это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2653218
Ознакомительный фрагмент работы:
Актуальность выбранной темы. Социальные, экономические, технологические и политические общественные процессы радикально изменили медиасферу и ее профессии. Трансформация журналистской деятельности является одной из заметных тенденций в современной системе СМИ. Актуальность работы определяется современным этапом развития информационного общества, эволюционными изменениями, которые связаны с новейшими достижениями в сфере информационно-коммуникационных технологий, преобразованиями в современной медиаиндустрии. Появление новых СМИ и коммуникативных каналов сопровождается процессами медиаконвергенции и конвергентной журналистики, которая рассматривается как особый вид профессиональной деятельности по производству системы журналистских материалов.
Цель работы заключается в исследовании жанра карикатуры как медиатекста.
Основное изложение материала.
В новых условиях на журналистскую профессию влияет множество факторов, среди которых важны:
· технологический аспект как фактор повышения оперативности доставки информации;
· многоканальность коммуникаций;
· визуализация информации как ведущее средство коммуникации в медиа-среде. [4]
Соответственно, меняются формы, способы сбора и трансляции информации. Изменение принципов массовой коммуникации сформировало потребность в универсальных журналистах. Таким образом, приведенные факторы означают формирование новых требований медиаотрасли к профессиональным и личностным качествам специалиста СМИ и актуализируют потребность теоретического осмысления принципов деятельности журналистов на современном этапе. [3]
Для понимания изменений в сфере журналистики на современном этапе ключевой является концепция «сетевого общества», которая отражает современные трансформации социальной организации. Понятие «сетевое общество» ввел М. Кастельс, который называет современное общество - обществом сетевых структур, где «власть структуры оказывается сильнее структуры власти», а принадлежность к определенной сети является важным источником власти и изменений в обществе [1]. Сегодня трансформируется способ использования информации - глобальные сетевые структуры изменили традиционные формы отношений. М. Кастельс фиксирует коммуникационную революцию и вводит понятие «массовая самокомуникация», а В. Кросби описывает новые СМИ как коммуникацию «многих со многими» в отличие от односторонней коммуникации СМИ.
В рамках традиционной медиакомуникации функционируют отношения «журналистских аудиторий» и «аудитория-журналист». Благодаря развитию технологий возникают новые связи - коммуникация «аудитория-аудитория». Таким образом, система медиа трансформируется в новую коммуникативную реальность, где на смену вертикальным иерархическим связям приходят многоканальные горизонтальные информационные сети. [10]
Тенденцию отражает появление новых медиа, под влиянием которых происходит демократизация процесса создания и запуска СМИ, где каждый может стать издателем. Технологическое развитие создает уникальную ситуацию в медиасфере, одним из аспектов которой является потеря монополии на трансляцию информации малочисленной группой профессионалов. Именно поэтому дискуссии фокусируются на проблеме будущего журналистики и в целом медиаотрасли. Как отмечает М. Житарюк, формирование информационного общества поставило вопрос о «будущей профессии журналиста, которая бы максимально учитывала вызовы времени» [2, с. 122].
Карикатура как разновидность газетно-журнальной графики неоднократно была объектом исследования ученых, которые в своих статьях и диссертациях пытались осветить различные аспекты этой специфической формы смешанного текста.
Так, в своей статье "Карикатура как вид креолизованого текста" ученый О.Воронина аргументировано доказывает принадлежность карикатуры в креолизованого текста, обнаруживая тесную взаимосвязь между вербальным и иконическим компонентами, создают визуальную и смысловое единство, необходимую для появления комического эффекта.
Статья М. Ворошилова "У разбитого корыта: культурный прецедентный текст в политической карикатуре о мировом кризисе" дает возможность ознакомиться с результатами исследования функционирования прецедентного имени в современной российской политической карикатуре о мировом кризисе.
Исследуя карикатуру как жанр политического дискурса, Артемова Е. А. обнаружила особенности понимания и интерпретации политической карикатуры, ее жанротворчих признаки, сопоставила политическую карикатуру с такими видами креолизованого текста, как плакат и комикс, а также с другими юмористическими жанрам, в частности политической частушки, анекдотом , пародией.
Айнутдинов А. С. в кандидатской диссертации "Карикатура как тип изображения комической интенции в современных российских печатных СМИ" проанализировал морфологию карикатурного изображения, ее уровне, внутреннюю структуру языковых единиц, описал виды и функции карикатур, раскрыл средства создания комического в карикатурах.
В своей статье Чаплыгина Ю.С. рассмотрела универсальные текстовые категории лингвовизуального феномена карикатуры.
Хамадах Мамдух в кандидатской диссертации "Карикатура в периодических изданиях" определил функции и место карикатуры в печатных СМИ, исследовав особенности карикатуры как изобразительного жанра, предложил классификацию карикатур, впервые выделив философский вид, и очертил связи карикатур с другими литературными и изобразительными жанрами.
Ковинько К.В. исследует функциональные, дискурсивные и стилистические особенности политической карикатуры, определяет вышеупомянутого вида в политической лингвистике.
Тот или иной сатирический рисунок несёт в себе отклик художника или редакции на те или иные явления и события. Карикатура может быть художественно обыграна или же подаваться читателю непосредственно в виде социальной, политической карикатуры при сохранении драматургии совместно с передачей определенных фактов. Правда, довольно часто мы имеем дело со столь комичными событиями и их последствиями для социума что карикатура уже превращается из сатирического отклика в обыкновенную констатацию сюжетов при безусловном сохранении природной комичной сути рисунка. Более того, сами границы между вымыслом и фактом на карикатуре, по сути, являются информацией к размышлению для читателей, однако почему-то тот или иной человек, та или иная ситуация стали предметом осмеяния, пристального внимания со стороны редакционной политики СМИ или гуманистической, эстетической позиции художника. [5]
Коммуникативная функция карикатур весьма понятна. При помощи рисунков редакция имеет возможность общения с читателями, а те же, в свою очередь, могут поддерживать отношения с изданием. [7]
Здесь же возникает и функция психологической разрядки от карикатуры.
К примеру, карикатура, выполненная в жанре изошутки, может отвлечь читателя от важных, возможно, драматических событий, снять стресс, заставить улыбнуться. По-другому, эту функцию можно назвать – рекреативной. Вот только саму по себе изошутку, как мы уже говорили, придумать и нарисовать зачастую бывает затруднительно. Ведь, как известно, всё гениальное – просто, но сначала его надо выдумать. Только звучит привлекательно и просто, что «если собака укусила человека, то это не является новостью но если человек укусил собаку», это уже заслуживает внимания. На самом деле, сначала извольте потрудиться, господин художник, включить на полную катушку свою фантазию и креативные способности, чтобы предоставить на суд аудитории СМИ готовую «изошутку», способную вызвать смех или улыбку на лице читателя. [9]
Исходя из того, что карикатура – вид графики, изобразительного искусства, очевидна и её эстетическая функция. Куда приятнее листать газету или журнал с иллюстрациями, к тому же выполненными с высокой степенью художественного мастерства. Особо стоит отметить познавательную и эвристическую функции карикатуры. [8] Под первой следует понимать то, что сатирический рисунок не только высмеивает нечто, но ещё и знакомит читателя с разными знаниями о жизни, даёт широкое представление о ней. Таким образом, отличительной особенностью эвристической функции карикатуры от остальных является преемственность рисунков в освещении той или иной темы, что вызывает своего рода «волнообразный эффект» карикатуры в профессиональном сообществе художников и в целом по всему миру, для которого сатирические рисунки, собственно говоря, и адресованы. Наиболее важной остаётся воспитательная функция карикатуры. По крайней мере, в советское время ей уделялось колоссальное внимание в печати. [6, с.34] Журнал «Крокодил» на своих страницах в течение многих десятилетий пестрил соцреалистическими карикатурами, борющимися, пестующими, поучающими.
Выводы. Таким образом, всего, по мнению автора, есть шесть категорий карикатур: портреты и шаржи, социально-бытовые карикатуры, изошутки, «strip», политическая карикатура и философская. Карикатура как медиа текст выполняет следующие функции в печати: информационная, коммуникативная, функция психологической разрядки, эстетическая, познавательная, эвристическая и воспитательная. В условиях повсеместной визуализации информационных данных в СМИ роль иллюстративных элементов возрастает с каждым днем. Однако карикатура, по сравнению с коллажем, фотоиллюстрациями, утрачивает, к сожалению, свои позиции в отечественной прессе. Журналы и газеты, как печатные, так и электронные, мало используют сегодня публицистический потенциал карикатурного жанра, недооценивая его изобразительное и содержательное значение. Таким образом, карикатура как медиа текст становится всё более случайной.
Библиографический список
1. Бабкина Е.С. Проектная деятельность редактора интернет-СМИ: от создания концепции до коммуникационной стратегии (на примере авторского сетевого издания «Cookiebooks») / Е.С. Бабкина, Т.Н. Коврижкина // Ученые заметки ТОГУ : электрон. науч. изд. – 2015. – Т. 6, № 2. – С. 165-170.
2. Булаева М.Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат // Журналистский ежегодник. – 2015. – № 4. – С. 121-123.
3. Калинина Н. Гражданская журналистика в мировой медиасфере / Н. Калинина // Меди@льманах. – 2013. – № 3. – С. 15–20.
4. Кастельс М. Становление общества сетевых структур [Электронный ресурс] / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на западе / [под ред. В. Иноземцева]. – Режим доступа: http://iir-mp.narod.ru/books/inozemcev/index.html.
5. Кирия И. Мультимедиа и новые принципы новостей / И. Кирия // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные; под ред. А.Качкаевой. – М., 2010. – С. 30–47.
6. Колесниченко А.В. Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура / А.В. Колесниченко, А.В. Вырковский, М.Ю. Галкина [и др.] // Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. – 2017. – № 5. – С. 51-71.
7. Копылов О. Профессионализм журналиста в условиях медиаконвергенции: трансформация, эволюция, апгрейд? / О. Копылов // Вестн. Томск. гос. ун-та. Филология. – 2012. – №3. – С. 120–130.
8. Матвеенко Ю.А. Традиционные жанры и новые форматы подачи культурно-просветительского контента в электронных российских
СМИ / Ю.А. Матвеенко, Е.С. Бабкина // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. – Белгород, 2019. – С. 364-369.
9. Морозова А.А. Жанровые и тематические особенности медиаобразовательных проектов в сети как реализация творческой концепции автора (на примере первого студенческого медиахолдинга) / А.А. Морозова, А.А. Селютин // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – № 10 (301). – С. 130-134.
10. Шестеркина Л. Журналистское образование в условиях конвергенции СМИ: монография / Л. Шестеркина и др.; под ред. Л.П. Шестеркиной. – Челябинск: РЕКПОЛ, 2012. – 114 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовую работу по дисциплине Тепломассообмен
Курсовая, тепломассообмен
Срок сдачи к 9 мая
Таможенный контроль за перемещением культурных ценностей через таможенную границу еаэс
Курсовая, таможенное дело
Срок сдачи к 9 мая
Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода.. Подробности в прикрепленном файле
Курсовая, Экономическая теория
Срок сдачи к 5 июня
Финансовое планирование и механизмы его реализации в практике предприятия
Другое, научно-исследовательская работа
Срок сдачи к 12 мая
Железобетонные и каменные конструкции
Курсовая, Железобетонные и каменные конструкции
Срок сдачи к 10 мая
Выполнение задание Отливки, Анализ тех.детали.
Лабораторная, технология конструкционных материалов
Срок сдачи к 19 мая
5 задач, все задания в файле (с картинками)
Решение задач, Бухгалтерский учет и аудит
Срок сдачи к 5 мая
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!