к 15 мая

7 минут назад

Решить 6 задач

Решение задач, Финансовый менеджмент

Срок сдачи к 4 мая

7 минут назад

Написать отчеты по практике

Отчет по практике, Практика

Срок сдачи к 15 мая

8 минут назад

3 лабораторных

Лабораторная, транспортная психология

Срок сдачи к 7 мая

8 минут назад

Анализ и прогнозирование финансового состояния

Диплом, Финансовый анализ

Срок сдачи к 7 мая

9 минут назад

Написать отчет по практике и заполнить дневник практики

Отчет по практике, Право и организация социального обеспечения

Срок сдачи к 6 мая

9 минут назад

Эссе по художественному фильму

Эссе, Мышление и письмо, культура речи, риторика, русский язык и литература

Срок сдачи к 13 мая

9 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.